«Э-э-э… как же ее зовут? Вот память стала!» Знакомо? О том, как возраст влияет на память, а креативность на социальный интеллект, рассказывает нейропсихолог Ирина Преображенская, профессор кафедры неврологии и нейрохирургии Первого Московского медицинского университета им. И. М. Сеченова, который ведет свою историю аж с 1758 года. Именно там изобрели нейропсихологию и до сих пор в его стенах происходят самые важные открытия в этой области.
Что считается когнитивным нарушением? Есть ли у него нормы и границы?
Диапазон нормы очень большой, так как люди очень разные. Так называемая норма зависит от возраста, образования и образа жизни. Существует система тестов, разработанная нейропсихологами. Когда мы говорим об отклонении, это значит, что человек прошел тесты не так, как был должен в соответствии со своим возрастом и образованием. Человек может самостоятельно пройти разработанные таким же образом тесты, если есть ощущение, что с памятью что-то не в порядке, и потом пойти к врачу. Чем раньше человек с когнитивными нарушениями придет к доктору, тем лучше. Если выполнение теста покажет, что с памятью у вас все в порядке, но есть ощущение, что не в порядке — это тоже нарушение. Такое бывает, например, при повышенной тревожности, и ее тоже нужно лечить.
Что не является нарушением — это симптомы типа «пришел в другую комнату и забыл, зачем», «смотрю кино, знаю этого актера, но не могу вспомнить, как зовут», «не помню, куда положил ту или иную вещь, но потом вспоминаю, где она». Это не патология, это просто говорит о том, что человек в тот момент был рассеян или отвлекся на что-то другое. Человек не робот и не может делать все одинаково хорошо в течение всей жизни.
Особенный интерес врачей именно к памяти объясняется тем, что нарушения памяти для человека не свойственны ни в каком возрасте (да, у многих есть убеждение, что с возрастом память снижается, но это неправда). Очень часто ухудшение памяти говорит о том, что у человека развивается болезнь Альцгеймера; чем раньше начать ее лечить, тем больше шансы, что получится замедлить ее развитие — именно замедлить, не вылечить. Если человек приходит на ранних этапах, мы можем назначить препараты, которые дадут возможность сохранности памяти на два-три года. Болезнь Альцгеймера — генетическое заболевание, при котором гибнут клетки головного мозга, она разовьется, если у человека есть соответствующая предрасположенность. Поэтому, если эта предрасположенность высокая, болезнь Альцгеймера разовьется в любом случае, в том числе у людей, которые имеют высокий уровень образования и все время учатся чему-то новому. Но если человек постоянно учится, осваивает новые навыки (именно новые — если учить языки одной группы, это не новый навык, а вот если разных групп, то да), то его мозг становится сложнее, в нем образуется больше связей между клетками, и, как следствие, болезни Альцгеймера или любой другой придется потратить больше сил, чтобы их убить.
И если обычно от момента развития болезни Альцгеймера до первых симптомов (легкого снижения памяти) проходит около 15 лет, то в случае сложного мозга (врачи называют это «когнитивный резерв») может пройти значительно большее время. Как следствие, человек проживет свою жизнь, не ощутив симптомов болезни Альцгеймера.
«Пришел в другую комнату и забыл, зачем», «не помню, куда положил ту или иную вещь» — это не патология, это просто человек на что-то отвлекся.
Чтобы отложить развитие болезни Альцгеймера, важно не только учиться новому, но и достаточно двигаться, правильно есть и хорошо спать. Сон — это не только время для отдыха, во время сна из мозга выводятся вредные и ненужные мозгу вещества, например амилоидный белок, который является причиной развития болезни Альцгеймера. Важно нормально спать в молодом и особенно в среднем возрасте: болезнь Альцгеймера начинает развиваться примерно в возрасте 50 лет, к 60 годам обычно все диспозиции для нее уже сформированы. Также необходимо следить за своим давлением, уровнем холестерина, работой сердца — сердечно-сосудистые заболевания ускоряют развитие болезни Альцгеймера. Были проведены исследования, которые показали, что если мы контролируем дополнительные факторы риска развития болезни Альцгеймера, то у девяти из десяти человек она не успеет развиться в течение максимальной продолжительности жизни человека.
Какие есть типичные нарушения психики у людей старшего возраста в рамках нормы?
В рамках нормы есть одно-единственное нарушение — снижение скорости психических процессов (как следствие, увеличение времени обучения новым навыкам). Это называется «интеллектуально-поведенческая ригидность». Проявляется она, например, так: если два человека 20 и 60 лет пойдут учиться водить машину, то, скорее всего, 20-летний научится водить гораздо быстрее, но, научившись, оба этих человека будут пользоваться приобретенным навыком одинаково. Навык может быть любым. Чем новее приобретаемый навык, тем сложнее усваивать его в любом возрасте: если мы учим что-то совсем для себя новое, мы создаем в мозге новую связь между клетками — это называется «нейрональная сеть». Но чем мы старше, тем неохотнее меняем свои привычки и, как следствие, с меньшей охотой учимся новому, особенно если это трудно.
