Предисловие: Автор будучи одним из тех кто в 80 - е и в последующие годы наравне с другими стоял у истоков ногайского общественного движения которая пыталась создать в рамках действующих Конституции РСФСР ( РФ ) ногайскую территориальную автономию в Ногайской степи. Помимо вышесказанного автор скрупулёзно собирал архивные материалы по истории ногайского народа, и эта работа была особенно плодотворной с 1987 - го по 1992 - ые годы в период обучения в аспирантуре МГУ им. М. В. Ломоносова когда автор проводил изысканния в ИМЛ при ЦК КПСС, ИНИОН АН СССР, ЦГАДА, Ленинской библиотеке, в архивах Министерства обороны и народного образования, ПАСК, ГАСК, научной библиотеке МГУ им. М. В. Ломоносова, библиотеках истфака и кафедры этнографии Университета, в архивах Институтов этнографии и истории АН СССР и Карачаево - Ногайского НИИ и многих других республиканских архивах. Автор при сборе архивных материалов по истории ногайского народа в том числе и те которые приводятся ниже делал это не только для того чтобы использовать при написании кандидатской диссертации но в том числе и для того чтобы в перспективе ознакомить ногайскую и другую заинтересованную общественность с этими зачастую уникальными, достоверными свидетельствами российских и советских исследователей с героической и во многом трагической историей ногайского народа всё это сегодня особенно актуально на фоне того когда среди различных народов в том числе окружающих нас развелось огромное количество сказочников, по бездоказательному утверждению которых они в одночасье стали великими. Автор утверждает, что ногайцам ничего не надо придумывать так как подавляющее большинство документальных свидетельств оставлены не ногайцами начиная с русских летописей. На пике могущества и славы беклербека Ногая в Золотой Орде когда хан Тохта и его брат Туден ( Дюдень) как и предыдущие три хана были марионетками в его руках северо - восточная Русь подвергся разорению подобной нашествию Бату - хана в1237 года. Новгородская летопись свидетельствует о том, что в конце августа 1293 года тумены Тудана ( Дюденя ) захватили и разорили 14 городов среди них: Владимир, Москву, Суздаль, Муром, Коломну и Ярославль. Эти трагические и страшные события в истории Руси вошли во все советские и российские учебники истории под названием: ,, Дюденева рать ,, с Ногайских Посольских дел в ЦГАДА и заканчивая фундаментальным научным трудом: ,, История Ногайской Орды ,, В. В. Трепавлова д. и. н. ...За эти годы автор написал более ста статей, среди которых особенно хотелось выделить статьи: ,, Трагедия разыгралась в предрассветные часы ,, , ,, Начдив ,, ( посвящёна А. М. Ахлову - одному из создателей КЧР, где использованы документы из личного дела героя хранящиеся в ИМЛ при ЦК КПСС ) , ,, Ногайская степь в годы ВОВ ,, , ,, Легендарная ногайская конница ,, три статьи: ,, Ногайские Орды в Северном Причерноморье и Приазовье ), автор напоминает, что при использовании чьих либо статей в том числе отрывков ссылка на автора обязательна, и никто пока не отменял понятие интеллектуальная собственность и плагиат. ... Автор в последнее десятилетие в своих публикациях введя в широкий исторический оборот не раз приводил исторические документы, свидетельства современников о том, что вплоть до конца 19 века адыге ( черкесы, кабардинцы, адыгейцы, шапсуги, абадзехи, натухайцы, жанеевцы, убыхи и другие ) называли горы Бестау ( Пятигорье ) - Ногайкусха т. е. Ногайские горы. История взаимоотношения адыгов и Ногайских Орд отличалось добрососедством и куначеством но были между ними и военные столкновения, но главной навсегда объединяющей трагической чертой ногайского и адыгских народов является их массовый исход ( переселение ) в Османскую империю в 19 веке когда их места проживания обезлюдели, такого исхода более не переживал ни один народ Северного Кавказа. ...,, ...Ногайгюсь.Черкесы называют Ногайкусха Бештау, что у Кавказских Минеральных Вод близ г. Пятигорска. Ногайкусха в переводе значит Ногайские горы, от того что некогда жили и отчасти теперь ещё живут вблизи ногайцы ,,. Л. Я. Люлье: ,, Материалы для истории черкесского народа ,, ( Леонтий Яковлевич Люлье ( 1805 - 1862 гг. - известный российский исследователь Северо - Западного Кавказа ). Так же об этом пишет ссылаясь на черкесов другой исследователь Северного Кавказа Ф. Фонтон в своей научной работе: ,, Tableau du Kaukase ,, Джеймс Бэлл - известный исследователь Северо - Западного Кавказа в своём дневнике пребывания в Черкесии в течении 1837 - 1839 годов пишет о том, что адыге называют Эльбрус Ногай Уашха ,, - Горой ногайцев. Здесь уместно сказать о том, что в ногайском народе широко распространена версия происхождения названия Эльбрус связанная с тем, что знаменитый средневековый поэт Шал - Кийиз Тленчи улы взобравшись на высокий гребень Эльбруса развернувшись на Север где лежали необъятные ногайские земли с высоты кажущиеся способными поместиться в одной ладони воскликнул: Эль бир ус - Страна ( Родина ) помещающаяся в одной ладони. Автор приводит эти данные не с той целью, что мы на, что-то претендуем территориально, а с единственной целью, чтобы показать, что совсем недавно сто с небольшим года назад ногайцы жили в Пятигорье в своих 80 - ти ногайских аулах Калаусо - Саблинско и Бештау - Кумского