- Она танцует в одних ожерельях! – шептались в Париже.
Слухи о восточной красавице, загадочной и дерзкой, распространялись по французской столице с пожарной скоростью. Невысокая молодая женщина, которую не хотели брать в натурщицы из-за слишком плоской фигуры, с усмешкой рассматривала афиши. Париж пытался ее отвергнуть. А она победила его. «Я просто пыталась выжить», - скажет впоследствии Маргарета Гертруда Зелле. Вы наверняка знаете ее, ведь она – Мата Хари!
кадр из фильма "Мата Хари"
У девочки был собственный пони, и она отлично держалась в седле. Платье-амазонку для юной Маргарете сшили из серого бархата… Адам Зелле не скупился – он был богат. Владея шляпной мастерской, сумел ловко поставить дело. В Леувардене знали, что лучшие шляпки продаются только у Зелле. А потом к делу присоединилась жена, и ее тонкий вкус оказался весьма кстати. Затем Адам начал вкладывать деньги в нефтедобывающую компанию, и прибыль выросла многократно. Четверо детей воспитывались в роскоши, и хорошенькая Маргарете могла, не задумываясь, менять наряды.
Ей было тринадцать, когда отец вернулся домой бледный, с лицом, покрытым испариной.
- У меня больше ничего нет. – бормотал он.
Тот 1889 год стал черным для семьи Зелле. Компаньоны обманули незадачливого шляпника, и он разорился. Магазин позволял какое-то время держаться на плаву, но это были уже совсем не те деньги… Затягивать пояса пришлось всем. С пони – расстаться. Из огромного особняка на главной улице семья перебралась в небольшую квартиру. Родители Маргарете и ее братьев начали ссориться.
- Я больше не желаю видеть тебя! – кричала мать.
Развод стал закономерным итогом банкротства. На нервной почве Антье Зелле слегла и в 1891-м скончалась. Детей распределили по учебным заведениям, но теперь не таким привилегированным, как прежде. Маргарета попала в город Снек, а потом ее пристроили в Лейден. Там девушка должна была выучиться на гувернантку…
дом справа - где выросла Маргарете
Это был весомый удар по самолюбию. Всю свою жизнь Маргарете росла дочерью богача. Она готовилась блистать среди других состоятельных девушек, мечтала о своем дебютном сезоне… И вот теперь ее судьба – прислуживать в домах тех, с кем недавно водила дружбу?
Она смотрела на себя в зеркало и рыдала от злости и отчаяния. Хорошенькое личико, нежный румянец, густые волосы… Она была намного привлекательнее других богатых голландских девушек. Но их ждали красивые экипажи и светские гостиные, а Маргарете следовало учиться, как правильно приседать перед ними в реверансе.
Внешность воспитанницы в полной мере оценил директор школы, где училась юная Зелле. Ухаживания стали до того настойчивыми и навязчивыми, что Маргарете пожаловалась своему крестному отцу, который жил в Лейдене. А потом и вовсе сбежала!
Как она познакомилась с капитаном Рудольфом Маклеодом – окутано завесой тайны. Есть версия, что они случайно встретились у общих знакомых. По другой – что первое свидание состоялось по… газетному объявлению. Маргарете устраивала свою жизнь с отчаянием человека, выброшенного волнами на незнакомый берег. Ни денег, ни возможностей, ни работы… Ей надо было замуж! Она просто пыталась выжить…
переезд на Яву (Маргарете сидит слева)
Их обвенчали в Амстердаме. Маргарете было 18 лет, ее жениху – шотландцу, осевшему на голландской земле – в два раза больше. А вскоре после этого супружеская пара перебралась в голландскую Ост-Индию, на остров Ява.
Офицер Маклеод мечтал о продвижении по службе, но начальство не ценило его. Более того, регулярное прикладывание к бутылке не способствовало улучшению его судьбы. Рудольф злился. Рудольф поднимал руку на молоденькую жену и крушил все вокруг. Жизнь Маргарете стремительно превращалась в ад…
- У него есть другие женщины. – как-то шепнули Маргарете.
Сцепив ладони, она думала, что делать. У нее на руках было двое маленьких детей – Норман-Джон и Жанна-Луиза. Мальчик постоянно болел, и это сводило женщину с ума. Слабенький, капризный, он постоянно требовал ее внимания. И все-таки она любила его, и пыталась смириться со своей судьбой. В конце концов, разве она первая женщина, с которой муж обращается плохо?
И она сумела найти отдушину. Танцы! Однажды увидев, как двигаются под музыку яванские танцовщицы, Маргарете замерла. В этом ритме было столько огня, столько затаенной силы… И очарования! Ей захотелось попробовать, и она стала брать уроки. А спустя несколько месяцев танцы захватили ее целиком.
Мужу не нравилось увлечение Маргарете. Он прямо говорил, что это недостойное занятие для замужней дамы... А потом умер малыш Норман-Джон, и это так потрясло женщину, что она поняла – больше нет сил терпеть. На Яве говорили всякое: вероятно, мальчик был заражен от рождения, от отца, который вел слишком разгульную жизнь. Еще шептались, что ребенка отравила прислуга, на которую поднимал руку Рудольф. Так или иначе, но это стало поворотным моментом. Маргарете ушла жить к офицеру ван Редесу.
На тот момент она так преуспела в яванских танцах, что даже придумала себе «местное» имя. Мата Хари. Буквально – глаз дня. Перевод был неказистым, но зато звучало очень интригующе! По крайней мере, в письме к родным, которое Маргарете отправила в Голландию, она уверенно упомянула это имя еще в 1898 году.
- Вернись. – хрпило умолял Рудольф, стоя под окнами ее дома.
На самом деле, это было бы лучшим выходом. Что такое женщина, ушедшая от мужа в конце девятнадцатого века? Изгой общества. Поэтому Маргарете предприняла повторную попытку примириться с Рудольфом. И… пожалела.
Он не менялся, он не пытался стать другим. Тогда Маргарете и запаковала чемоданы. Забрать дочь не было возможности – по закону, она принадлежала отцу. Документы на развод были поданы, но рассматривались еще несколько лет. А Маргарете… оказалась в Париже.
Ей срочно надо было что-то придумать. Она слышала про художников с Монмартра, которым всегда нужны смелые натурщицы, и пошла прямиком к ним. Предложила свои услуги, но ее позорно высмеяли. Такие женщины – маленькие, плоские, не были в моде. Вот если бы она обладала сдобным личиком... Чтобы оплачивать съемное жилье, чтобы просто выжить, Маргарете устроилась наездницей в цирк – пригодились старые навыки! А еще сама давала детям уроки верховой езды.
Но всё это было "не то". Денег не хватало, а душа требовала компенсации – за внезапную бедность, за тяжелые годы на Яве… Вот поэтому-то Маргарете Гертруда Зелле и рассталась окончательно со своим именем и прежним образом жизни. Она стала танцевать, и, позвякивая ожерельями, приводила в трепет местную публику... Вместо прежнего имени на афишах скоро значилось другое – Мата Хари. Именно под ним ей суждено было войти в историю и… погибнуть.
Спасибо!!! Жалко столь неординарную личность, боровшуюся за понятие жизнь и любовь... Сволочи её приговорили и расстреляли.... Как там по Христу - " пусть тот кто без греха первый бросит камень..."
Она не была писаной красавицей, но обладала такой харизмой и сексапильностью, что перед ней не мог устоять никто. Хари сама создавала себе имидж, о ней ходили самые противоречивые слухи и сплетни, поэтому достоверно сказать, что из них является правдой, а что чистой воды вымыслом, не представляется возможным даже спустя сотню лет после ее смерти. Ее биография – наполовину вымысел, наполовину правда, и только незначительная часть сведений о ней имеет подтверждения в виде архивных сведений. Кое-что добавлю к рассказу Ники Марш о начале триумфа Маты Хари в Париже...Там после развода с мужем Мата Хари старательно ищет пути к материальному благосостоянию, после неудачных попыток в модельном бизнесе и цирке стремится оказаться в богемной среде французской столицы. Наконец-то в ее голову приходит светлая мысль. Экзотические танцевальные номера с элементами эротики сделали свое дело. В то время стриптиз никто не танцевал, поэтому ставка на откровенность и новизну была беспроигрышной.
Мата Хари дебютировала в 1905-м, в зале прославленного музея восточных искусств «Мюзэ Гимэ». Его владельцем был богатейший промышленник, любитель искусства месье Гимэ, который и решил оказать помощь своей любовнице, оценив ее пластику и гибкость. Некоторые источники утверждают, что это он придумал для нее псевдоним Мата Хари. Она танцевала прямо в музейном зале, облаченная в роскошные одеяния, принадлежавшие ее покровителю, и это выступление произвело настоящий фурор. После эротического танца на ней из одежды осталось только ожерелье из жемчуга и браслеты на руках.
Эта ночь полностью изменила биографию куртизанки, она сумела ворваться в богемную жизнь Парижа, как и мечтала, и заняла в ней свою нишу. В глазах общественности она стала танцовщицей, которая росла и воспитывалась в индийском храме на Яве, где ее и научили мастерству секретных танцев. Мата Хари поддерживала мифы о себе, поэтому вскоре появились слухи о том, что она внебрачная дочь индийского императора Эдуарда VII
...Ещё
Мата Хари дебютировала в 1905-м, в зале прославленного музея восточных искусств «Мюзэ Гимэ». Его владельцем был богатейший промышленник, любитель искусства месье Гимэ, который и решил оказать помощь своей любовнице, оценив ее пластику и гибкость. Некоторые источники утверждают, что это он придумал для нее псевдоним Мата Хари. Она танцевала прямо в музейном зале, облаченная в роскошные одеяния, принадлежавшие ее покровителю, и это выступление произвело настоящий фурор. После эротического танца на ней из одежды осталось только ожерелье из жемчуга и браслеты на руках.
Эта ночь полностью изменила биографию куртизанки, она сумела ворваться в богемную жизнь Парижа, как и мечтала, и заняла в ней свою нишу. В глазах общественности она стала танцовщицей, которая росла и воспитывалась в индийском храме на Яве, где ее и научили мастерству секретных танцев. Мата Хари поддерживала мифы о себе, поэтому вскоре появились слухи о том, что она внебрачная дочь индийского императора Эдуарда VII и княжны из Индии, которые и отдали ее на воспитание жрецам в храм Канда Свани, и о том, что в 13 лет она танцевала обнаженной в стенах этого храма.
По мнению современников, именно с нее начался современный стриптиз, который так шокировал и завораживал неискушенного западного зрителя тех времен.
От вида этой прекрасной женщины у неё словно помутился рассудок. Пятнадцатилетняя герцогиня прокричала на весь дворец: «Разорви её! Отправь в монастырь! Или я сделаю это сама!». Задыхаясь от ненависти, она бросилась к Чечилии и замахнулась. Но люди герцога успели остановить разъярённую девушку... Зимой 1491 года в Милане разыгралась на редкость некрасивая сцена. А герцог Бари призадумался: его юная жена определенно представляла угрозу.
В повозку она прыгнула сама. Довольно хмыкнув, молодой повеса дернул поводья. Теперь дворовая Дашка принадлежала ему, надо было только добраться до ближайшей церкви. В июле 1775 года отставной прапорщик сманил крепостную капитана Устинова, прекрасно зная, что этим он нарушает закон. Но уж больно по душе пришлась ему эта румяная и спелая, как сочное яблоко, дворовая дева.
Девушка на парковке так горько плакала, что он решил подойти. Возможно, ее кто-то обидел? Или срочно требуется помощь? - Я потеряла всё… - еле выговорила бедняжка. – У меня больше нет надежды. - Она остается всегда. – не задумываясь, ответил Нэт. – Давай, рассказывай, что случилось. Тем летним вечером 1953 года Мелани Смит еще не знала, что случайный знакомый – это её последняя надежда.
- Ах, как мне ее жаль, - говорила герцогиня Девонширская, - этот человек – настоящий тиран! Он командует женой, контролирует каждый ее шаг. И кричит на нее! Она может надеть только то платье, которое он одобрит. И ходить в гости к людям, к которым он относится хорошо. А ведь Августа – милейшее существо! Герцогиня Девонширская видела только вершину айсберга. Она понятия не имела, что лорд Борингдон, о котором она говорила, тиран с претензиями и со множеством тайн!
- Из этого грязного куска? – воскликнула портниха. – Платье мечты? Да ты шутишь, дорогая! Девушка в отчаянии смотрела на мастерицу. Она пришла в лучший салон Ланкастера и была готова заплатить любые деньги. Однако на нее смотрели, как на сумасшедшую: Рут принесла не шелк и не бархат, а длинный белый парашют. И тогда девушка решила рассказать всю историю с самого начала. Чтобы у нее обязательно получилось платье, ценою в спасенную жизнь.
Девушку жалели: такая милая и под руку с этим! Коротконогий, с заметным горбом, он казался рядом с невестой еще более некрасивым. «Как она согласилась?» - вопрошали соседи. Все знали, что Мендельсон небогат. Тем не менее, дочь гамбургского купца сделалась невестой горбуна. Более того! Она вышла замуж по любви!
Первый раз он ударил ее утром после свадьбы. Кейти удивилась, что муж встал спозаранку и собирается уехать. Хладнокровный Уильям заявил жене, что она лезет не в своё дело. А потом уехал почти на две недели. Все его изысканные манеры, его учтивость и показная любезность вдруг рассеялись как дым. И обескураженная молодая женщина почувствовала себя обманутой. Она так боролась за этот брак! Добилась королевской лицензии на него! Кейти явно поторопилась…
Комментарии 99
Жалко столь неординарную личность, боровшуюся за понятие жизнь и любовь...
Сволочи её приговорили и расстреляли....
Как там по Христу - " пусть тот кто без греха первый бросит камень..."
Мата Хари дебютировала в 1905-м, в зале прославленного музея восточных искусств «Мюзэ Гимэ». Его владельцем был богатейший промышленник, любитель искусства месье Гимэ, который и решил оказать помощь своей любовнице, оценив ее пластику и гибкость. Некоторые источники утверждают, что это он придумал для нее псевдоним Мата Хари. Она танцевала прямо в музейном зале, облаченная в роскошные одеяния, принадлежавшие ее покровителю, и это выступление произвело настоящий фурор. После эротического танца на ней из одежды осталось только ожерелье из жемчуга и браслеты на руках.
Эта ночь полностью изменила биографию куртизанки, она сумела ворваться в богемную жизнь Парижа, как и мечтала, и заняла в ней свою нишу. В глазах общественности она стала танцовщицей, которая росла и воспитывалась в индийском храме на Яве, где ее и научили мастерству секретных танцев. Мата Хари поддерживала мифы о себе, поэтому вскоре появились слухи о том, что она внебрачная дочь индийского императора Эдуарда VII
...ЕщёМата Хари дебютировала в 1905-м, в зале прославленного музея восточных искусств «Мюзэ Гимэ». Его владельцем был богатейший промышленник, любитель искусства месье Гимэ, который и решил оказать помощь своей любовнице, оценив ее пластику и гибкость. Некоторые источники утверждают, что это он придумал для нее псевдоним Мата Хари. Она танцевала прямо в музейном зале, облаченная в роскошные одеяния, принадлежавшие ее покровителю, и это выступление произвело настоящий фурор. После эротического танца на ней из одежды осталось только ожерелье из жемчуга и браслеты на руках.
Эта ночь полностью изменила биографию куртизанки, она сумела ворваться в богемную жизнь Парижа, как и мечтала, и заняла в ней свою нишу. В глазах общественности она стала танцовщицей, которая росла и воспитывалась в индийском храме на Яве, где ее и научили мастерству секретных танцев. Мата Хари поддерживала мифы о себе, поэтому вскоре появились слухи о том, что она внебрачная дочь индийского императора Эдуарда VII и княжны из Индии, которые и отдали ее на воспитание жрецам в храм Канда Свани, и о том, что в 13 лет она танцевала обнаженной в стенах этого храма.
По мнению современников, именно с нее начался современный стриптиз, который так шокировал и завораживал неискушенного западного зрителя тех времен.