Произведение «Небо и звезды» Михаила Юрьевича Лермонтова – сочетание экспериментальной формы с глубиной философской лирики.
Стихотворение написано в 1831 году. Его автору исполнилось в эту пору 17 лет, он студент университета, имеет похвальные оценки по гуманитарным предметам. Осенью этого года Лермонтов лишился отца, умершего от чахотки. По жанру стих – элегия, дума. Лирический герой – сам автор. Образы просты и вечны. Поэт стремится к безыскусной красоте. В стихотворении чувствуется нтонация человека, заговорившего после потока долгих одиноких слез, беззащитность и детскость: чисто небо, ясны звезды. Сравнение: как счастье ребенка. Для героя это, видимо, самое высокое сравнение из всех существующих.
Юный Лермонтов желал бы, чтобы его радость и принятие жизни вновь стали бы такими, как в раннем детстве. Разные события могли его настроить на минорный лад: смерть матери, разлука с отцом и его смерть, поиск своего призвания, дружбы, две восторженные влюбленности, отрезвленные насмешливостью или холодностью избранниц сердца поэта. Конечно, чтение Д. Байрона также не прошло даром. Вторая строфа – воображаемый диалог с людьми, обществом, знакомыми, родными. Здесь применен прием параллелизма: «Чем ты несчастлив?» И ответ: я человек!.. В этом пятистишии есть и инверсия (скажут люди), и вопрос с ответом: чем ты-тем я, простонародное обращение «добрые люди», парадоксальное сравнение. Наконец, в 3 строфе констатация факта: люди зависть питают. Их привлекает статус, власть, материальные блага, внешность. Но герой смотрит не на них, а вверх. «Завидую звездам». Более того, «их место занять бы желал». В сиянии этих небесных тел он видит подлинную простоту, мудрость, величие. В их молчании куда больше смысла, чем в беседах людей. Свой путь им известен, и они не отклоняются от него. Есть здесь и некоторый вызов, очередное противопоставление себя обществу, возможно, даже толпе. Финальная строка звучит вполне пророчески: на литературном небосклоне М. Лермонтов такой звездой стал.
Впервые стихи «Небо и звезды» М. Лермонтова были опубликованы в «Библиотеке для чтения» уже после смерти поэта.
Нет комментариев