Часть II. Богослужение
Глава пятая. Годовой круг Богослужения
"Крещение Господне (Богоявление)"
Богоявление мы отмечаем 6-го/19-го января. Первоначально оно включало в себя праздники Рождества Христова, поклонения волхов, Обрезания и Сретения Господних, вплоть до Его Крещения от Иоанна в Иордане. Почти несомненно, что этот праздник, также как Пасха и Пятидесятница, тоже является христианским завершением ветхозаветного празднества – Праздника Светов.
Нынешнее Богоявление отмечает первое появление Иисуса Христа в человеческом облике Мессии Израиля, и в то же время предвечного Сына Божьего, Единого с Отцом и Святым Духом во Святой Троице.
Во Иордане крещающуся Тебе (то есть, когда Ты крестился), Господи, Троическое лейся поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленного Тя Сына именуя: и Дух, в виде голубине, извествовавше словесе утверждение (то есть подтверждал истинность слов Отца): явлейся Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе. (Тропарь)
Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас (то есть открылся нам).
В разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси Свет неприступный. (Кондак)
Богоявленское богослужение построено по образцу рождественского, хотя исторически правильнее было бы сказать, что наоборот, рождественское составлено по образцу богоявленского, потому что оно было установлено позднее. В канун праздника служатся Царские Часы, за которыми следует Вечерня вместе с Литургией святителя Василия Великого, а Всенощное Бдение состоит из Великого Повечерия и Утрени.
Пророчества праздника повторяют слова «С нами Бог…» из Исайи, а также уделяют особое внимание предсказанию о пришествии Мессии и Его Предтечи Иоанна Крестителя: Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему. Всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизится, кривизны выпрямятся, и неровные пути сделаются гладкими. И явится слава Господня, и узрит всякая плоть спасение Божие… (пророк Исаия 40:3–5)
На Литургии ещё раз поются особые псалмы вместо обычных антифонов, и крещальный гимн ещё раз замещает «Трисвятое». Апостольское чтение говорит о последствиях, которые имеет для нас Божье явление: Ибо явилась благодать Божия, спасительноя для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам. (послание апостола Павла к Титу 2:11–14)
Отличительная черта праздника – это Великое Водосвятие. Его предписывается совершать после Литургии накануне самого праздника, и на следующий день, после праздничной Литургии. В первый день вода обычно освящается в купели, стоящей посреди храма, а во второй – в близлежащем естественном источнике – ручье, колодце, реке или даже море.
Служба начинается особыми песнопениями и каждением воды. Купель, украшенная цветами и свечами, символизирует красоту первоначального творения Божия и окончательное его прославление Христом в Царстве Небесном.
Глас Господень на водах вопиет, глаголя: приидите, пришлите еси Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явльшагося Христа. Днесь вод освящается естество, и разделяется Иордан, и своих вод возвращает струй, Владыку зря (то есть видя) крещаема. Яко человек на реку пришел еси, Христе Царю, и рабское крещение прияти тщишися, Блаже, от Предтечеву руку, грех ради наших, Человеколюбие.
Затем читаются три отрывка о мессианском веке из пророчества Исайи: Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая, и расцветет как нарцисс; великолепно будет цвести и радоваться… Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте… без серебра и без платы вино и молоко… И в радости будете почерпать воду из источников спасения. И скажете в тот день: славьте Господа, призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его; напоминайте, что велико имя Его. Пойте Господу… веселись и радуйся...
После чтения Апостола (1 послание к Коринфянам 1:10–14) и Евангелия (от Марка 1:9–11) произносится особая великая ектенья, призывающая благодать Святого Духа на воду и на всех, кто пьёт её. Оканчивается она молитвой прославления Бога всей вселенной, в которой Иисус Христос призывается освятить и воду, и всех людей, и всё творение – явлением Своего спасительного и освящающего божественного присутствия через вселение Святого, Благого и Животворящего Духа. Под пение тропаря праздника священник три раза погружает в воду крест, а затем кропит святой водой все четыре стороны света. (Этой же водой он благословляет людей и их жилища).
Существует мнение, что освящение воды и обычай пить её и окроплять ею есть языческое действие, лишь по ошибке вошедшее в христианскую Церковь, но, однако, мы знаем, что обряд этот существовал уже в Ветхом Завете и что в христианской Церкви он имеет очень важный и глубокий смысл.
Когда Сын Божий воспринял человеческую плоть и погрузился в струи иорданские, в Нём весь материальный мир был освящён и очищен от своих смертоносных качеств, унаследованных от дьявола и человеческого греха. В Господнем явлении вся тварь опять делается «доброй зело», такой, какой её в начале сотворил и увидел Сам Бог, когда «Дух Божий носился над водой» (Бытие 1:2) и когда в ней пребывало «дыхание жизни» (Бытие 1:30, 2:7).
Когда же мир наполняется грязью, разложением и смертью, Бог опять спасает его, являя благодатью Святого Духа «новую тварь» во Христе. Освящение вод в этот день помещает весь мир (через его «первоначальный элемент» – воду) в перспективу космического творения, освящения и прославления Царства Божьего. «Новое небо и новая земля», обещанные нам Богом через пророков и апостолов, уже сейчас воистину пребывает с нами в таинстве Христа и Его Церкви.
Таким образом, освящение крещенской водой – не языческий ритуал, но выражение христианского видения человека, его жизни и его мира. Это – литургическое свидетельство, что призванием и судьбой тварного мира является наполнение его «всей полнотой Божией» (послание апостола Павла к Ефесянам 3:19).
(протопресвитер Фома Хопко)
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев