Настя устроилась в художественную галерею экскурсоводом. И все не могла привыкнуть, что теперь может совершенно свободно приходить в это дивное историческое здание в Лаврушинском переулке, когда ей вздумается. Настя была уверена, что в музее работают одни небожители, которые ходят, земли не касаясь, и знают абсолютно все, о чем ни спроси. Настя не спрашивала - боялась, что ее назовут самозванкой и прогонят.
Да что говорить о научных сотрудницах, если даже обыкновенная продавщица из сувенирной лавки на первом этаже, смыслила в искусстве больше Насти.
- Есть у вас зонты? – Спросила одним промозглым днем Настя у продавщицы. – У меня зонт сломался.
- Есть Левитан, Гончарова, Кандинский, Малевич… - Неторопливо начала перечислять продавщица.
- Нет, нет, мне обычный зонт! – Рассмеялась Настя. – Знаете, такая штука с ручкой, от дождя.
Продавщица шутки не оценила и продолжила свой список:
- Еще есть Семирадский, Головин и Верещагин.
- Ага. – Сказала Настя. – Здорово. А зонты-то есть?
- Это и есть зонты! - С едва уловимым раздражением ответила продавщица. – Украшенные принтами перечисленных мной художников.
- А-а. – Смутилась Настя. – Простите, я не поняла.
- Выбирайте, пожалуйста, быстрее, за вами очередь.
- Давайте Левитана! – Заторопилась Настя. – Что там у него, «Золотая осень?»
- Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Довольно громко, с завываниями, будто брала уроки у Беллы Ахмадулиной, продекламировала продавщица, позабыв про очередь и вообще.
- Тютчев?! – Восхитилась Настя.
- Константин Бальмонт! – С упреком произнесла продавщица и отвернулась.
Через неделю Настя вновь выбирала зонт в сувенирной лавке:
- У меня беда. - Немного виновато призналась она продавщице, которую после стихов считала уже кем-то близким, вроде родной тетки, которая тоже любила внезапно затянуть про старый клен. - Я забыла ваш прекрасный зонт с Левитаном в автобусе, а сегодня льет как из ведра!
Продавщица поджала губы:
- Возьмите Наталию Гончарову! – С сомнением предложила она, будто раздумывала, достойна ли такого роскошного зонта покупательница. – Это «Композиция с лошадями и птицами-сиринами».
- Красиво! – Похвалила Настя. Она любила этот эскиз занавеса к балету Стравинского.
- «Красиво»... – Немного обиженно передразнила продавщица. - Милая моя, это не просто «красиво», это – шедевр!
И безо всяких прелюдий вновь ударилась в выразительное чтение:
- Птица Сирин на море живет,
Над глубокой водой,
Птица Сирин так сладко поет,
Чуть завидит корабль,
Зачарует мечтой золотой…
«Интересно, она все продажи сопровождает стихами? - Подумала Настя. – Или это только мне так везет?»
– Гумилев? – Как можно обаятельнее улыбнулась она.
- Константин Бальмонт! – Продавщица посмотрела на Настю с презрением: как можно не знать.
Через неделю Настя вновь ввалилась в сувенирную лавку.
- Ваши зонты заколдованы! – Обратилась она к продавщице. - Левитан потерялся! А у Гончаровой сломалась спица!
- Знаете что, барышня, - проговорила продавщица, раздувая ноздри. – Возьмите себе Малевича!
- А какая там картина? - Спросила Настя. Не очень-то весело ходить по мокрому городу с черным квадратом над головой.
- Картина подходящая! Называется «Женщина с граблями».
Настя хмыкнула: а продавщица-то не промах. И опережая события, добавила:
- Могу поспорить, что у Константина Бальмонта нет стихотворения про женщину с граблями!
- У Бальмонта нет, а вот у Максим есть! - Охотно отозвалась продавщица, поправляя очки и в привычной уже завывательной манере прочитала нараспев:
Сердце его теперь в твоих руках.
НЕ ПОТЕРЯЙ его и НЕ СЛОМАЙ!
©️Наташа Волошина
#огонëк_души
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев