Для понимания масштабов характерен пример 48-й колонны, которая прорывалась в заблокированный Ленинград. Один эшелон, доставленный с «большой земли» в осаждённый город, заменял тысячу рейсов легендарных полуторок, работавших на ладожской Дороге жизни. Шлиссельбургскую трассу разрушали 1200 раз. Из паровозной колонны в 600 человек погиб каждый третий. Военные историки утверждают: через «коридор смерти» в осаждённый Ленинград было привезено 75% всех грузов, и только остальные 25% дала ладожская Дорога жизни. После войны «коридор смерти» приказали называть Дорогой победы.
Во время войны к обычным обязанностям железнодорожников добавилось разрушение собственной, политой кровью и потом инфраструктуры. Невозможно было оставлять врагу на оккупированных территориях транспортные артерии, которые наполняли бы армию вторжения резервами и боеприпасами. Вывозилось всё. И ремонтное оборудование, и запчасти, и люди, и собственно железные дороги: рельсы, шпалы и прочее.
Так из Сталинграда в июне-сентябре 1942 года было эвакуировано 677 км пути, 757 стрелочных переводов, 12 978 вагонов ценных грузов. Всего этого не хватало там, где ковалось оружие победы, и там, где советские войска переходили в наступление и освобождали территории, захваченные врагом. Ведь, отступая, враг придерживался концепции «выжженой земли» и всё предстояло создавать заново. Ушедших на фронт мужчин-железнодорожников заменили женщины. Уже 1 июня 1942 года доля женщин в общем числе работников железнодорожного транспорта составила 39,2%, а на отдельных направлениях их число доходило до 58%.
Из приказов по Паровозному депо Иловайск. о зачислении на должность паровозного кочегара:
1. Долину Марию Павловну дата зачисления 3.07.44 г
2. Лозовую Фаину Емельяновну 17.07.44
3. Юрченко Клавдия Александровна
4. Москалеву Сталину Сергеевну 1.08.445
5. Карелина Мария Семеновна
6. Божко Лина
7. Зацепа Валентина Ивановна 19.09.44
8. Крамник Валентина 24.10.44
9. Леонова Валентина Ивановна
10. Буревая Лина Юрьевна 30,10,44
11. Горда Анна 4,11,44
12. Новикова Анна Дмитриевна
14. Воронина Харитина Гавриловна 20,11,44
15. Сопина Антонина
16. Дикалова Валентина
17. Андреева Марина 1,12,44
18. Климова Елена Андреевна 27,01,45
19. Хомутова Мария 28,03,45
20. Торченко Надежда Павловна из табельщика депо а п.кочегар 17,06,45
21. Юдина Надежда Романовна14,08,45
22. Муха Мария Никитична 20,09,45
23. Бабенко Наталья Даниловна
24. Давыдова Мария Дмитриевна
25. Коротченко Анастасия Ивановна
26. Мамонтова Наталья Ивановна
27. Ткаченко Анна Харитоновна
28. Задорожняя Зинаида Ефимовна 22,09,45
29. Лихолетова Надежда Даниловна 06,10,45
30. Никитченко Надежда Никифоровна 18,10,45
31. Данилина Мария Павловна
32. Мышковец Юлия Ивановна23,10,45
33. Кучеренко Галина Александровна
34. Савина Валентина Сергеевна
35. Савченко Екатерина Семеновна 21,11,45
36. Гома Елена Ивановна 24,11,45
37. Гущина Елена Федоровна
38. Шевцова Мария Фроловна
39. Шапошникова Елена Николаевна
40. Малашта Анна Родионовна
41. Гриновецкая Анна Петровна 1,12,45
42. Шапочкина Екатерина Николаевна 7,12,45
43. Мухина Зоя Васильевна 5,02,46
44. Угнивенко Мария Константиновна
45. Радченко Анна Фотеевна
46. Пробачай Надежда Остаповна
47. Садовая Екатерина Григорьевна
48. Овчаренко Валентина Григорьевна 19,02,46
49. Лозовая Фаина Емельяновна 25,03,46
Комментарии 1
обобщению,систематизации и сохранению правдивой исторической памяти
о героическом вкладе иловайчан в ту Великую Победу
К примеру : на большой фотографии - Ковалевский Павел Иванович - машинист паровоза, почётный железнодорожник - участник описанных событий
Имел награды,,за Оборону Сталинграда и другие,благодарность от Верховного Главнокомандующего,...
На двух следующих фотографиях он слева, на коллективной у паровоза- по центру фото.