2002 год.
В 2002 году появился один из самых легендарных спектаклей Молодёжного театра – «Сцены в доме Бессеменова» по пьесе Максима Горького «Мещане» в постановке Владимира Рогульченко. Художник-постановщик спектакля – Николай Симонов, а художник по костюмам – лауреат национальной театральной премии «Золотая маска» Ольга Резниченко.
Тонкий умный спектакль, прежде всего, про взаимоотношения отцов и детей, был очень любим артистами. О нем даже спустя годы помнили (и будут помнить) критики и профессионалы театра. Просуществовал он на сцене 15 лет, что для спектакля немалый срок. За эти годы он не потерял ни динамики, ни темпоритма, ни актуальности. Он только приобрёл зрелость и цельность.
Награды спектакля:
2002 г. — Смотр сценических работ театральной молодёжи, «Сцены в доме Бессеменова» по пьесе М. Горького «Мещане». Елена Яковлева получила диплом за роль Полины;
2003 г. — Четвёртый международный театральный фестиваль «Радуга», г. Санкт-Петербург. «Сцены в доме Бессеменова» по пьесе М. Горького «Мещане». Станислав Слободянюк - за роль Тетерева и Наталья Денисова - за роль Елены;
2003 г. — Девятый региональный фестиваль «Кубань театральная» им. народного артиста СССР М. А. Куликовского, г. Краснодар. «Сцены в доме Бессеменова». Заслуженный артист РФ Владимир Рогульченко – диплом за лучшую режиссёрскую работу, художник-постановщик Николай Симонов и художник по костюмам Ольга Резниченко – за оформление спектакля, Станислав Слободянюк – за роль Тетерева.
Последний раз спектакль показывали 22 января 2017 года. Прощались с постановкой с трудом, не отпускали.
Владимир Рогульченко (отрывок из интервью. Автор - Елена Лубинец, «Комсомольская правда – Кубань», 27 марта 2002 г.):
«Горький сам постучался в наши двери и сказал: «Давайте поговорим о времени и о себе». Вообще-то название „Мещане“ устарело. Что такое мещанин? Почему-то сразу представляют „нового русского“ с сотовым, машиной. А что плохого в удобствах? Их диктует изменившееся время. Почему перестали гулять, писать дневники, как в старину? Да потому, что время стало уплотненным. Где оно? День. Ночь. И все. Мещанство — это другое: неумение слушать других, потребительское отношение. В пьесе есть вечная и очень современная проблема — отцов и детей. Больно, когда дети бросают своих состарившихся отцов в тот момент, когда родители сами становятся детьми. Спектакль об этом. О том, что порвалась связь времен…».
Заслуженный артист Краснодарского края Иван Чиров, роль – Нил:
«Он был категоричен, сам спектакль. Был острый конфликт между поколениями. Леонтич (Владимир Леонтьевич Щербаков) был в летах, а мы были молодыми. Мне тогда было 24 года. Со временем конфликт изменялся - становился мягким. Мы все оберегали Леонтича в сцене потасовки, и все у него спрашивали, всё ли хорошо?
Красивый был спектакль. И внутри, и снаружи. Там была своя атмосфера, семейная, что ли… Когда спектакль шёл, всегда была тишина. У всех это был любимый спектакль, и все относились к нему трепетно. Каждый старался как-то донести свою правду».
Заслуженный артист Краснодарского края Алексей Алексеев, роль – Пётр:
«Долго играли этот спектакль. Декорации - Коля Симонов. Спектакль очень хороший. Очень трогателен там был Леонтьевич. А Света Кухарь, когда забывала текст, говорила фразу: “Ой, я не могу”, – и уходила в кулису».
Заслуженная артистка Чеченской Республики Татьяна Епифанцева, роль – Акулина Ивановна:
«Спектакль чуть не отменили. Главные роли изначально играл другой состав. Роль Акулины Ивановны должна была играть Светлана Райдугина. Не знаю, что произошло, но в какой-то момент репетиции прекратились. А потом меня вызвал к себе Владимир Рогульченко, сказав, что всё-таки решил выпускать спектакль и предложил роль мне. Премьера состоялась и была очень удачная.
Владимир Дмитриевич был доволен мной. Он всегда следил за спектаклем, смотрел его. Для меня этот спектакль в творческом плане послужил трамплином.
В первый год роль Бессеменова играл Александр Данильченко, приезжая из Киева, потом стал играть Владимир Леонтьевич Щербаков, который внёс своё в спектакль и был совсем другим. Ездили с постановкой на фестиваль в Санкт-Петербург, ещё его приглашали на Фестиваль Ефремова. Жаль, в Москву не поехали, там бы он прошёл блистательно.
Мы его очень любили и до сих пор жалеем, что ушёл. Все мы – герои спектакля – были как творческая семья. Мы приросли друг к другу. Многие говорили, что это было лицо театра, что спектакль нужно было сохранить».
Актриса Молодежного театра Наталия Денисова, роль – Елена:
«Я очень любила этот спектакль. Мы работали с потрясающими художниками. У Н. Симонова и О. Резниченко всё было красиво. У В. Рогульченко всегда всё было со вкусом, а ещё он всегда настаивал на ансамбле.
Очень удивительно было для многих, что спектакль проходил настолько близко к зрителям. На одном из них мужчина с первого ряда не выдержал и кому-то позвонил рассказать: «Ты представляешь, они у меня тут рядом ходят, могу руку протянуть и дотронуться».
Бессеменовы у нас были очень разные. Первый – Данильченко – напористый, а Щербаков – совсем другой. Мы все были за Леонтьевича. Когда смотришь спектакль с ним, то хочется пожалеть и родителей, и детей. Тогда лучше звучало: у каждого своя правда.
Много лестных слов мы услышали от зрителей на фестивале «Радуга». А один из критиков сказал, что первое, что он сделал после спектакля, - позвонил отцу.
Все любили этот спектакль. Тяжело прощались, хоть и понимали, что возраст артистов и героев стал уже сильно отличаться».
Заслуженный артист России Дмитрий Морщаков, роль – Перчихин:
«Он был нам очень дорог, мы все его очень любили. Как-то так получилось, что главную роль, Бессеменова, премьеру должен был играть Леонтьевич дорогой, ушедший, к сожалению, уже от нас, взяли другого, и премьеру играл Данильченко Александр. А потом ввели, вернули нашего Леонтьевича. И спектакль заиграл. Владимир Леонтьевич был таким необыкновенным, на нём держался весь спектакль, он задавал камертон спектаклю. Все же знают спектакль БДТ, где Е. Лебедев рвал и метал, Леонтьевич был совершенно другим.
У меня была роль Перчихина. Я её обожал. Такой пьяненький птицелов. Это была первая моя значимая роль, которую дал мне В. Рогульченко, и мне кажется, что я с ней справился.
Конечно, многие прошли через этот спектакль: артисты уходили, приходили, но всегда держался уровень. Надо отдать должное, в первую очередь, В. Рогульченко. Он прекрасно работал, объяснял всё очень доступно. И сама тема – «Отцы и дети». Общими усилиями, с любовью, мы играли и проживали вместе со всеми этот спектакль».
Актриса Молодёжного театра Анастасия Радул, роль – Цветаева:
«Когда я ещё училась на театральном факультете у мастера курса Владимира Дмитриевича Рогульченко, он пригласил наш курс на свой спектакль «Сцены в доме Бессеменовых». Нам очень было интересно посмотреть эту постановку, мы о ней много слышали, и Владимир Дмитриевич на занятиях рассказывал о своих спектаклях, в том числе и об этом. Когда мы вошли в зал, сразу захватила дух сценография постановки, эта непередаваемая атмосфера, этот «поезд» и даже запах спектакля. Во время просмотра мы старались ловить каждую деталь, каждый поворот головы, каждую изюминку актёрской игры каждого из актёров. И интересно было, знают ли актёры, что их главный режиссёр привёл своих студентов (для меня это было бы очень ответственно)? Вдруг в антракте, уж не помню от кого, мы узнали, что отец актёра, исполняющего одну из главных ролей (хотя, мне кажется, там нет маленьких ролей), умер. Умер отец Лёши Алексеева. Он это только что в антракте узнал. И мы с замиранием сердца ждали 2 акта, что будет, будет ли вообще 2 акт, и в каком состоянии актёр? 2 акт начался по 3 звонку, как обычно, вовремя. Мы пристально следили за этим актёром, старались увидеть в глазах или ещё где проблески этой его личной человеческой трагедии. Но это знание о его личном, только осталось знанием, на роли, как нам показалось, это совсем не отразилось. Но еще удивительнее для меня было, когда мы уже вышли из театра, я подняла глаза и узнала впереди идущие фигуры - Леши Алексеева и его жены - Наташи Денисовой. Мне казалось, я перестала дышать, тогда тоже была зима, снег под ногами, я старалась идти «шёпотом», чтобы не нарушить их «минуту скорби», их уединения, на которое сейчас они имели полное право. Это событие у меня теперь неразрывно связано с воспоминанием о спектакле «Сцены в доме Бессеменовых». Этот спектакль для меня об утрате, и о том, что нужно жить дальше».
Заслуженная артистка Краснодарского края Юлия Макарова, роль – Поля:
«Будучи студенткой, я ходила на «Сцены в доме Бессеменовых», наверное, раз двадцать. Он был моим самым любимым на тот момент. Однажды мы пошли на этот спектакль с моими подругами и одним молодым человеком, который всю дорогу и весь спектакль, казалось, смотрел в пол, пронизывающим взглядом. Впечатлённые постановкой мы вышли из театра потрясёнными и в слезах. Хотелось позвонить или написать родителям и попросить у них прощения. И так было всегда после этой постановки. А наш знакомый парень всё продолжал молчать, потом и вовсе пропал из окружения... Как-то после этого спектакля, когда я уже сама стала в нём играть роль Поли, мне подарил цветы мужчина, в котором я узнала того самого молодого человека с «потухшим взглядом». Но теперь он производил впечатление совершенно благополучного человека. Он поблагодарил меня за то, что мы привели его в юности на этот спектакль, потому что он изменил его жизнь. Оказалось, что в те времена у него были тяжёлые отношения с родителями, связался с дурной компанией, а после просмотра спектакля он вдруг понял, что надо что-то в себе поменять. Это он и сделал: «Я всю ночь после спектакля не спал и думал» … Вот как эта пронзительная постановка изменила судьбу человека, и, я думаю, что не одну. Спасибо Владимиру Дмитриевичу Рогульченко за “Сцены в доме Бессеменова”».
Спектакль «Сцены в доме Бессеменова». Молодежный театр. Фото: Алексей Лишута. https://vk.com/album10670453_213839597 Спектакль «Сцены в доме Бессеменова». Молодежный театр. Фото: Татьяна Зубкова, Ася Скрябина, Марина Богдан. Сканы газет. https://vk.com/album-54386027_300290335 Видеофрагменты любительского видео (последний показ спектакля). https://youtu.be/v2gl9knBgpk
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1