Ногайского приставства ( приставство по своему статусу приравнивалось к уезду ). ,, Калаусо - Саблинско и Бештау - Кумские ногайцы обитают на землях занимающих в окружности до 352 вёрст в количестве 376292 десятин ,, ( Статья: ,, Ногайцы ,, автор, известный исследователь Кавказа А. П. Архипов, Тифлис, газета: ,, Кавказ ,, 1852 год ). ( Прим. Одна верста равняется 1,6 км.). В той же газете: ,, Кавказ ,, за 1852 год представлены статистические сведения о численности ногайцев в 1850 г. в вышеназванном приставстве проживало 11838 ногайцев, кстати многие народы Северного Кавказа в то время не достигали этого количества. А по всем четырём ногайским приставствам Северного Кавказа в изучаемый период проживало более 80 тыс. ногайцев не считая тех кто не входили в состав приставств, и они ещё оставались одним из крупнейших народов Северного Кавказа. Исследователи того периода пишут о том, что в Центральной и Северо - Западной части Кавказа именно ногайский язык являлся языком межнационального общения и именно с целью приобщения к ногайскому языку в Ставропольской мужской гимназии - основного учебного заведения для народов Северного Кавказа наравне с русским, преподавался ногайский язык, кстати данную гимназию закончили: Коста Хетагуров и многие другие общественные деятели горских народов. Топонимика степных просторов Северного Кавказа в целом и Кавказских Минеральных Вод в частности в силу того, что ногайцы и их предки кипчаки, канлы ( печенеги ), хазары и другие живут здесь более тысячи лет также крепко связаны с ногайскими названиями. Так на КМВ как известно возвышаются 17 гор: регион КМВ получил своё название от горы: 1.Бестау ( ногайское название ) ( на одном из ногайских диалектов ушедших в Турцию из этих мест, да и на русском языке звучит как Бештау, тоже же самое на русском языке, сравните Ташла ( по ногайский - Таслы ) - река в черте города Ставрополь) - это гора имеет пять вершин. 2. гора Шуйирши ( Кинжал ). 3.Котыр - Тау возле г. Железноводска - с ногайского: Израненная ( заживающаяся рана ) гора. 4.гора Коркут ( название одного из ногайских родов ( тайпа ), в Ачикулак - Етишкульско - Джембойлуковско - Етисанском приставстве был аул Коркут ), горы: 5. Юца и 6.Джутца - дословный перевод обеих названий с ногайского - проглоти. Горы: 7.Малый Тау и 8 . Большой Тау, тау с ногайского - гора, 9.Рим - гора - ногайское название Боргустан ( кипчакско - ногайское племя: борган с середины 11 века кочевали в районе современного города Кисловодска ). Мы видим, что названия девяти из семнадцати гор КМВ однозначно ногайские. Пример того как было изменено ногайское название горы Шуйирши на Кинжал свидетельствует о том, что и остальные горы: Верблюд, Бык, Змейка, Шелудивая и другие до прихода Российской империи на Кавказ имели свои ногайские названия, мы даже можем предположить, что нынешние названия это перевод с прежних к примеру: Верблюд - Туе, Бык - Буга, Змейка - Йылан и т. д. то, что они имели свои ногайские названия обосновуются ещё хотя бы тем, что они до последнего располагались на территории Калаусо - Саблинско и Бештау - Кумского Ногайского приставства. ( Чтобы не быть голословным по - кипчакско - ногайскому племени борган живших ещё в середине 11 века в районе современного города Кисловодска рекомендуем прочитать научный труд: ,, Мавзолей Борга - Каш и ранняя история ногайцев. Автор: В. Б. Виноградов д. и. н. завкафедры ЧИГУ, г. Грозный.). P . S . Несмотря ни на, что на Кавказских Минеральных Водах в непосредственной близости от городов: Минводы, Пятигорск, Железноводск и др. сохранился самый древнейший населённый пункт Ставрополья большой ногайский аул Канглы ( Кырк - аул, Сорок - аулов ). Название Сорок - аулов связано с тем, что после ликвидации Калаусо - Саблинско и Бештау - Кумского Ногайского приставства когда значительная часть ногайцев переселилась в Османскую империю, оставшаяся часть ногайских поселений поселилась в ауле Канглы, сюда же были поселены ногайцы бывшего приставства. Об этом нам в августе 1989 года во время работы Ногайской этнографической экспедиции МГУ им. М. В. Ломоносова и Института этнографии АН СССР рассказали старожилы - информаторы аула Канглы: Адисов Сунет ( 1909 г. р.) и Бекеева Нурхан ( 1914 г. р.). Также они перечислили название ногайских аулов которые частично вошли в состав аула Канглы: 1.Кошкан - аул, 2.Найман, 3.Янак - пат, 4. Шома - аул, 5. Эски - аул, 6. Эрге - аул, 7.Кез - 8. Крымгерей, 9. Каншау, 10. Бапий - аул, 11. Сырын - аул, мы также можем добавить, что бывшими ногайскими аулами являются сохранившие свои названия села: Курсавка, Крымгереевка, Куршава, Султан, Кыян и другие. ... В последние десятилетия в ногайском народе наметилась устойчивая тенденция возвращения в Кавказские Минеральные Воды: Минводы, Ессентуки, Пятигорск, Кисловодск и посёлок Иноземцево и этот процесс набирает обороты. Отрадно то, что этот процесс происходит таким образом, что в многодетных ногайских семьях Ногайской степи младшие сыновья остаются в родительском доме в своих аулах не покидая историческую родину и не оставляя без присмотра могилы своих предков, но к сожалению изредка бывают и исключения из этих правил!
Арслан Уйсенбаев кандидат исторических наук, этнолог.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев