г. Лев Бакст уже не раз обращался к античной теме в своей работе для театра. По заказу С.Дягилева он оформил балеты "Нарцисс"(1911), "Послеполуденный отдых фавна"(1912), "Дафнис и Хлоя"(1912), для Александрийского театра - постановки "Ипполита"(1902) и "Эдипа в Колоне"(1904). Виртуозный стилизатор, он оживил на сцене античную культуру и стал известен как реформатор театрального костюма: именно с его лёгкой руки актёры стали танцевать в сандалиях или вовсе босиком, а ткани стали лёгкими и не сковывающими движения.
Несмотря на многолетние усилия авторского коллектива и договорённость с директором Императорских театров В.А. Теляковским, "Орфей" так и не был поставлен, а отправленные из Парижа в Петроград эскизы декораций и костюмов бесследно исчезли. Судить о них мы можем по авторским уменьшенным копиям, большинство из которых сейчас хранится в фондах ГМИИ им.А.С. Пушкина. Роже-Дюкас создал собственный вариант древней легенды; события трёх действий разворачивались в храме Эрота, напоминающем минойский дворец, в мрачной долине, где толпы ожидали возвращения Орфея из Аида, и в ущелье с гробницей Эвридики, где Орфей был растерзан менадами. Впервые на балетной сцене Бакст попытался воссоздать впечатление от интерьеров Кносского дворца, который изучал и зарисовывал с Валентином Серовым во время их совместного путешествия в Грецию и на Крит в 1907 году. Создавая декорации на мифологическую тему, он использовал древнейший и малоизвестный даже специалистам археологический материал в сочетании с необходимой долей сценической условности. Именно этим достижением гордился Бакст, когда писал: "Я убеждён, что эта постановка была бы решающей в смысле изображения греческого мифа на сцене."
Оценивая костюмный ансамбль к балету "Орфей", следует отметить, что Бакст смело сочетает в нём художественные приёмы разных эпох. Каждый отдельный костюм стилизован на основе достоверной исторической информации. Так, например, костюмы юношей восходят к образам фресковой росписи критского дворца эгейской эпохи. Женские костюмы той же эпохи мы знаем по знаменитым скульптурам богинь со змеями. Бакст отринул эти древние образцы и одел девушек в брачной процессии в костюмы классической Греции, отстоящей от эгейской эпохи на тысячу лет. Интерпретируя и "тасуя" древние прототипы, Бакст оживлял миф на сцене.
Студентки Школы-студии МХАТ Дарья Корина и Александра Беглова-Чаковская на основе эскизов Льва Бакста воплотили в бумаге, кальке и гуаши фигуры менады и девушки из свадебной процессии в человеческий рост. Менада в тёмном хитоне и девушка в шафрановом одеянии чертами лиц и змеящимися бумажными косами поразительно схожи с архаическими корами из музея афинского Акрополя, сохранившими следы краски. Использование недолговечных простых материалов лишь усиливает ощущение древности и вместе с тем близости этих персонажей.
Эти уникальные предметы вы можете увидеть на выставке "Время мифа", которая проходит в трюме Театра Гонзаги: https://arhangelskoe.su/tickets/#/buy/event/8604/2024-07-06 Также в Кинолектории пройдут лекции в рамках параллельной программы к выставке:
14.07, 16:00 – Презентация эссе Сальвадора Дали «Трагический миф Анжелюса Милле» https://arhangelskoe.su/tickets/#/buy/event/9441/2024-07-14/16:00:00 27.07, 16:00 – Лекция и кинопоказ «Медея» Пьера Паоло Пазолини https://arhangelskoe.su/tickets/#/buy/event/9445/2024-07-27/16:00:00
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев