Прошу всех неравнодушных.жителей села Колядовка,жителей Новоайдарского района,Луганской области,всех кому дорого и свято наше прошлое,наша история,наши корни,наши истоки,подвиги военные и трудовые наших дедов и отцов, откликнуться.Сегодня очень жестко стоит вопрос о закрытии музея истории села Колядовка и передачи здания на другие нужды.Может уже достаточно развала колхоза,закрытия школы,детсада,разгрома еще нового клуба и библиотеки???Остался один маленький огонек-музей,наша СВЯТЫНЯ!То на чем стоим,то на чем держимся-НАША ОБЩАЯ ПАМЯТЬ .Это общий труд...Вспомните как его собирали ,там есть частица от каждой семьи...Не допустите надругательства над нашим общим наследием!Как дальше будем жить без ума,света и памяти?!!Новоайдарщина.
К Международному дню музеев.
Посвящается Филатовой Лидии Ивановне
Учителя – герои наших дней,
Бойцы могучей Армии Спасения!
Участники великого сраженья
За наших подрастающих детей .
История, культура, этнография, герои войны и труда, смена поколений и властей, выборы, новые имена… Как сохранить все это для будущих поколений? Ведь каждый этап в истории, каждое имя, вещь имеют свое значение и место. Для человека, который в своих руках держит ниточки истории, пропуская их через свою душу и сердце, нет ни одного события в истории родной земли не важного и не значимого . История, как пазлы, складывается из мельчайших частиц - фактов и пропустить ни один из них нельзя. Потеря хоть одного осколка искажает правду и тогда невозможно рассматривать былые события объективно. Человек должен знать прошлое своего народа, свои корни. Без этого знания и объективной оценки прошлого, без связи с предками теряется смысл жизни, ее назначение, теряется сама сердцевина бытия.
Музейному делу в нашем районе почти половина века. Первопроходцем в этом серьезном и кропотливом деле в нашем районе была Филатова Лидия Ивановна. Более 45 лет жизни она отдала музею и детям, создав в 1966 году первый в нашем районе музей истории села Колядовка. Сначала это была ячейка «Красных следопытов», которые занимались поиском погибших воинов – освободителей, пропавших без вести солдат, семей воинов, погибших на территории села. Дальше был исторический кружок, в который стремились записаться практически все учащиеся школы. Многие ученики очень обижались, что можно туда записываться только с пятого класса. В процессе работы возникла необходимость в музее. Сначала это была музейная комната, которую в стенах школы для этого благого дела выделил Филатов Павел Иванович – директор школы, дальше музей занял вторую комнату, а потом и все помещение, которое было проектировано как квартира для учителей и имело отдельный вход. Благодаря увлеченности Филатовой Лидии Ивановны, музейным делом « заболели» все ученики школы, а потом и их родители. В кабинет истории беспрерывным потоком несли предметы быта, орудия труда, экспонаты периода Великой Отечественной и Гражданской войн, современности. Очень часто предметы для музея складывали просто возле калитки, у порога дома, где жила семья учителей Филатовых.
Музей пополнялся и рос и уже в 1968 году о нем писали в туристическом путеводителе по тогда еще Ворошиловградской области. В 1989 году музею было выделено отдельное помещение (дом купца Лихачева), силами сельсовета и колхоза был сделан ремонт здания , а с помощью Областного краеведческого музея создана новая экспозиция.
А в 1991 году музею было присвоено звание – «Народный». В этом музее собраны замечательные коллекции, которые отражают все периоды развития села, включая и памятники археологии, расположенные на его территории. Музей обрастал не только новыми находками и открытиями, у него появлялись новые помощники, друзья и единомышленники, это и Митякова Раиса Матвеевна, и Майстренко Георгий Васильевич, Красильников Константин Иванович, это и сотрудники областного краеведческого музея. Эти люди помогали музею архивными и методическими материалами, консультациями, финансово. Так, за счет финансовой помощи Майстренко Г.В. был сделан капитальный ремонт здания музея. Интересно то, что сам Георгий Васильевич является уроженцем села и внуком купца Лихачева, в чьем доме расположен музей. Он участник Великой Отечественной войны, полковник запаса, участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АС. Георгий Васильевич приехал, чтобы проведать свою малую Родину, и возле здания музея познакомился с Лидией Ивановной. Он был настолько поражен тем, что дом сохранился и что его семью помнят, что просто не мог остаться к этому равнодушным. Очень теплая и хорошая творческая дружба длилась много лет, до кончины Майстренко Г.В.
