Учёные разошлись в вопросе положения того, кто забыл то, что выучил из Корана.
Некоторые сказали, что это просто грех, как это говорил шейхуль-Ислям Ибн Таймия.
Некоторые сказали, что это не просто грех, а тяжкий грех, опираясь при этом на различные хадисы, большинство из которых не являются достоверными.
А некоторые сказали, что это не грех, однако порицаемое преступление и бедствие, постигшее человека, забывшего Коран.
Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Саляфы разошлись относительно того, кто забыл Коран. Среди них были такие, кто посчитал это великим грехом”.
См. “Фатхуль-Бари” 9/86.
Имам Ибн Хубайра сказал: “Оставление Корана после его выучивания – это великое преступление. Ведь подобное оставление наводит на мысль, что он увидел в Коране что-то, что побудило его оставить его”. См. “Фатхуль-Бари” 16/427.
✒ Спросили Шейха ибн База по данному вопросу: "Берет ли человек на себя грех, если он выучил Куран, а затем забыл его из-за занятости мирскими делами?"
Ответ:
"Правильным мнением является то, что он не берет греха за это, но мусульманину необходимо уделять внимание повторению того, что он заучил из Корана, чтобы он не забыл его делая это в соответсвиии со словами пророка (мир ему и благословение Аллаха): "Привязывайте Коран (то есть заучивайте его), ибо поистине, клянусь Тем в чьих руках душа Мухаммада, он убегает намного быстрее чем верблюд".
И является важным уделять большое вникание пониманию его смыслов и делать дела по нему. Ведь тот, кто поступал в соответствии с Кораном, будет доводом за него, а тот кто не будет делать дела по нему, то он будет доводом против него по словам пророка (мир ему и благословение Аллаха): "Коран довод либо за тебя, либо против тебя". Привел Муслим в своем сборнике "Сахих".
См. "Маджмугатуль-фатауа уа макалат мутанауига" (24/368)
Учёные постоянного комитета во главе с Ибн Базом сказали, что забывание Корана из-за занятости или небрежности в этом не является грехом, а то, что об этом приводится от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, является недостоверным. См. "Фатава Ляджнату-д-даима" 4/99. https://islamqa.info/ar/answers/127485/هل-ياثم-من-نسي-ما-حفظه-من-القران-بسبب-ضعف-ذاكرته _________________
✔ Недостоверный хадисы по данной теме:
1 Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мне были показаны (все) награды (членов) моей общины, в том числе и награда за соринку, которую человек вынесет из мечети. Мне были показаны также (все) грехи (членов) моей общины, и не увидел я греха более тяжкого, чем забвение сур или айатов, которым человек был обучен, а потом забыл их».
Этот хадис приводят Абу Дауд 461, Ибн Хузайма 1232, аль-Байхакъи 2/440, и ат-Тирмизи 2916, который сказал: «Данный хадис является неизвестным , и нам знаком лишь этот путь его передачи, однако в силу существования определённых свидетельств это хадис может быть возвышен до степени хорошего».
Шейх аль-Албани назвал хадис слабым. См. «Да’иф аль-джами’ ас-сагъир» 3700, «Мишкат аль-масабих» 720, «Да’иф ат-таргъиб ва-т-тархиб» 184 и 872.
Иснад этого хадиса является слабым по двум причинам. Первая - это разрыв между Ибн Джурейджом и аль-Мутталибом ибн ‘Абдуллах. Хафиз Ибн Хаджар в «Табакъат мудаллисин» сказал: «‘Абдуль-Малик ибн ‘Абдуль-‘Азиз ибн Джурейдж аль-Макки, факъих Хиджаза, известный знанием. Ан-Насаи и другие обвиняли его в подтасовке хадисов/тадлис/. Ад-Даракъутни сказал: “Худший тадлис - тадлис Ибн Джурейджа”».
Другая причина - разрыв между аль-Мутталибом и Анасом. Из-за этого назвали его слабым аль-Бухари, ат-Тирмизи и другие, поэтому аль-Къуртуби сказал: «Этот хадис недостоверный». Хафиз Ибн Хаджар в «Фатхуль-Бари» (9/70) сказал: «В его иснаде есть слабость», и отсюда указал на его слабость ас-Суюти в «аль-Джами’». См. «Да’иф Сунан Абу Дауд» 1/165.
2 Сообщается, что Са’д ибн ‘Убада, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Любой человек, который читал Коран (наизусть), а потом забыл его, в День воскресения встретит Великого и Всемогущего Аллаха больным проказой/аджзама /”».
Этот хадис передали Ахмад 5/284, Абу Дауд 1474, ад-Дарими 3340 и Ибн Наср в «Къияму-л-лейль» 74.
Хафиз Ибн аль-Къаттан, хафиз аль-Мунзири, хафиз Ибн Хаджар назвали хадис слабым. См. «аль-Вахим валь-аухам» 2/415, «ат-Таргъиб ва-тархиб» 2/306, «Фатхуль-Бари» (9/70).
Шейх аль-Албани назвал хадис слабым. См. «Да’иф аль-джами’ ас-сагъир» 5153, «Мишкат аль-масабих» 2200, «Да’иф ат-таргъиб ва-тархиб» 873, «ас-Сильсиля ад-да’ифа валь-мауду’а» 1354.
Иснад этого хадиса является слабым и в нём есть три недостатка. Первый -
разрыв в цепочке между ‘Иса ибн Фаид и Ибн ‘Убадой, так как он не застал его. Это подтверждается хадисом, который передал имам Ахмад (5/284), в иснаде которого между ‘Иса ибн Фаидом и Са’дом ибн ‘Убада есть человек не названный по имени.
Второй - неизвестность ‘Исы ибн Фаида. Ибн Мадини сказал: «Неизвестен! Никто не передавал от него, кроме Язида ибн Абу Зияда», и тоже самое сказал хафиз (Ибн Хаджар). Аз-Захаби сказал: «Не известно кто он такой». По этой причине Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: «Этот иснад плохой. ‘Иса ибн Фаид не слышал хадисы от Са’да ибн ‘Убады и не застал его».
Третий - передатчик Язид ибн Абу Зияд, а он аль-Хашими и их вольноотпущенник, Абу ‘Абду-р-Рахман, о чём сказал аль-Мунзири (2/213). Хафиз Ибн Хаджар в «ат-Такъриб» сказал: «Слабый, изменился состарившись и начал путаться». Также он сказал в «Фатхуль-Бари» (9/70): «В его иснаде есть слабость». См. «Да’иф Сунан Абу Дауд» 2/87, «ас-Сильсиля ад-да’ифа валь-мауду’а» 3/530.
__________________
✔ Достоверные хадисы по данной теме:
1 Со слов Самуры бин Джундуба (да будет доволен им Аллах) передается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) как-то поведал: «Поистине, сегодня ночью ко мне явились двое, которые сказали мне: “Пошли!” Я пошел с ними, и через некоторое время мы подошли к лежавшему человеку, над которым с камнем в руках стоял другой человек, бросавший этот камень на голову лежавшего и разбивавший ее. И после того, как он наносил ему удар, камень откатывался в сторону, а этот человек шел за камнем и снова брал его, и еще до того, как он возвращался, голова первого снова становилась такой же как прежде, после чего он снова подходил к нему и делал с ним то же, что и в первый раз». В конце этого длительного путешествия эти двое, кем были ангелы Джибриль и Микаиль (мир им), поведали пророку (мир ему и благословение Аллаха):
«Что касается первого человека, мимо которого ты проходил и голову которого разбивали камнем, то это человек, который учил Коран, а потом забывал его, и он просыпал обязательную молитву».
аль-Бухари 7047.
Есть другие версии этого хадиса:
«Аллах обучил его Корану, а тот засыпал, не читая его по ночам и не жил по нему по утрам. И это будут делать с ним до Судного дня». аль-Бухари 1386.
Имам Ибн Батталь сказал:
“Т.е. этот человек оставлял выученные буквы Корана и не жил в соответствии с его смыслом. Однако тот, кто оставит выучивание его букв, но будет жить по смыслу Корана, тот не является тем, кто оставил Коран!”
См. “Шарх Сахих аль-Бухари” 3/135.
Перечисляя пользы, извлекаемые из обсуждаемого хадиса, хафиз Ибн Хаджар сказал: “В нём содержится предостережение от того, чтобы просыпать обязательную молитву, а также оставлять Коран”. См. “Фатхуль-Бари” 16/430.
2 Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «(Однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, который услышал, как какой-то человек читает (Коран) в мечети, сказал: “Да помилует его Аллах! Он напомнил мне такие-то айаты из таких-то сур, которые я забыл ”».
В другой версии (этого хадиса сообщается, что ‘Аиша), да будет доволен ею Аллах, сказала: «(Однажды) ночью пророк, да благословит его Аллах и приветствует, молившийся в моём доме, услышал голос ‘Аббада, который молился в мечети, и спросил: “О ‘Аиша, это голос ‘Аббада?” Я сказала: “Да”, (и тогда) он воскликнул: “О Аллах, помилуй ‘Аббада!”» аль-Бухари 2655.
Совместить эти два хадиса можно комментарием на хадис о забывчивости, из книги имама ан-Науауи 40 хадисов на русском языке:
О том, что не может служить оправданием забывчивому
"Всё сказанное ранее относительно освобождения от ответственности человека, совершающего что-нибудь по забывчивости, распространяется лишь на тех, кто сам не становится причиной того, что он забывает о чём-либо. Если же человек перестанет проявлять осторожность и откажется от того, что помогает помнить о необходимом, то он должен будет понести наказание за свои действия, даже если они и совершены по ошибке.
В пример можно привести такого человека, который проявляет небрежение в том, что касается чтения Корана, и не повторяет того, что он уже запомнил, в конце концов забывая это, или же того, кто замечает что-нибудь нечистое на своей одежде, но медлит, не убирая этого сразу, в результате чего совершает молитву, так и не вспомнив об этом. Такой человек считается допустившим оплошность и ему следует исправить своё упущение."
То есть забывчивость, как и не знание, не всегда служит оправданием. Так Всевышний Аллах сказал: «Не уподобляйтесь таким, которые забыли Аллаха и которых Аллах заставил забыть о себе самих!» Сура «Собрание»
Также Аллах Всевышний сказал: «…не подчиняйся тому, сердце которого Мы заставили забыть о Нас и который последовал за своими страстями, проявив беспечность» «Пещера», 28.
______________
✔ Так же еще хадис по теме:
Передают со слов ‘АбдуЛлаха бин Мас’уда, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Плохо будет, если кто-нибудь из вас станет говорить: “Я забыл такой-то и такой-то айат”, (ибо не сам он забыл,) а заставил его забыть (Аллах) [1], так продолжайте же заучивать Коран наизусть, ибо он покидает сердца людей быстрее, чем верблюды (, освобождённые от пут)».
Этот хадис передали Ахмад 1/381, 417, 423, 438, 463, аль-Бухари 5032, Муслим 790, ат-Тирмизи 2942 и ан-Насаи 2/154. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 936.
[1] Подразумевается, что это было сделано по той причине, что человек не стремился к повторению и изучению Корана.
_______________________
О забывании Корана по причине многочисленного поклонения.
Спросили хафиза ибн Хаджара аль-Аскаляни о человеке, который настолько занялся поклонением и тому подобными (богоугодными) делами, что забыл то, что знал наизусть из Корана.
Он ответил:
"Поскольку в хадисе пришла угроза в адрес того, кто читал Коран, и даже аят из него, а потом забыл его, то явный смысл этого хадиса указывает на запрет. Таким образом, тому, с кем произошло подобное, обязательно нужно побыстрее приняться за заучивание того, что он забыл. Если трудно заучить большое количество, то пусть заучивает понемногу".
См. «Аль-Джауахир уа ад-дурар фи тарджама шейх аль-Ислам Ибн Хаджар» 2/965-966.
Для уточнения мнения шафиитского мазхаба в вопросе забывания Корана полезным будет добавить следующие пояснения.
1 Грехом, и при этом большим, считается забывание чего-либо из Корана по причине небрежности и лени без приемлемых оправданий.
Писал шейх уль-Ислам Закария аль-Ансари аш-Шафии: "Его забывание - большой грех. И так же забывание чего-либо из него. В соответствии с хадисом".
Прокомментировал шейх Шихабуддин ар-Рамли аш-Шафии: "Его слова "его забывание - большой грех" относятся к ситуации, когда забывание произошло в результате того, что человек предавался нерадению и лени". См. "Асна аль-Маталиб ма'а хашия ар-Рамли" 1/64.
2 Это относится к полному забыванию, а не к тому случаю, когда человек все знает, но в нужный момент не может вспомнить, "вылетело из головы".
Говорил Ибн Хаджар аль-Хайтами аш-Шафии: "Под запретным забыванием имеется ввиду такое, при котором человек не может возвратить в память то, что знал, кроме как со сложностью и трудом, поскольку оно ушло из его памяти полностью. А что касается того забывания, при котором можно вспомнить забытое при напоминании, или только лишь услышав его, или призадумавшись, то это рассеянность, а не забывание на самом деле, и не считается впадением в запретное". См. "Аль-Фатауа аль-фикхия аль-кубра" 1/36.
3 Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни в другом месте собрал то из хадисов и асаров, что передается по данному вопросу. Говорит Ибн Хаджар:
"Передал Абу Убейд с иснадом, который останавливается на ад-Даххаке ибн Музахиме (табиин), что он сказал: "Кто бы ни обучился Корану, а потом забыл его, то это по причине греха, который он совершил. Ведь Аллах говорит: "Какая беда ни постигла бы вас - это по причине совершенного вами, и многое Аллах прощает". (Совет, 30). А забывание Корана - из величайших бед".
Также в качестве доказательства они (сторонники этого мнения) использовали то, что передали Абу Дауд и ат-Тирмизи от Анаса, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Мне были представлены грехи моей общины, и не увидел я большего греха, чем то, что человеку была дана сура из Корана, а затем он ее забыл". И в цепочке его передатчиков есть слабость.
Ибн Аби Дауд передал подобный хадис с несколько иной цепочкой, которая относится к категории мурсаль. В нем слова: "...большего греха, чем у человека, который был носителем Корана и оставил его".
И передано от Абу аль-'Алии (табиин), что он сказал: "Мы относили к величайшим грехам то, что человек знает Коран, а затем предается сну, пока не забудет его". Иснад у этого сообщения хороший (джеййид).
Также передано от Ибн Сирина (табиин) с достоверным иснадом: "Человека, который забывает Коран не любили (те, кого застал Ибн Сирин), и сурово отзывались о нем".
Еще передал Абу Дауд от Са'да ибн Убада, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Кто читал Коран, а затем забыл его, тот встретит Аллаха, будучи прокаженным". К его иснаду тоже есть претензии. И высказались в соответствии с ним из шафиитов Абу аль-Макарим и ар-Руяни". См. "Фатх аль-Бари" 9/86.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев