А рыцари над тем дворцом Стоят с задумчивым лицом...
Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге — крупнейший в России и один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев. Поначалу представлял собой постоянно растущую коллекцию произведений искусства, приобретённых в частном порядке российской императрицей Екатериной II, но с 1852 был открыт для посещения публики. Современный Государственный Эрмитаж занимает шесть величественных зданий, расположенных вдоль набережной Невы в самом центре Санкт-Петербурга. Ядро Эрмитажа и всего Санкт-Петербурга — Зимний дворец. За полтора столетия в Эрмитаже собрана одна из крупнейших мировых коллекций, насчитывающая около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия. Сегодня музей и дворец являются ценным объектом российского и международного туризма, а современные технологии широко применяются для рекламы музея по всему миру.
Архитектор Зимнего дворца Франческо Растрелли проектировал здание, уделяя большое внимание пластическому решению фасада. Первые украшения балюстрады — аллегорические статуи и декоративные вазы — вырезались из камня по эскизам архитектора. К 1761 году было изготовлено 176 элементов.
После пожара 1837 года часть разбившихся фигур заменили, а остальные отреставрировали. В середине 1890-х годов на крыше Зимнего дворца опять работали мастера: камень под влиянием губительного петербургского климата начал расслаиваться, крошиться и кусками падать на мостовую.
Тогда каменную скульптуру решено было заменить выколотной из листовой меди по рисункам скульптура М. П. Попова. Тем не менее, такие фигуры и внутренний каркас начали быстро корродировать. В 1930-х годах из оснований медных скульптур убрали битый камень, который заполнял каждую по грудь.
Видимо, те, кто когда-то заливал этот камень известковым раствором, полагали, что он удержит фигуры на крыше. Но под воздействием ветра и собственного веса они стали крениться. Ошибку, не желая, конечно, того, повторили в 1940-х годах, залив полости бетоном.
Последняя реставрация продолжалась с 2004-го по 2009 год: из фигур удаляли бетонную массу и заменяли нижние части каркаса, начисто съеденные коррозией.
С земли все скульптуры кажутся массивными. На самом деле они весят не более 150 килограммов. А высота каждой из них — 3–3,5 метра.
Интереснейшие архивные документы сохранились и о цвете скульптуры. Изначально все фигуры на крыше белились, как и другие декоративные элементы, для объединения ордерной системой. Все скульптурные элементы, украшающие балюстраду, являются продолжением колонн.
Сейчас трудно себе представить, но со второй половины XIX века довольно долгое время скульптура на крыше была выкрашена в чёрный цвет. Стены дворца несколько раз меняли окраску, и таким образом нарушалось единство пластического рисунка, заданного архитектором.
Привычный серовато-зелёный оттенок скульптур в сочетании в зелёным цветом стен возвращает принцип единой объёмно-пространственной композиции.
Известно, что Николай II обожал ходить по крыше Зимнего дворца — один или в компании с супругой Александрой Фёдоровной:
«Погулял с дочками по всей крыше дворца и затем в саду», — пишет император Николай II в своём дневнике 25 февраля 1913 года.
Сохранились даже исторические мостки, по которым гулял император — их оставили как мемориал. Трапы с перилами проложены по всему периметру здания. По ним положено ходить в обуви без каблуков, раньше и вовсе в валенках ходили.
От самого края крыши они отступают на безопасное расстояние: всё-таки высота Зимнего дворца — 23,5 метра.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1