Да и о жизни самой Лидии Ивановны можно рассказать многое… Ее жизненный путь был долгим и тернистым, наполненным событиями радостными и печальными, в ее жизни было место и горю, и счастью, творческим находкам и победам.
Родилась в простой крестьянской семье. Детство ее пришлось на грозные годы Великой Отечественной войны. До войны родители Лидии Ивановны жили в Кадиевке, отец работал на шахте, воевал на Финской войне, в самом начале Великой Отечественной войны ушел на фронт, семья вынуждена была возвращаться в более безопасное место – в родное село Михайловка Новоайдарского района. Она часто вспоминала этот путь домой…Маленькая девочка бежит по ночному перрону, держась за материнскую юбку. На руках у мамы спит маленький братик, на локте - узелок с детской одежкой и хлеб. Всю жизнь она помнила грузовые составы, тревожные гудки поездов и скользящие по перрону и близлежащим домам яркие лучи прожекторов. Потом были долгие и страшные дни оккупации…
Первыми в село вошли эсэсовцы, и в родительскую хату поселился офицер СС. Был он недобрым, сразу же выгнал из хаты всю семью на улицу, жить приходилось в клуне и чулане. Когда немцы прошли дальше вглубь области, в их хате поселились сначала румыны, а потом до самого освобождения у них жили итальянцы. Эти союзники фашистской Германии воевать не хотели и поэтому относились к людям мягче немцев, семья теперь жила в первой половине хаты (в хатыне). Армии союзников Германии во время войны содержались и обеспечивались очень плохо, солдаты всегда были голодными и плохо одетыми. Для того, чтобы выжить, они просили пищу у селян, иногда воровали, иногда пытались как- то заработать. Трудно приходилось и семье Лидии Ивановны. Чтобы выжить в лихолетье, приходилось продавать или менять домашние вещи на продукты. Очень часто вместо хлеба бабушка пекла оладьи с конским щавелем и лебедой, иногда добавляла перетертую кору деревьев. У итальянцев на теплый платок выменяли какую- то ветеринарную мазь и использовали ее для зажарки как масло.
С большим волнением она рассказывала, как вместе с бабушкой носила хлеб советским военнопленным, которые находились в пересылочном лагере под Дмитриевкой. Сам лагерь - это просто охраняемая территория, огороженная колючей проволокой. Там лежали прямо на земле советские пленные солдаты, среди них были раненые. В этой отгороженной площадке и за колючей проволокой насколько могла достать вытянутая рука, не росла трава: пленные ее всю съели …
На подводах полицаи подвозили кукурузные бадылки и свекольную ботву и вилами, как скотине, забрасывали за колючку. Мирных граждан не подпускали близко, и когда женщины приближались, чтобы перекинуть кусочек хлеба, их прогоняли и стреляли над головами.
Но и в годы войны жизнь продолжалась. Для детей в Безгиново работала школа , а из Михайловки дети ходили пешком через луг, лес и речку. Писали на клочках бумаги, на старых газетах …Чернил невозможно было достать, и ее мама варила их из сухих ягод бузины. Иногда, когда очень хотелось есть, дети их пили … С большим уважением и любовью Лидия Ивановна вспоминала свою учительницу Веру Михайловну, которая и поныне проживает в селе Новоахтырка. Одну из их учителей, Осыку Римму Марковну, расстреляли фашисты по доносу полицаев перед самым освобождением Новоайдарского района. А детей Риммы Марковны прятала у себя в подвале соседка родителей тетка Ониська. Когда немцы с полицаями подходили к дому, тетка Ониська кинула рядно на ляду погреба, поставила лавки, усадила всех детей, среди которых была и соседская Лида, дав им по куску хлеба. Полицаи не додумались поднять испуганных и плачущих детей, обыскали всю хату и ушли ни с чем. Теткина находчивость спасла жизни троим детям Риммы Марковны.
Пережила она и послевоенный голод и разруху. С болью вспоминала о черном хлебе, который ее мама Екатерина Федоровна приносила на трудодень, а потом делила его на всех тоненькими, почти прозрачными ломтиками. И хоть послевоенное время было очень суровым и семья жила очень трудно, Лидия Ивановна хотела учиться. И в 1950 году она поступила в Старобельское педагогическое училище. Одежды не было. Мама (а она обшивала всю Михайловку, Безгиново и Деменково), перешила ей юбки из старых, но выходных бабушкиных, рубашки она носила полотняные , парусиновые туфли, бабушкин платок, пиджак, перешитый из бабушкиной «плюшки» - вот и весь наряд. Была она девушкой трудолюбивой и скромной, всегда была готова выполнить поручения преподавателей, оформляла стенгазеты, тематические уголки в аудиториях и училась она хорошо. Каждые две недели она получала из дому «тормозок» – десять огромных пирожков из черной муки с гарбузом да бидончик ряженки, несколько картофелин. Бездетная тетка Христя обязательно усиливала ее рацион одной, но белой и вкусной, паляницей из пшеничной муки. Деньги давали только на дорогу. Вот так и проходила ее учеба. Раз в месяц она приезжала домой на товарняке, с которого нужно было спрыгивать на ходу возле села, он там всегда замедлял свой ход.
По окончании училища работала в родной Безгиновской школе, в Маловенделевской школе, в райкоме партии. Работая в Новоайдарском райкоме партии, заочно окончила Ростовский университет, отделение истории и русского языка и литературы. В 1962 году вышла замуж за Филатова Павла Ивановича, директора Колядовской школы. С 1962 года и до самой смерти жила в селе Колядовка, работала учителем истории и бессменным директором музея. Ее очень любили дети, была она им и учителем, и другом, умела найти подход к самым трудным детям. Всегда говорила, что любит балованных, подвижных и непоседливых учеников, громких и бойких. В Колядовке нет человека старше 20 лет, кого бы она не учила, через ее руки прошли сотни колядовцев, и всем она дарила свою любовь и знания. В этом селе прошла вся ее жизнь, выросли дети, появились внуки. Трудовой стаж этой замечательной женщины был 56 лет. За добросовестный труд и большую активную общественную работу была награждена множеством грамот и дипломов, медалью « Отличник просвещения СССР». За свою любовь к родному селу и за свой труд решением сессии сельского совета ей было присвоено звание Почетного гражданина села Колядовка. И все мы, сотрудники музеев района, являемся ее учениками. Сегодня в музеях района трудится замечательный коллектив единомышленников : А.К.Божкова, В.П. Черкашина , О.Н. Чепкаленко, Л.В. Еремеенко, Т.М. Верейкина. Эти люди с честью выполняют начатое Лидией Ивановной музейное дело, хранят знания, историю родной земли, оберегают ее культуру, радуют посетителей в это непростое время выставками декоративно-прикладного искусства. От всей души хочу поздравить своих коллег с Международным днем музеев, этим замечательным красивым праздником, пожелать творческого вдохновения, новых находок и открытий.
В. Черкашина
Научный сотрудник НРКМ
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 24
Курносых, несхожих,
Влетающих в школу гурьбой.
И с ними не просто. И всё же
Душе его дорог – любой.
Он вёл их
По лестнице знаний,
Страной научил дорожить,
И видеть сквозь даль расстояний,
И с умницей – книгой дружить…
Пусть кто-то строителем станет,
А кто-то хозяином рек,
Но верится сердцу: поставит
Пятёрку им завтрашний век.
И, взрослыми став, через годы
Ребята добром помянут
И строгость его, и заботы, -
Нелёгкий учительский труд.
Еще раз делюсь своей статьей.Прошу всех неравнодушных.жителей села Колядовка,жителей Новоайдарского района,Луганской области,всех кому дорого и свято наше прошлое,наша история,наши корни,наши истоки,подвиги военные и трудовые наших дедов и отцов, откликнуться.Сегодня очень жестко стоит вопрос о закрытии музея истории села Колядовка и передачи здания на другие нужды.Может уже достаточно развала колхоза,закрытия школы,детсада,разгром еще нового клуба и библиотеки???Остался один маленький огонек-музей,наша СВЯТЫНЯ!То на чем стоим,то на чем держимся-НАША ОБЩАЯ ПАМЯТЬ .Это общий труд...Вспомните как его собирали ,там есть частица от каждой семьи...Не допустите надругательства над нашим общим наследием!Как дальше будем жить без ума,света и памяти?!!
Новоайдарщина.