Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
«(Однажды) Хинд бинт ‘Утба [1], да будет доволен ею Аллах, сказала (Пророку, да благословит его Аллах и приветствует): “О Посланник Аллаха, поистине, Абу Суфйан [он был мужем Хинд] – человек скупой, и он не даёт мне того, чего хватило бы мне и моему ребёнку, если я сама не беру у него без его ведома”, — (на что) он сказал: “Бери то, что достаточно для тебя и для твоего ребёнка, сообразно обычаю [2]». аль-Бухари 5364, Муслим 1714.
В другой версии этого хадиса сказано: «… так будет ли грехом, если я стану брать (что-то) из его денег тайно?»
________________________________________
[1] Мать первого халифа из династии омеййадов Му’авийи ибн Абу Суфйана, да будет доволен ими всеми Аллах, принявшая ислам в 630 году, когда Мекка была завоёвана мусульманами.
[2] То есть: не бери ни слишком много, ни слишком мало.
Шейх Сыддыкъ Хасан Хан сказал об этом хадисе: «Эти слова не ограничиваются только едой и питьём, и они охватывают всё, в чём есть нужда… и в это также входят и лекарства». См. «ар-Раудату-н-надия» 2/78.
Перечисляя пользы, извлекаемые из данного хадиса, ан-Навави сказал: «Следует опираться на традиции в тех вопросах, относительно которых нет шариатской конкретизации». См. «Шарх Сахих Муслим» 2/8.
аль-‘Изз ибн ‘Абду-с-Салям сказал: «Этот хадис из числа доказательств на правомочность обычая». См. «Къава’ид аль-ахкам» 1/61.
аль-Касани говорил: «То, на что нет прямого указания в шариате, возвращается к обычаю и традиции, так как обычай является доводом». См. «Бадаи’ ас-санаи’» 5/223.
Ибн ‘Абидин сказал: «С обычаем в шариате считаются и поэтому у него есть положение, к которому возвращаются». И он также передал слова ас-Сархаси, который сказал: «Установленное обычаем, всё равно, что установлено шариатом». См. «Расаиль Ибн ‘Абидин» 2/114.
ас-Сархаси сказал: «Любой обычай (традиция), которому противостоит текст Корана или Сунны не принимается в расчёт». См. «аль-Мабсут» 1/146.
ас-Суюты сказал: «Обычай принимается в расчёт тогда, когда является общепризнанным, а когда он является неясным, то он не берётся в счёт». См. «аль-Ашбах ва-н-назаир» 87.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев