Впервые вопрос о создании собственной авиации в войсках ОГПУ возник в 1923 году. Это был период активной и жестокой борьбы соединений и частей РККА и пограничников с бандами басмачей на границе и в Туркестане. Приказ РевВоенСовета Республики и ГПУ от 18 Июля 1923 года предписывал: «Главному управлению Красного Воздушного Флота Республики приступить к формированию авиазвеньев для войск ГПУ...». В приказе ГПУ «О формировании авиазвеньев для войск ГПУ» от 14 августа того же года, подписанном заместителем председателя ОГПУ Иосифом Уншлихтом, уже конкретно указывалось: «В целях усиления войск ГПУ техническими средствами на 1924 год сформировать пять авиаотрядов по три звена в каждом - всего 30 самолётов различных систем. Исполнение приказа поручит уполномоченному ГлавВоздухФлота при ГПУ тов. А.А. Пороховщикову». Дату этого первого приказа ГПУ можно считать Днём Рождения Авиации Органов Государственной Безопасности СССР.
Первые шаги
Первый руководитель авиационной структуры Александр Пороховщиков уже в 1923 году приступил к набору экипажей, командного и технического состава сначала двух авиационных звеньев - для сухопутных и морских войск ГПУ. В 1924 году он сформировал экипажи уже пяти авиаотрядов по три звена в каждом из наиболее достойных командиров и летчиков ВВС и Гражданский воздушный флот (ГВФ). Некоторые из них уже имели опыт службы в авиационных отрядах особого назначения (АООН). Они-то и стали костяком будущего «авиаспецназа ГПУ», и в первую очередь - авиационных частей пограничных войск. В том же году он отобрал 40 слушателей Высшей пограничной школы и направил их для обучения в различные авиашколы. Впоследствии из них были сформированы специальные авиаподразделения ВЧК-ОГПУ.
История авиации пограничных войск началась в 1932 году, когда в пограничных округах НКВД СССР по постановлению Совета Труда и Обороны СССР от 21 июля 1932 года были сформированы первые 15 авиаотрядов, состоявших из трех-четырех авиазвеньев самолетного состава. Эта дата и вошла в историю как день рождения авиации пограничных войск (ПВ), так как именно с образованием отдельных авиаотрядов во всех пограничных округах в 1932 году авиация ПВ организационно стала существовать как система.
На вооружении пограничников в то время были в основном отечественные самолеты нескольких типов: бипланы Р-1, Р-3, Р-5, У-2, а также гидросамолеты Ш-2, «Савойя» С-62-бис и МБР-2. Одномоторные двухместные Р-1, Р-3, Р-5 обладали скоростью полета до 200 километров в час и радиусом действия до 300 километров. Гидросамолеты Ш-2, «Савойя» С-62-бис и МБР-2 имели радиус действия до 400 километров.
В довоенный период летчики границы участвовали во всех крупных вооруженных пограничных конфликтах: в синьцзянских событиях на советско-китайской границе с аэродрома Бахты в 1933 году, в борьбе с остатками басмачества в песках Туркмении и в горах Таджикистана в середине 1930-х, на границе Казахстана с Китаем с аэродрома Туругард в 1937 году, в Хасанских событиях в Приморье в 1938 году. Участвовали они в спасении экипажа и пассажиров затертого льдами парохода «Челюскин» в Чукотском море в феврале 1933 года, обеспечивали автопробег Каракумы - Москва в 1934 году. Именно летчики границы первыми отыскали в июле 1936 года совершивший вынужденную посадку на острове Удд самолет Ант-25 Валерия Чкалова, а также спасли группу альпинистов Евгения Абалакова, которая попала под лавину при восхождении на пик Хан-Тенгри в сентябре 1936 года. Многие годы авиаотряды участвовали в агитационных авиаперелетах и в авиационных парадах.Первой серьезной реорганизацией авиации ПВ, в соответствии с постановлением Правительства № 274 от 29 июня 1939 года «Об авиационных отрядах НКВД», стало формирование авиабригады ПВ НКВД, в которую сводились все разрозненные и малочисленные авиационные отряды на границах нашего государства. На базе авиаотрядов были сформированы 12 отдельных авиаэскадрилий, состоящих из 15 самолетов каждая. Командиром авиабригады ПВ в августе 1939 году был назначен полковник Илья Чупров.
К началу Великой Отечественной войны в состав пограничных войск НКВД СССР входили следующие авиационные части и подразделения: в Украинском погранокруге - 7-я морская отдельная авиационная эскадрилья в Одессе, в Крымском - 6-я отдельная авиаэскадрилья в Коктебеле, в Прибалтийском погранокруге - 11-я отдельная авиаэскадрилья в Курессааре (о. Саарема), в Белорусском - 10-я отдельная авиаэскадрилья в Гродно, в Туркменском - 4-я авиаэскадрилья в Мары, в Среднеазиатском - 8-я отдельная авиаэскадрилья в Ташкенте, в Казахстанском - 3-я отдельная авиаэскадрилья в Алма-Ате, в Забайкальском - 9-я отдельная авиационная эскадрилья на ст. Белая, в Приморском - 2-я отдельная авиаэскадрилья в Петропавловске-Камчатском и 5-я отдельная авиаэскадрилья во Владивостоке, в Хабаровском погранокруге - 10-я отдельная авиаэскадрилья в Хабаровске, 2-е отдельное морское авиазвено при 4-м погранотряде войск НКВД в Архангельске и 1-е отдельное морское авиазвено в Новой ладоге.
Непосредственно Главному управлению пограничных войск НКВД СССР были подчинены штаб и управление Отдельной авиационной бригады (численность - 90 человек), 1-я отдельная авиационная эскадрилья (217 человек), узел связи управления авиабригады 24 человека), 1-я окружная авиаремонтная мастерская (12 человек). Все эти части и подразделения базировались на аэродроме Быково под Москвой. Командиру авиабригады также подчинялись все авиачасти ПВ на государственной границе. На вооружение, кроме уже имевшихся у пограничников У-2, Р-5 и МБР-2, поступили самолеты новых типов: учебные УТ-2, УТИ-4, скоростные бомбардировщики СБ, скоростные разведчики Р-10, гидросамолеты МБР-2-бис, истребители Як-1, МиГ-1, МиГ-3, транспортные Ли-2, ПС-84 и С-47.
В боях за Победу
Несмотря на немногочисленный состав, авиационные части внесли достойный вклад в Победу. 11-я, 10-я, 6-я, 7-я авиаэскадрильи и два усиленных отдельных гидроавиазвена наравне с пограничными отрядами с первых часов Великой Отечественной войны вступили в бой с превосходящими силами противника. В первые часы и дни войны в воздушных боях смертью храбрых пали 12 пограничных экипажей самолетов Р-10 и СБ. Остальные сумели пробиться из окружения. Через две недели после начала войны, согласно мобилизационному плану, на Севере, западной границе и Черном море все они были переданы в состав Красной армии и ВМФ. Летный состав в действующей армии успешно отвоевал всю войну.
В августе 1941 года в Быково был сформирован 1-й истребительный авиационный полк пограничных войск НКВД. Состоявший из трех эскадрилий самолетов МиГ-3 и эскадрильи пикирующих бомбардировщиков Пе-2, он вошел в оперативное подчинение 6-го авиационного корпуса и охранял с воздуха восточный сектор Москва - Кашира - Коломна. Главная задача этого полка заключалась в прикрытии Каширской ГРЭС, которая давала свет правительственным зданиям и командным пунктам столицы, а также железной дороги, связывающей Москву с восточными и южными регионами страны. Приказ звучал так: не допустить ни одного прорыва и ни одной сброшенной бомбы врага на охраняемые объекты! Ценой гибели в воздушных боях восьми летчиков и потери шести самолетов полк свои задачи выполнил.
Осенью 1941-го и весь 1942 год этот полк охранял восточный сектор и ближние подступы к столице - Малоярославец, Обнинск и Белоусово, прикрывал наступающие части в секторе Наро- Фоминск - Каменское - Балабаново - Боровск. В начале 1943 года эта часть вошла в состав 6-го авиакорпуса ПВО РККА как 11-й истребительный авиационный полк ПВО.В начале 1943 года при штабе Отдельной авиационной бригады в Быково на базе 1-й отдельной авиаэскадрильи был развернут 1-й отдельный (транспортный) авиационный полк ПВ НКВД. Он состоял из трех эскадрилий (от 36 до 42 самолетов в разное время) и выполнял важные боевые задачи в интересах погранвойск и других управлений НКВД СССР. Это были полеты в осажденный Ленинград и в тыл врага к партизанам; выброска диверсионных и разведывательных групп в глубокий тыл противника; организация спецсвязи ВГК со штабами фронтов и армий. Большую роль сыграли части и подразделения авиации ПВ в битве за Москву в 1941 году и в блокировании окруженных немецких дивизий под Москвой в начале 1942-го, в операции 1943 года за освобождение Кавказа.
Восемьдесят два летчика авиационных эскадрилий и полков авиабригады погранвойск НКВД, базировавшихся в подмосковном Быково, погибли при защите подступов Москвы в 1941 году и при полетах в глубокий тыл противника в 1942-1944 годах. Их имена увековечены на памятнике в поселке Удельная Московской области.Летом 1943-го личный состав авиабригады выполнял специальное задание Правительства СССР. На аэродром Быково прибыли два новых транспортных самолета «Дуглас» С-47 и один Ли-2, которые впоследствии были переоборудованы в пассажирские с салонами класса люкс. 27 ноября 1943 года на двух из этих самолетов (полковников В. Грачева и А. Голованова) отправилась в Тегеран правительственная делегация: Иосиф Сталин, Вячеслав Молотов и Климент Ворошилов. На третьем самолете (подполковника М. Скрыльникова) находилась группа обеспечения перелета и охраны членов правительства из авиабригады ПВ НКВД во главе с заместителем начальника погранвойск генералом Аркадием Аполлоновым. Позже, весной 1946 года, на одном из С-47 летчики экипажа майора П. Кудицкого из 1-го авиационного полка погранвойск доставили на Нюрнбергский процесс фельдмаршала Паулюса.
Четыре авиационных полка авиабригады - 5-й Одесский, 6-й Львовский, 8-й Пярнуский и 1-й Быковский - в 1944¬1954 годы принимали активное участие в охране тыла ушедшей вперед на запад Красной армии, восстановлении западной границы СССР и ликвидации бандитских формирований на территории Украины, Белоруссии и Прибалтики. Авиационные части ПВ на границе в период войны были задействованы во многих пограничных и специальных операциях. Так, 4-й Марыйский авиационный полк обеспечивал переход частями Красной армии советско-иранской границы, а потом в период всей войны снабжал по воздуху выставленные там пограничные гарнизоны. Полк участвовал в ликвидации многочисленных немецких десантов, высаженных в наш тыл для уничтожения нефтяных вышек и запасов топлива в районе Элисты, Баку и Грозного.Первой задачей сформированного в Быково в апреле 1945 года 7-го специального авиационного полка стало срочное перебазирование в город Нерчинск для участия в прокладке линии ВЧ-связи - прямого соединения Приморья и Сахалина с Москвой требовала подготовка к войне с Японией. Впоследствии этот полк дислоцировался на Сахалине в пос. Озерский. Через год полку было вручено Боевое Красное Знамя, и он приступил к охране государственной границы.
Пять авиачастей - 2-й Камчатский отдельный морской авиаполк, 5-я Владивостокская отдельная морская авиационная эскадрилья Приморского погранокруга, 3-й и 7-й авиаполки Забайкальского и 8-й авиационный полк Хабаровского пограничных округов - всю войну охраняли государственную границу в усиленном варианте, а в августе-сентябре 1945 года принимали активное участие в войне с Японией. Они были усилены эскадрильями истребителей и бомбардировщиков. Эти части оказывали помощь наземным войскам в уничтожении наиболее крупных пограничных гарнизонов противника и форсировали Большой Хинган. На их счету сотни боевых вылетов (разведка и уничтожение живой силы и техники противника), тысячи тонн перевезенных боеприпасов, продовольствия, вооружения. Два авиационных полка авиабригады ПВ - 3-й Нерчинский и 8-й Хабаровский - за боевые подвиги летного состава стали Краснознаменными. В конце Второй мировой войны в составе авиабригады погранвойск НКВД вдоль границ СССР были 15 авиаполков и отдельных эскадрилий с общим количеством более 300 самолетов.
Комментарии 2