Вот эта поведенческая негибкость то, что обязательно нужно преодолевать, важно ставить перед собой сложные задачи: чем сложнее и труднее цель, тем лучше результат. Поведенческая ригидность проявляется в том числе негибкостью в социуме — человек привыкает жить по определенному сценарию, выполняя долгое время одно и то же, привыкая к ритму жизни, расположению вещей в квартире и так далее. Как следствие, в жизнь становится трудно ввести что-то новое: помните ежика из «Ледникового периода», которого его более младшие родственники сначала переносили из одной норы в другую, чтобы избежать катастрофы, и затем обратно? В обоих случаях он был недоволен этим обстоятельством и считал нору, в которой находится, единственной родной и возможной для жизни. Поэтому если мы замечаем в себе склонность к привычному распорядку и нелюбовь к новизне — самое время начать развивать в себе интеллектуальную гибкость, например запланировать изучение нового навыка. Тогда есть шанс еще долго не встречаться с неврологом и нейропсихологом.
А чем нейропсихолог отличается от обычного невролога и обычного психолога?
Нейропсихологию создал советский ученый — невролог и психолог Александр Романович Лурия, в середине прошлого века он работал над проблемой, как устроены познавательные процессы в мозге. Например, во время Великой Отечественной войны и сразу после нее в НИИ нейрохирургии им. Н. И. Бурденко Александр Романович анализировал особенности изменения познавательных функций у пациентов с огнестрельными и осколочными ранениями головы. Позже, в 1960-е годы, он работал вместе с неврологами и нейрохирургами в нашем, Сеченовском университете. Результатом его трудов стали динамическая теория организации психических функций человека, с помощью которой он объяснял, как именно мы познаем мир, и методы исследования познавательных функций, то есть наука нейропсихология и нейропсихологические методы тестирования. Александр Романович без магнитно-резонансной томографии и современных функциональных методов исследования мозга создал теорию, которая и сейчас, с новыми возможностями, полностью подтверждается. Он и по сей день один из самых цитируемых российских ученых в мире. В общем, все современные тесты, которые мы используем, опираются на те методы, которые создал Лурия.
Если мы замечаем в себе склонность к привычному распорядку и нелюбовь к новизне — самое время начать развивать в себе интеллектуальную гибкость.
Задача нейропсихолога — определить, соответствует ли познавательный процесс человека возрастной норме, и если нет — понять, какие именно этапы и части познавательного процесса пострадали. Психолог занимается совсем другими задачами. Например, у человека есть проблема — потеря близкого. Обычный кризисный психолог будет работать с понятием «утрата» и вокруг этого. Невролог или психиатр будут работать с депрессией и тревогой, которые могут развиться у пациента на фоне трагедии. А нейропсихолог будет работать с познавательными проблемами, которые при депрессии развиваются практически всегда — трудности концентрации, снижение уровня внимания, «мозговой туман». Конечно, идеальное сочетание, когда невролог и нейропсихолог — один человек: в таком случае невролог одновременно использует и неврологический молоточек, и нейропсихологические методы исследования, что позволяет детально исследовать мозг пациента.
Ковид действительно очень плохо повлиял на наши когнитивные способности?
Последствия COVID-19, безусловно, находятся в зоне интересов неврологов и нейропсихологов, поскольку этот вирус поражает в том числе и головной мозг, особенно ту его часть, которая отвечает за память, эмоции и организацию познавательной деятельности. Поэтому часто при COVID-19 мы замечаем у себя такие симптомы, как повышенная тревожность, эмоциональная неустойчивость, впервые развившиеся панические атаки (часто бывают ночные панические атаки, что пугает человека, особенно если раньше ничего подобного у него не было), снижение внимания и познавательной деятельности вообще. Мы вдруг начинаем понимать, что нас страшно бесят вообще все люди вокруг, хотя раньше не отличались агрессивностью.
Тут, конечно, оказывает влияние и социум — жить в момент социальной изоляции и болеть неизвестным вирусом само по себе неприятно и тревожно. В любом случае, если у пациента после перенесенного COVID-19 развилась болезнь Альцгеймера, это означает только то, что болезнь Альцгеймера была у него в течение последних 10–15 лет (как мы помним, это заболевание, которое долго развивается без всяких симптомов вообще). Максимум, что мог сделать COVID-19 — это просто ускорить развитие болезни, которая у человека уже была. Действительно ли COVID-19 влияет на мозг, мы сможем сказать лет через тридцать, когда пожилыми станут те, кто перенес это заболевание в 30–40 лет. Но даже если COVID-19 потенциально повышает риск болезни Альцгеймера, не стоит забывать, что вероятность ее развития зависит не только от генетики, но и от качества сна, умственной и физической активности и эмоциональной стабильности. Если вирус, который вызывает COVID-19, не приводит к тяжелым познавательным проблемам прямо сейчас, вряд ли он способен грубо нарушить наш когнитивный резерв в будущем (при условии, конечно, что этот когнитивный резерв мы будем создавать).
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1