С. Золотухина
Спектакль: "Дом на набережной"
Премьера : 12 июня 1980 г.
«ШАГ ПО ПУТИ ОТКРОВЕННОСТИ НА СОВЕТСКОЙ СЦЕНЕ»
Статья Энтони Остина, «Нью-Йорк Таймс», 8 мая 1980 года
«История моего поколения»
Г-н Любимов, закаленный тактик в борьбе с цензурой, предпочитает изъясняться осторожно: «Если вы хотите оставаться великой нацией, вы должны изучать свою историю", - так ответил он на вопрос, почему для спектакля была выбрана именно эта работа. "Это — история моего поколения. Я чувствовал, что должен это сделать».
Почему цензоры — по крайней мере, до сих пор — оказались столь снисходительны к этому спектаклю (хотя по мнению ряда выдающихся писателей, высказанному приватно, "в надежной обстановке", эта пьеса — самая сильное антисталинское произведение, появляющееся на советской сцене), остается вопросом… Контрольный орган, представляющий Министерство культуры и другие государственные учреждения, включая, несомненно, и КГБ, снял упоминания о Сталине и Николае Ежове, главе тайной советской полиции, сократил обличительное высказывание относительно «космополитизма», т. е. о евреях и либералах... но и это не привело к серьезному ослаблению пьесы.
Гораздо более потрясающие театральные эффекты г-на Любимова остались нетронутыми. К примеру, некоторые переходы к обстановке тридцатых годов сопровождаются сталинскими песнями, которые исполняет хор девочек в красных пионерских галстуках. Этот штрих превращает патриотическую песню и бравурную музыку в зловещее высмеивание самообманов той эпохи. А мрачная фраза следователя, который выжимает из Глебова показания насчет «недооценки классовой борьбы» его профессором, сопровождается ощущением, что невидимые лица подслушивают этот разговор, и это создает атмосферу всеобщей слежки.
Многие здешние поклонники г-на Любимова считают чудом не то, что он терпит некоторые неудачи, а то, что ему так часто удается ставить спектакли, которые явно раздражают некоторых высокопоставленных людей в Министерстве культуры. В кругах интеллигенции это объясняют и тем, что Леонид Ильич Брежнев, после того, как г-н Любимов написал ему письмо о необходимости экспериментального театра, отнесся к Театру на Таганке с сочувствием и интересом, стал рассматривать его как своего рода выпускной клапан .
Можно было бы сказать, что в конце концов «Дом на набережной» уже появился в виде изданной книги. Но в Советском Союзе то, что разрешено к публикации, часто не допускается на театре; влияние театра на людей более непосредственно. А г-н Трифонов первым признал, что пьеса по его книге, поставленная в стиле г-на Любимова, вызовет больше нервной дрожи, чем роман.
«Я не думал, что спектакль будет таким хорошим, - сказал г-н Трифонов. - Он обогатил мою прозу, введя фантазии. Эротическая сцена со стеклянной стеной, которая служит и зеркалом, и памятью, - результат воображения. Я очень доволен этой пьесой и ее постановкой. Надеюсь, что публике она понравится».
#музейвзолотухина #золотухинвтеатре #театрнатаганке #ВалерийЗолотухин
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1