По итогу практики студентка Полина Дерябина написала заметку, посвящённую скульптурам в садах Архангельского:
«Амазонка с собакой» — одна из жанровых скульптур, расположенных на лестнице верхней террасы. Мифическая воительница стоит на одном из углов, возглавляя остальные статуи и привлекая внимание на себя в первую очередь.
Её историческое место было не здесь, а в середине ряда, где сейчас располагаются скульптуры собак. На месте воительницы же располагались львы. Это можно заметить на хранящейся в Фотофонде музея фотографии дворца в конце 1860-х годов, выполненной швейцарским фотографом Эмилем Прикамом (Pricam E.) (1844-1919). Сравнивая эти два подхода к композиции, ритму расположения, можно поразмышлять и о передаваемых смыслах.
Это произведение упоминается в описи 1822 года, где числится под номером 4 в разделе фигуры на обоих террасах. И, что довольно интересно, имеет другое название — Диана с собакой! Однако в более поздних сохранившихся описях название сменилось и получило известное нам – «Амазонка с собакой». Но почему же в изначальном варианте мы видим упоминание конкретной римской богини?
В сюжете данной скульптуры первым делом бросается в глаза поза прекрасной девушки, отсылая нас к изображениям амазонок в период Античности. А точнее, к произведениям нескольких творцов — Поликлету, Фидию и Кресилу. Они, соревнуясь, создали дошедший до нас образ раненной амазонки. И именно его можно заметить и в этой статуе — характерно поднятая рука, наклон головы... Но никакой собаки рядом в этих скульптурах не было. Откуда же та появилась?
Амазонки ещё с Древней Греции считались последовательницами Артемиды, в Риме именуемой Дианой. В покровительство богини входила охота, в ходе которой вполне успешно пользовались помощью обученных собак. Скорее всего, именно из-за этого и присутствует не свойственное скульптурам амазонок животное, располагающееся в ногах.
Также, отличающей чертой мраморной девы являются колчан стрел и лук, больше встречающиеся в иконографии богини, нежели верной последовательницы.
У амазонки есть S-образный изгиб тела, будто следующий канону Поликлета, и движение, за счёт опоры амазонки на одну ногу и поднятой руки. При этом статую нельзя назвать полностью динамичной, есть ощущение застывшего момента. Сидящая у ног собака, задравшая голову, будто ожидает дальнейших команд задумавшейся хозяйки. Верный охотничий помощник приостанавливает движение девы вперёд и восполняет недостающий внизу объем, заземляя фигуру воительницы.
Так, рассматривая лишь одну скульптуру, мы открыли для себя целую историю, тянущуюся ещё со времён вне нашей эры. А что в этой скульптуре видите вы?»
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев