Резные наличники крестьянского дома в д.Быган
Перед нами ещё один резной наличник. По классификации А.В. Чуйко - арочный наличник (Чуйко А.В. Резной декор деревянной архитектуры. Омск и Тара. Конец XIX - вторая половина ХХ в. - М.: Наука, 2005). Но навершие наличника двухярусное. Нижний ярус - арка, а верхний ярус выполнен в технике пропильной резьбы. По бокам - S-образные змейки, а в центре - пальметта в виде абстрактной фигуры, венчают эту абстрактную фигуру своеобразные коронки. По мнению д.ф.н., профессора Н.К. Козловой, это одна из версий той змеиной композиции, о которой идёт речь в её статье. (Козлова Н.К. Трансформация змеиного мотива в резных наличниках городов и сел Западной и Восточной Сибири. - Омск:)
Только на данном наличнике боковые змейки коронованными головками соприкасаются не друг с другом, а их коронки слились вот пальметту*. Хотя наличие пальметты традиционно для наличников с волютами. На нижнем ярусе навершия наличника - пропильная накладная резьба. Рисунок абстрактный, но он косвенно связан с той же «змеиной композицией». Украшают навершие и пропильные детали боковин и «пики», стоящие по бокам волют. Все это вместе взятое придает рисунку наличника ажурность.
*Пальметта (фр. palmette, уменьшит. от лат. palmа из др.-греч. πάλάμη — ладонь) — элемент растительного орнамента в виде листа пальмового дерева, по сходству с ладонью, или с «растопыренными пальцами руки»
#ОНК_Тара #президентскиегранты #ДарыТайги #Таёжныеэкспедиции
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2