Есть очень много книг о породах кошек, о том, как ухаживать за ними, правильно кормить, и даже о лечебном воздействии кошек на людей. Но сложно найти книги, рассказывающие о распространении этих хвостатых в нашей стране (именно в России, а не где-нибудь в Африке или на Ближнем Востоке). Большинство людей считает, что кошки у нас были испокон веков. Как в детском мультфильме – вышла из дикого леса дикая тварь. Всегда имея их под рукой, мы не привыкли – или перестали – смотреть на это существо как на некий духовный символ. Так посмотреть умел Чехов. Когда во время своей поездки на Сахалин А.П.Чехов обходил на острове ссыльных и вникал в их тяжелую жизнь, его поразил неустроенный, временный быт поселенцев. «Там чувствуется, - писал Чехов, - отсутствие чего-то важного; нет деда и бабки, нет старых образов и дедовской мебели, стало быть, хозяйству недостает прошлого, традиций. Нет красного угла, или он очень беден и тускл, без лампады и украшений, - нет обычаев; нет кошки…». Как видно, среди примет духовной жизни писатель числит и присутствие в ней кошки. Недаром же, у наших предков в ходу было выражение: «Без кота – дом сирота».
Давно уже домашняя кошка обитает в наших краях. Наиболее ранние сведения о ней дают археологические находки.
Приведу данные Всеволода Карпова «Трактат не только о кошке» (Ежегодник «На суше и на море», 1987). На территории бывшего СССР самые древние останки домашней кошки найдены в Армении, при раскопках развалин древней урартской крепости VII века до н.э. Тейшебаини. В одном из винных сосудов был обнаружен скелет кошки – возможно, погналась за мышкой и угодила в пустой кувшин. Также останки древней кошки были найдены в развалинах античного города Ольвии в Северном Причерноморье. Археологи датируют найденные кошачьи косточки VI веком до н.э. Появление самых первых экземпляров домашней кошки именно в Урарту и Ольвии закономерно. В тех местах оживленно торговали с соседними странами, с греческими колониями, и даже с Египтом, т.е. были накатанные дороги для проникновения домашней кошки на новые земли. Позднее, на рубеже старой и новой эры, домашние кошки появляются в других античных городах Северного Причерноморья – Танаисе, Нимфее, Фанагории и др. Как видно, кошки предпочитают жить в больших и богатых городах. В селениях никаких следов кошек не обнаружено. Скифы тоже знавали кошек, хоть и в единичных экземплярах.
В начале нашей эры путь от берегов Черного моря в суровые северные земли будущих российских городов был не очень гладким, а кошачье поголовье не отличалось изобилием, поэтому мода на кошек продвигалась на север медленно. Во II-V веках н.э. археологи отмечают появление домашней кошки в трех поселениях, существовавших на территории Одесской, Черкасской и Кировоградской областей. В каждом из этих поселений найдено по одной кошачьей особи. Не подумайте, что археологи плохо работают. Просто, очень уж редким было в те времена это существо. В VI-VII веках кошка появляется в лесных краях – останки ее найдены при раскопках вблизи Ярославля, а также в древнем Пскове. Затем в VII-IX веках, кошка попадает в Старую Ладогу, в тот же период она была известна в Среднем Поволжье, а в X-XIII веках – в землях Древней Руси. Археологические находки ее отмечены в Новгороде, старой Рязани, Москве, Киеве. А вот в древнерусском охотничьем городе Гродно, скрытом дремучими лесами с изобилием дикого зверя, домашняя кошка не была известна вплоть до XIII века. Интересные находки сделаны при раскопках погребений X-XI веков в Ярославском Поволжье. Ученые вскрыли там около 600 курганов, из которых 200 выделялись одной особенностью – в них найдены останки жертвенных животных. И только в двух курганах из 200 найдены кошачьи кости, причем оба раза это были женские погребения.
Любопытные раскопки относятся к разорению Киева татаро-монголами в 1240 году, когда город сгорел. В первом случае, когда возник пожар, в доме никого не было, но взаперти осталась кошка, а хозяйка кошки – девочка, не забыла о своей любимице и попыталась спасти ее, но погибла под обвалившимся горящим зданием. Во втором случае останки кошки найдены у большого деревянного ларя с россыпью горелых зерен разных злаков на полу – там хранились запасы хлеба. То есть кошка погибла «на службе».
Сколько же стоила кошка? Сугубо официальные записи Московской Руси говорят о том, что кошка представляла в былые времена ценное имущество. И стоила она громадных денег. До нас дошел замечательный документ XIV века, в котором точно определена относительная ценность по тогдашним меркам и кошки, и собаки, и других домашних животных. Это своеобразный свод законов, который историки называют «Правосудье митрополичье». Он является одним из древнейших исторических документов на Руси, в котором упомянута кошка как домашний зверь. Она появляется в статье, определяющей наказание – денежный штраф – за хищение домашних животных. Естественно, что величина штрафа зависела от ценности украденного животного и косвенно говорила о его стоимости: «За голубя платить 9 кун, за утку 30 кун, за гуся 30 кун, за лебедя 30 кун, за журавля 30 кун, за кошку 3 гривны, за собаку 3 гривны, за кобылу 60 кун, за вола 3 гривны, за корову 40 кун, за теля 5 кун, за овцу 5 кун, за жеребца гривна». В те времена, гривна – это слиток серебра массой 205 граммов, куна – 50-я часть гривны. Таким образом, кошка оценивалась в три гривны – так же, как и незаменимый в хозяйстве вол. Кошка приравнивалась к трем резвым скакунам или к целому стаду баранов! 1 кошка=3 коровы. Одна лишь собака ценилась столь же высоко. Чтобы заработать 3 гривны, даже при сказочном жалованье, положенном князем Ярославом строителям древней киевской церкви, надо было трудиться, не разгибая спины два месяца.
К XIV веку кошка стала заметным деловым животным. Первыми оценили кошку в этом качестве святые отцы и, дабы пресечь участившиеся хищения ценного зверя, поставили его под защиту подходящей статьи церковного свода законов. Но и тогда еще кошачье поголовье на Руси было невелико. Кошку в те времена могли не только украсть, но и запросто убить. Поводов для этого у простого люда имелось немало. На редкостное создание смотрели косо. Кошка – животное подвижное и любознательное, с вредоносными и бесовскими повадками, шныряет по чужим погребам, чуланам да птичникам, а владеют ею лишь богатые. Всё зло от них, так не грех и отплатить им.
Естественно, что такой дорогой предмет был не по средствам даже зажиточным людям, не говоря уже о бедняках. Поэтому, первоначально кошка, как редкостная невидаль и полезный предмет роскоши, попадала лишь в богатые дома. Но постепенно, зверь диковинный стал «просачиваться» и в круги победнее, т.е. широкое распространение кошек на Руси началось лишь с XIV века.
#ИнтересноеОКошках
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2