Истоки Викторианской живописи относятся к концу XVIII — началу XIX века, к Готическому Возрождению в романтизме Великобритании в период правления королевы Виктории (1837–1901). Этот период характеризуется значительными социальными, экономическими и технологическими изменениями, а также возрастающим интересом к литературе, искусству и культуре.
Похороны феи (The Fairy's Funeral)
акварель и корпусная краска
Частное собрание
Причины появления:
Искусствоведы часто отмечают, что одной из ключевых причин появления викторианской сказочной живописи стало установление господства романтизма в английской культуре и возрождению интереса к народной культуре и фольклору Британских островов.
В условиях индустриализации и урбанизации сказки и легенды стали видом убежища, где можно было найти отголоски более простого и гармоничного существования, в контрасте с жестокостью и безликостью современной жизни. Кроме того, этот период был отмечен интересом к детской психологии и воспитанию, что также способствовало популярности сказочной тематики.
Джон Анстер Фицджеральд
Сборники британских сказок и легенд, «Детские и бытовые сказки» братьев Гримм были опубликованы на английском языке в 1823 году. Мода на сказки пробудила фантазию британских писателей: «Приключения Алисы в Стране чудес» Льюиса Кэрролла, «Счастливый принц» Оскара Уайльда. Эти сборники и отдельные сказки предоставляли художникам широкий выбор сюжетов для сказочной живописи.
По мнению историка искусства Джереми Мааса Викторианская сказочная живопись близка викторианскому подсознанию: в нём скрыто желание вырваться из однообразности повседневной жизни; новое отношение к сексу, которое сковывается религиозными догмами; подсознательное отвращение к фотографии. В этом отношении Викторианское искусство — бунт против настоящего. Художники видели выход в возвращении к прошлому — к уютной сельской жизни древности.
Фантастическая традиция британской литературы (поэтические произведения Эдмунд Спенсера «Королева фей» и Александра Поупа «Похищение локона») в сочетании с инновациями в сфере театральной техники — пьесы Уильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь» и «Буря», теперь шли на сцене в условиях газового освещения и электричества, что позволяло разработать необычные эффекты, вдохновлявшие художников. В 1863 году спектакль с участием Эллен Терри представил зрителям Титанию верхом на механическом грибе.
Джозеф Ноэль Патон. Сцена из комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь». Эльф и феи
Джозеф Ноэль Патон. Сцена из комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь». Эльф и фея
Джозеф Ноэль Патон. «Оберон и Титания»
Р. А. Шиндлер отмечает потребность возникшего в это время среднего класса в новых видах искусства. Его не удовлетворяли сюжеты и приёмы академической живописи. Средний класс тянулся к простым народным фантазиям — к сказкам, ему хотелось возвести своё происхождение к более древним, чем аристократия, родам, может быть, даже к царским фамилиям самой глубокой древности, отсюда — интерес к древним мифам и легендам Британии (как англосаксов, так и кельтов). У этого жанра был и круг восторженных почитателей, готовых тратить крупные деньги на приобретение полотен и способных на публикацию статей в авторитетных журналах: королева Виктория, Чарльз Диккенс, Джон Рёскин, Льюис Кэрролл.
Интерес к спиритуализму, характерный для викторианской эпохи. Возникла литературоведческая и философская мифологическая школа, которая объясняла схожесть фольклора общими религиозными представлениями древних народов, интерес к её выводам объединял многих художников «сказочной живописи».
Причиной также считают повсеместное использование в Великобритании этого времени лекарств-опиатов, порождавших фантастические образы и видения. Для некоторых художников это была возможность облечь в сказочную форму свои эротические фантазии и сюжеты своих сновидений.
Джон Симмонс. Гермия и Лисандр (Шекспир, Сон в летнюю ночь)»
Стилистика и тематика:
Характерными чертами викторианской сказочной живописи являются детализированность изображений, яркость и насыщенность цвета, а также частое использование аллегорий и символизма. Художники уделяли большое внимание изображению природы, а также фигурам людей и фантастических существ, вдыхая в них жизнь и эмоции. Использование света и тени помогало создавать мистическую, иногда почти сюрреалистическую атмосферу, подчеркивая волшебство и таинственность сказочного мира.
Виды викторианской сказочной живописи:
Викторианская сказочная живопись охватывает широкий спектр тем и стилей, от иллюстраций к классическим народным сказкам до оригинальных произведений, основанных на собственных фантазиях художников. Можно выделить несколько основных направлений:
1. Иллюстрации к сказкам и легендам.
Многие художники того времени создавали иллюстрации к уже существующим текстам, придавая им новую жизнь и интерпретацию.
2. Аллегорические и символические работы.
Некоторые произведения использовали сказочную форму для изображения аллегорий на социальные, политические или философские темы.
3. Оригинальные сказочные произведения.
Некоторые художники создавали полностью оригинальные работы, основанные на собственных фантазиях и представлениях о волшебных мирах.
Представители:
По мнению искусствоведов, первым викторианским художником, создающим сказочные картины, был:
Ричард Дадд (1817-1886)
Викторианский художник с невероятной эстетикой, один из самых трагических примеров блистательного таланта в сочетании с серьезным психическим заболеванием. Картина «Спящая Титания» создана художником в 1841 году одновременно с другой картиной на сюжет «Сна в летнюю ночь» — «Пак».
«Спящая Титания», 1841
Джозеф Ноэль Пэтон (1821 -1901)
Шотландский художник, иллюстратор и скульптор. Он также был поэтом и интересовался шотландским фольклором и кельтскими легендами. Его работам свойственен зловещий и трагический характер. Искусствоведы объясняют это ирландской фольклорной традицией изображения волшебных персонажей злыми, а не добрыми.
Название неизвестно
Артур Рэкем (1867-1939)
Английский художник, который проиллюстрировал практически всю классическую детскую литературу на английском языке («Ветер в ивах», «Алиса в Стране чудес», «Питер Пэн в Кенсингтонском саду»), а также «Сон в летнюю ночь» Шекспира. Он неоднократно удостаивался золотых медалей на всемирных выставках. В 1914 году прошла его персональная выставка в Лувре. Рэкем был в первую очередь блестящим рисовальщиком, отдавая предпочтение прихотливо извивающимся линиям. Его мир населяют причудливые создания вроде гномов, эльфов и фей, в чертах некоторых угадывается портретное сходство с автором. Цвета же смягчены и играют подчинённую роль.
Дэниэл Маклис (1806 - 1870)
Ирландский и английский художник, мастер исторического жанра, портретист, книжный иллюстратор и карикатурист. Художник принадлежал к творческому поколению, предшествующему направлению прерафаэлитов, но весьма одобрял и разделял с ними некоторые идеи. Такие его полотна, как «Рождество в замке барона» (1838), «Сцена из "Двенадцатой ночи"» (1840), «Сцена из „Ундины“» (1843), «Дух рыцарства» (1847), «Король Кофетуа и нищенка», а также «Магдалина после молитвы» как стилистически, так и тематически перекликается с творчеством членов Братства прерафаэлитов.
«Мадлен после молитвы»
«Ундина»
«Отелло и Дездемона»
Джон Симмонс родился в Великобритании в 1823 году.
Много лет писал портреты, однако настоящую славу ему принесла не портретная живопись. Акварели с очаровательными феями, сказочные сцены, иллюстрации к произведениям Шекспира. Этот фантастический жанр стал очень популярным в девятнадцатом веке, когда публика стремилась найти утешение в придуманном сказочном мире. изображал обнажённую натуру (чаще всего — Титанию), которую он включал в фантастический пейзаж, служивший ей декоративным обрамлением, критики единодушно отмечали преднамеренный эротизм его полотен. Большинство картин Симмонса просты по композиции и обычно изображают одну или две фигуры в обрамлении из листвы, причудливых цветов или зарослей вьюнка.
«спящая Титания»
«Утренняя звезда»
«Титания лежит на листе»
«Титания, спящая в лунном свете под охраной своих фей»
«Титания»
Джон Анстер Фицджеральд (1819 – 1906)
Британский художник, знаменитый сказочными сюжетами (отсюда прозвища: «Fairy Fitzgerald» — «Сказочный Фицджеральд» и «King of the Fairy Painters» — «Король сказочных художников») и портретами. На многих его работах можно увидеть упырей и демонов, их сравнивали с апокалиптическими картинами Иеронима Босха и Питера Брейгеля. Большинство его картин – порождения его фантазии, реже писал на сюжеты книг и сказок. Художнику принадлежит цикл о таинственных существах сказочного мира, в частности о конфликте сказочного мира и Малиновки: «Малиновка, защищающая свое гнездо», «Пленённая Малиновка», а особенно — «Кто убил Малиновку?», «Похороны феи», «Корабль фей».
«Кораблик фей»
«Смерть Феи»
«Похороны феи»
«Пойманная малиновка»
«Неоперившийся птенец»
Джон Тенниел (1820–1914)
Известен своими иллюстрациями к "Алисе в Стране чудес" Льюиса Кэрролла, которые стали каноническим образом этих персонажей.
Эдмунд Дулак (1882–1953)
Выдающийся иллюстратор, создавший множество великолепных иллюстраций к сказочным книгам и стихам. Его работы отличаются яркостью цвета и изысканностью линий, благодаря чему сказочные сцены приобретают особенно волшебный и неповторимый характер.
Иллюстрация к сказке "Русалочка"
Иллюстрация к сказке "Русалочка"
Иллюстрация к сказкам Андерсена
Уолтер Крейн (1845–1915)
Английский художник и иллюстратор, который также внёс значительный вклад в развитие викторианской сказочной живописи. Крейн был сторонником движения искусства и ремесел и стремился к созданию красивых, доступных широким массам произведений искусства. Его иллюстрации к детским книгам отличаются чёткостью формы и яркостью цветовой палитры.
«Прекрасная дама, не знающая милосердия» (1865)
«Волшебница Шалот» (1862)
Викторианская сказочная живопись оказала значительное влияние на последующие поколения художников и иллюстраторов по всему миру. Её наследие видно в работах многих иллюстраторов XX и XXI веков, в том числе в таких культовых произведениях, как иллюстрации к "Гарри Поттеру" Мэри ГранПре и книгам Толкиена, выполненные Аланом Ли и Джоном Хау. Этот стиль продолжает вдохновлять художников на создание произведений, которые переносят зрителя в мир фантазии и магии, напоминая о вечной человеческой потребности в сказке и чуде.
#арт#творчество#искусство#живописть#викторианскаяанглия#волшебство#феи#вдохновение#викторианскаяживописьhttps://ok.ru/group/70000004344505
Feera художник - стикеры
Заходите на чай☕️
Магистр фантазии и волшебства — Настя Феера.
Тут вы найдите посты и ролики с ноткой юмора,
а также творчество и эстетику🦢
Создаю очаровательных волшебных существ и снимаю залипательные видео, способные выдрать тебя из реальности и переместить в мир моей безграничной фантазии.
Внимание! Все работы защищены «Acorn®». Публикация и использование работ возможна только с моего согласия.
Заходите на чай☕️
Магистр фантазии и волшебства — Настя Феера.
Тут вы найдите посты и ролики с ноткой юмора,
а также творчество и эстетику🦢
Создаю очаровательных волшебных существ и снимаю залипательные видео, способные выдрать тебя из реальности и переместить в мир моей безграничной фантазии.
Внимание! Все работы защищены «Acorn®». Публикация и использование работ возможна только с моего согласия.
Кот, примерно 3 месяца, проглистован, вымыт.
Очень ласковый и добрый играет с ребенком, контактный и умный. Я бы оставила себе, но у меня 2 взрослых кота. Они его не принимают.
1. Вырезать туловище лебедя из плотной бумаги по примеру на картинке;
2. Вырезать крылья по примеру на картинке;
3. Сделать вырез на туловище для крыльев;
4. Вставить крылья в туловище;
5. С помощью гуаши и фломастеров нарисовать клюв и глаза;
5. Прикрепить лебедя к палке.
История по съемке сказки «Дикие лебеди» начинается среди елок.
Вот представьте: я сижу в лесу на огромном муравейнике и при том не касаясь его (уже магия) - снимаю ролик. Ноги трясутся и жара 35 градусов – Я в образе волшебницы из сказки.
Вокруг ни души – только комары, иголки, мох и рядом в поле за мной следят коровы. Через лесок в поле чешет мужичок. Увидив меня он замер на тропинке, глаза его расширились до размеров тарелок, и он начал бежать, по-видимому от злобной ведьмы. Думаю, теперь это место он будет обходить стороной.
Вдохновленная и мотивированная брендом одежды из крапивы, я решила сделать все сама – от макета до костюмов. Я дол
Это я, художник-сказочник, снимаю в деревне ролик. И тут по тропинке чешет мужик. Бедолага, он чуть в штаны не наложил.
Но хватит о нем, два дня я снимала свою версию сказки "Дикие лебеди". Помните такую?
Друзья меня послали, сказали, что не будут наряжаться в лебедей. Но Я же творческая независимая личность – Склеила их из картона и бумаги.
Затем я перевоплотилась в главную героиню Элизу. Надела платье из настоящей крапивы.
Смотрите видео
Комментарии 2