Чем советские лодки лучше современных: Про главную тайну старых "Казанок" и "Прогрессов"
Чего нет у современных лодок такого — что было у тех, выпущенных во времена Советского Союза? Просто ностальгия? Нет. Не просто.
Казанка 2. Начало выпуска 1969г. Длина 5,31. Ширина 1,6. Масса 250. Допустимая мощность 50. Д16 - клепка. Угол килеватости на транце 7.
Оставим за бортом - разговоры, типа "что выгоднее купить", "что дольше проживёт", "какую лодку выбрать"...
Сейчас не о выборе своей будущей лодки. Сейчас о том, в чём же заключаются преимущества "тех самых", старых советских мотолодок - перед современными. Или нет никаких преимуществ?
Лодка Крым. Начало выпуска 1970г. Материал АМг5М,сварной корпус.Длина 4,3. Ширина 1,6. Угол килеватости на транце 4,5. Масса 190. Допуст. мощность 30.
Советские лодки не были равнозначными. У разных моделей были очень различные характеристики. Были откровенно неудачные лодки. Но, были среди них — истинные шедевры судостроения, за которыми пока не могут угнаться современные производители. И вот почему...
Ничего принципиально нового, в строительстве глиссирующих маломерных судов не изобретено. Сверху стали делать красивой формы стёкла. Кокпит современных лодок стал комфортнее и уютнее.
А что изменилось в самом важном? В конструкции силового набора и главное — в обводах лодки (в самой важной, "ходовой" части корпуса?..
В обводах, ничего нового не придумано. Всё те же - моногедроны, тримараны, глубокое V и прочие виды обводов. Ниже - несколько основных типов обводов моторных лодок:
Обводы — важнейшее качество глиссирующего судна. Кроме этого, важное значение имеют: силовой набор, геометрические пропорции и конечно же — качество материала и качество его сборки...
Почему многие предпочитают купить старую "советскую" лодку и потратить деньги на то, чтобы освежить и затюнинговать её? Из экономии?.. Это, вряд ли.
Если хотите сделать всё "по уму", то тюнинг старой лодки (с ценой её покупки) обойдётся если не дороже — то и не дешевле чем купить "свежак". Единственная выгода в том, что деньги можно тратить не все сразу. И кое-что сэкономить, сделав своими руками.
Более трёхсот тысяч (без мотора) обойдётся и новая "Тактика 460" (фото ниже).
Тактика 460
И столько же будет стоить - помолодевший и шикарно затюнингованный "Прогресс" (той же длины 4,6м.) первой модификации.
Цены на момент написания статьи (2020 год). Сейчас их можно просто умножать на два.
"Прогресс" первой модификации
Только "Прогресс" (говорим о первой модификации) хорошо пойдёт и под 30 л.с. (максимум 40). А для "Тактики 460" — "тридцатки" будет мало. Чтобы на ней уверенно глиссировать вдвоём (и с рыбацким скарбом) надо 40-50 (а лучше 60 л.с.).
Думаю, никому не надо объяснять разницу в стоимости между моторами 30 и 60 л.с? И что расход у них тоже будет разный...
Знаете, почему такая разница в оптимальной мощности моторов? Это и есть основное. Об этом чуть позже. А пока, ещё один пример для сравнения:
Сравним новую лодку "Салют 430"
Салют 430
И советскую мотолодку "Крым" (его длина тоже 4,3 м.). Стоимость нового Салюта и добротно затюнингованного "Крыма" будет примерно одинакова.
Лодка "Крым"
Хотя нет! В отличии от клёпанного "Прогресса", "Крым" потребует мЕньших затрат. И обойдётся (с материалами и работой) тысяч в 250 (без стоимости мотора). "Салют 430" — примерно 320 т.р. в зависимости от комплектации. (цены на 2020 год).
И опять же, "Крым" будет легко глиссировать с двумя рыбаками и их вещами, под мотором 18-25 л.с. (максимум 30). А "Салют" 18 лошадок не потянут... Придётся вешать на транец 30 (а лучше 40) л.с. Для той же загрузки и той же скорости.
Можно ещё долго сравнивать современные и советские лодки. И почти всегда (!) советские окажутся легче и по весу и на ходу, чем современные российские.
Вы не найдёте современную алюминиевую лодку, которая (при тех же размерах 4,6 м.) будет легко глиссировать под мотором 25-30л.с. (как это может делать старенький "Прогресс 4"). А 40 л.с. ему как говорится, вообще "по за глаза".
А сможете найти современную алюминиевую лодку, которая будет такая же "ходкая" как легендарная "Коза"?
Теперь, переходим к выводу:
В чём же, главное преимущество лодок, родом из СССР? Где она, эта главная советская тайна?..
В СССР лодки строили, в основном, на авиационных заводах. Их проектировали и собирали те же инженеры и рабочие, которые выпускают самолёты. Криворуких там не держали.
И что важно: эти лодки делали из материалов, предназначенных для авиационной промышленности! Никто не станет сейчас использовать алюминий или дюраль с авиазавода, для изготовления лодки. Слишком дорого!
Нередко, новые лодки лопаются по шву или их днище "идёт волнами" после первого же выхода на воду.
Современные лодки требуют более мощных моторов, по двум основных причинам: 1) Они тяжелее. Толщина бортов и днища — почти всегда больше чем у старых, советских. Потому, что некачественный дешевый алюминий (родом из Поднебесной), даже при своей толщине — не гарантирует прочности и надежности. Не говоря уже о более тонком исполнении...
2) Обводы современных российских лодок проектируются в первую очередь — из экономических соображений (капитализм у нас теперь). Проще сварить прямые листы металла, чем гнуть "хитрые плоскости" как на "Казанках" пятой серии.
Казанка 5м3
Условно говоря, карта экономики (в современных условиях) — бьёт карту гидродинамики (менеджер стал важнее инженера).
Вот мы и подошли к самому главному секрету: Почему сейчас производители лодок не могут (!) дотянуться до советского уровня производства. Дело не в какой то "утерянной советской тайне"... Дело в элементарной экономической целесообразности. Сейчас не выгодно производить лодки (корпуса) такого уровня. Для советского завода — выгода была не единственным ориентиром.
Не призываю выбрасывать новые лодки и пересаживаться на советские. В приличном состоянии, лодок из СССР уже почти не осталось. Вечного ничего не бывает. А у современных — много своих плюсов.
Какой нибудь "Крым" или "Прогресс 4" — вечно жить не могут. Ну может ещё столько, сколько проживёт (выпущенная только что) современная российская лодка. Но не больше... Подпишитесь на группу "Лодочник".
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Чем меня удивил этот лодочный Электромотор с GPS якорем
WaterSnake Geo-Spot: Лодочный электромотор-электроякорь с GPS. Результаты первых двух месяцев эксплуатации электроякоря. Рассказываю и показываю (не хвастаюсь, а делюсь впечатлениями ))).
Регистрация всех лодок в 2024: Кто-то говорит неправду
Вам ещё не надоело читать страшные новости о регистрации всех лодок?.. Давайте подведём черту, расставим точки и закроем наконец-то эту форточку, из которой всё время дует... в уши.
Рейтинг советских лодок для рыбалки: Лучшие и худшие
В рейтинге: 10 популярных мотолодок, произведённых в СССР, о которых я могу судить по своему личному опыту (были в пользовании или катался с друзьями).
Статьи и штрафы, которые грозят лодочникам: Даже если лодка не подлежит регистрации
Недавно, в группе "Лодочник" ВКонтакте, был задан вопрос: "Подскажите на такой вопрос. У меня не регистрат лодка, но катаюсь на 12 Ветерке. Под какое нарушения я подпадаю и какое наказание грозит?"
Успешный воблер с бородой и другие спиннинговые приманки: Лидеры прошлых сезонов
Показываю приманки, на которые лучше всего ловил щуку, окуня, судака - в прошедших (2021-22-23) сезонах открытой воды. Возможно у вас другие приманки оказались в лидерах. Напишите о них в комментариях - многим будет интересно. Итак, сначала о воблерах. Затем блесна. В конце - джиговые приманки.
Воблеры:
1. Jackall TN 70 Trigon. Раттлин с "погремушкой" в брюхе и мощной огрузкой на подбородке (31,5 грамм). Я писал уже о нём. Иногда он спасал рыбалку - когда и судак и щука не реагировали на джиг.
Ледобуры для зимней рыбалки: "Торнадо", "Buran", "Айсберг", "ЛР", "Сотка Казанцева" и другие... Как выбрать, чем отличаются. Какие правильно подобрать ножи для них. Рассказывает Сергей Казанцев - разработчик ледобуров.
А что вы на это скажете?.. (обращаюсь к тем, кто не надевает спасжилеты)... 9 ноября, в парке-отеле «Клёво» под Волгоградом любители посидеть с удочками соревновались в величине улова. И «одичавшая» лодка сбросила двух рыбаков в воду. Из-за этого двое мужчин – участников турнира оказались за бортом. Из воды их доставили живыми, но продрогшими. Спасательные жилеты лежали в лодке. Лодку кружило примерно на одном и том же месте, но приблизиться к ней, чтобы остановить, возможности не было. В результате она прыгала по волнам реки Дон до тех пор, пока в моторе не закончилось топливо.
Омичи заплатили 240 тысяч штрафа за нарушения правил для маломерных судов
Поздней осенью, в регионах России выходят местные постановления о закрытии навигации. Например, как это. По Карелии... Лодочникам запрещается отчаливать от берега до наступления весны (до начала следующей навигации).
Лодочный мотор работает без гребного винта: Медузам должно быть завидно
Французский стартап FinX совершил настоящий прорыв в области судоходных двигателей, представив революционный подвесной мотор, работающий без традиционного гребного винта.
Лодки горят от литиевых аккумуляторов, как электросамокаты: Разбираемся, так это или не так
"Знаешь, Николаич, почему часто горят катера? Именно современные — нафаршированные крутыми эхолотами, электроякорями и другой аппаратурой... Да, всё просто! По той же причине, по которой электросамокаты, электровелосипеды и моноколёса "пыхают" по всему миру... Виноваты литиевые аккумуляторы! Ты вот, тоже поставил лиферный аккум, на лодку, для носового электромотора. Потом не жалуйся..."
Подробное видео, с пояснениями на русском языке. Нажмите и посмотрите (включите звук) Инженеры из компании FinХ (Франция) построили подвесной лодочный мотор Fin5, в котором тяга создается на совершенно ином принципе. Мотор состоит из силовой головки (электродвигатель), дейдвуда (в нём проложены кабели) и полого кольца под водой (с эластичной мембраной).
Пичугиных в Охотском море могли найти раньше, если бы не отсутствие средств навигации и связи
(Подробности в этой статье: Открывайте и смотрите). Две недели прошло с момента спасения Михаила Пичугина в Охотском море. Схлынула первая волна обсуждений. Журналисты и (разбирающиеся во всём на свете) комментаторы высказали своё ценное мнение... В общем, высказались все, кто хотел. Особенно те, кто в этом слабо разбирается. Пришло время для самого простого совета, который хочется дать всем, кто решил отправиться в небольшое путешествие (в море, в горы или в сибирскую тайгу)... Советую потрать пару минут на чтение (а вдруг пригодится...).
Комментарии 3