Конрад Лоренц - «Восемь смертных грехов цивилизованного человечества»
Несколько месяцев назад на занятиях в книжном клубе мы проходили труды одного выдающегося биолога - Конрада Лоренца. Изначально этот человек был мне интересен именно как этолог (зоопсихолог), получивший Нобелевскую премию по физиологии и медицине за работы по изучению межвидовой агрессии, но внимание мое привлекло и ещё одно его произведение, которое называлось «Восемь смертных грехов цивилизованного человечества».
Книга эта была опубликована ещё в 1973 году, и всё то, о чем говорил автор тогда, стало со временем лишь актуальнее.
Как вы уже могли понять из названия, Лоренц в данном произведени с позиции естествоиспытателя приводит критику того общественного строя, тех моральных, бытовых и социальных привычек, которые мы сейчас имеем, соотнося их с тем, как могло бы жить человечество буть оно чуть ближе к природе и её естественному замыслу касаемо нас.
Вот основные «грехи», которые выделяет автор:
1. Перенаселение Земли. Вынуждает нас защищаться от социальных контактов, быть менее человечными более агрессивными или безразличными к жизненным проблемам других людей.
2. Опустошение естественного жизненного пространства. Истощает природную среду, нарушает естественную экосистему.
3. Бег человечества наперегонки с самим собой. Развитие техники провоцирует человека соответствовать ей, то есть стараться думать и действовать гораздо быстрее, чем то естественно для живых организмов. Тем самым вводит человечество в стресс и не даёт времени подумать, осознать и прочувствовать жизнь.
4. Изнеженность. Существующий неравный социальный строй, развитие техники и фармакологии порождает возрастающую нетерпимость ко всему, что вызывает малейшее неудовольствие. Тем самым исчезает способность человека к преодолению препятствий, за которыми его ждут подлинные радости жизни, достижение которых дается лишь ценой тяжких усилий.
5. Генетическое вырождение. Нарушение селективного механизма: выживают не те представители вида, которые обладают набором лучших человеческих качеств, а те, кто находится в лучшей социально-экономической ситуации, как правило, не имеющей в качествам индивида никакого прямого отношения.
6. Разрыв с традицией. Из-за быстрого развития технологий и изменения мира в соответсвии с ними младшему поколению труднее достигать взаимопонимания и естественной преемственности с поколением старшим, что приводит к полной утрате множества важных ценностей, накапливаемых веками до них.
7. Возрастающая индоктринируемость человечества. В этой главе автор пишет о том, что никто не думает своей головой, следует моде, социальным идеям, транслируемым из медиа и прочих «авторитетных» источников, не подвергая их никакому критическому анализу. И даже наука, казалось бы, оплот объективности, вязнет в этом пороке, следуя именно тем гипотезам, которые «одобрены свыше».
8. Ядерное оружие навлекает на человечество опасность, но ее легче избежать, чем опасностей, порождаемых семью другими процессами.
Саму книгу я не могу вам рекомендовать, как обязательную прочтению, так как лично мне не хватило в ней именно ответов на вопрос, что делать со всем перечисленным, видимо, автор предлагает нам задуматься над этим самостоятельно, но она оказалась очень созвучна с той линией, которой я придерживаюсь в информационном пространстве.
Со своей позиции, человека занимающегося опорно-двигательным аппаратом, я тоже могу выделить довольно большой список того, чем «грешен» современный человек, и это точно будет касаться каждого из вас. Но! В отличие от Конрада Лоренца все поднятые мной проблемы современного городского человека, помимо актуализации, будут иметь ещё и ответ на вопрос, что со всем этим делать.
Подробный список того, чем по моему субъективному, но экспертному мнению «грешен» современный человек, ждите в следующих постах. А пока можем обсудить Лоренца.