У славянских народов ковровые изделия и половики относятся к «низовым» техникам, которые не предполагают высокий уровень мастерства как ткачество более тонких тканей, плетение кружев, кружевное вязание. В русских избах половиками было принято покрывать лавки, сундуки, спальные места на печах. Со временем хозяйки их стали использовать для утепления пола и как предмет декора, в качестве прикроватных или входных ковриков. Такое использование изначально имело только практическую составляющую, так как избы часто к утру остывали, и хождение по холодному полу после сна часто приводило к простудным заболеваниям. Только со временем половики становятся предметом традиционного славянского декора.
Тканые дорожки, круглые коврики традиционно выполнялись из вещей, которые отслужили свой век, это своеобразная техника переработки, придание нового качества старым вещам. Домотканые дорожки стали популярны в XIX веке. В качестве материала также применяли отчёсы льна, коноплю, лыко, солому, то есть материалы, которые не могли использоваться для ткачества. Половики из грубых материалов использовались при входе в избы, из более мягких тканей применялись как покрывала. Изначально ткань резалась на длинные куски шириной 0,5-2 см, а после прокручивалась на веретене. Дальше их ткали обычным способом, используя в качестве основы нити из прочного материала — конопляные, льняные, хлопчатобумажные. Обычно метод ткачества половиков предполагал двухнитовую технику, но встречались также коврики, тканые на трёх- и четырёх нитях. Для ткачества половиков использовались специальные берды с более крупными зубьями, они применялись для сбивания нитей в единое полотно.
Из-за неоднородности цвета и материала, половики приобретали свой неповторимый стиль, который известен почти каждому русскому человеку и обычно ассоциируется с Русской деревней. Трудно представить себе Русскую деревенскую избу без традиционных домотканых половиков на полу и круглых вязаных ковриков на стульях или кроватях.
Как правило, не существовало какого-то специального эклектического смысла в рисунках и орнаментах дорожек, как это свойственно другим техникам народного рукоделия. Декоративный эффект достигался за счёт разного цвета нитей, больше всего встречаются «иррегулярные» дорожки без какого либо ритмического рисунка. В смене цвета нити не существовало никакой системы, дорожки напоминали живописное поле и всегда превосходно украшали интерьер. В качестве украшения половиков использовались различные техники, например, применялись «бантики» и «бабочки», которые делались из контрастных вставок с поднятым ворсом. Для сложных узоров использовались известные текстильные техники: оборачивания, закладного ткачества, ручных переборов. В качестве декора или границы рапорта делались «косички» — белая и красная или чёрная нити скручивались вместе и использовались для прокладывания полосы узора.
Кроме домотканых половиков на Руси были популярны круглые коврики. Для плетения таких ковриков использовалась более сложная техника плетения косичкой на основе, немного позже для упрощения использовались сплетённые косички, которые сшивались между собой, также широко использовалась техника вязания половиков крючком. В качестве основного узора при вязании крючком применяется обычный столбик без накида.
В нашем городке на текстильном комбинате случался брак и можно было за копейки купить мешок запутанных, очень ярких ниток.Ткацкие станочки в окрестных деревнях еще были и какой же красоты и разнообразия понаделали половиков! Лучше ковров, а еще и легких и удобных при уборке.Продавали их и на рынке так называемыми стенами, уже отрезанными кусками и метражом и стоили они дорого, в обычные дни лежали свои домотканные, старые, а на праздники вот такую " роскошь".
В нашей деревне почти в каждом доме устанавливали такие стАны - так их называли , только они были высокими , и основа тянулась сначала вверх . Мои бабушки ткали очень красивые половики и дорожки, полотенца и просто холсты из льняных ниток , которые сами пряли.Я в детстве любила наблюдать , лежа по вечерам на теплой русской печке , за их работой . Немного научилась и сама ткать .А вот моя двоюродная сестра очень полюбила это дело и подолгу сидела за стАном и ткала уже много и самостоятельно. Ближе к Пасхе стАны разбирали и убирали на чердак / у нас его называли ,,подловка,,/ до след зимы. Да , собрать эти стАны могли почти все бабушки в деревне , а вот основать саму работу , заправить нити в берда , распределить все по рисунку и цвету - могли далеко не все . В основном приглашали старенькую тетю моих бабушек - тетю Агафью . Но это уже другая история , очень интересная - о том какие талантливые умелицы раньше жили в наших деревнях .
Комментарии 12
полотенца и просто холсты из льняных ниток , которые сами пряли.Я в детстве любила наблюдать , лежа по вечерам на теплой русской печке , за их работой . Немного научилась и сама ткать .А вот моя двоюродная сестра очень полюбила это дело и подолгу сидела за стАном и ткала уже много и самостоятельно.
Ближе к Пасхе стАны разбирали и убирали на чердак / у нас его называли ,,подловка,,/ до след зимы.
Да , собрать эти стАны могли почти все бабушки в деревне , а вот основать саму работу , заправить нити в берда , распределить все по рисунку и цвету - могли далеко не все . В основном приглашали старенькую тетю моих бабушек - тетю Агафью . Но это уже другая история , очень интересная - о том какие талантливые умелицы раньше жили в наших деревнях .