Новая рубрика "История города через музейные экспонаты"
ДВА ЯКОРЯ
Знаменитое на всю Российскую империю торгово-промышленное товарищество «Преемник Алексея Губкина А. Кузнецов и К0», имевшее кунгурские корни, рекламе своего чая отводило очень важное место. Ежегодно колоссальные суммы выделялись на самую разнообразную полиграфическую продукцию. Для этой фирмы было характерно активное внедрение фирменного стиля, начиная с вывесок контор и магазинов и заканчивая дизайном упаковок. Появился и слоган: «Наилучший продукт по дешевой цене в любое время, в любом месте доставить потребителю».
В начале ХХ века товарищество зарегистрировало в Департаменте торговли и мануфактур свой фирменный торговый знак «Два якоря». И с того времени круг с изображением двух перекрещённых якорей и подписью «Заявлен отделу промышленности» размещался на вывесках, счетах, рекламах, этикетах, открытках, торговых книгах, различных упаковках, начиная от ящиков и заканчивая небольшими коробочками. Основные цвета подобных рисунков, известных на данный момент, – черный или красный, что зависело от способа печати, общего колорита и композиции. Обычно якорь в своих логотипах в то время использовали фирмы, связанные с морской перевозкой грузов. Подобное изображение являлось символом надёжности.
В связи с тем, что в 1910-е годы в России широкое распространение получила фальсификация чая, в рекламах фирмы «Губкин-Кузнецов» сообщалось: «Гарантируя себя от расплодившихся – особенно в последнее время – подделок и фальсификаций, Товарищество все свои товары и фабрикаты снабжает клеймом своего торгового знака – «ДВА ЯКОРЯ», на что и просим гг. потребителей особенно обращать внимание». В рекламных текстах непременно присутствовали две фразы. В начале – «Крупнейшая в России оптовая торговля чаем», а в конце – «Во избежание подделок требуйте чай в этикетах с торговым знаком фирмы «Два якоря».
Ещё одной разновидностью рекламной продукции, которую широко использовало Товарищество «Преемник Алексея Губкина А. Кузнецов и К0», являлись этикеты – литографские картинки небольшого размера. Красочное изображение помещалось на лицевой стороне, а на обороте располагалась информация о фирме. Часто подобные тексты были двуязычными, наряду с кириллицей применялась арабская вязь. В качестве иллюстраций использовались упрощенные репродукции с картин отечественных художников, жанровые сценки, архитектурные пейзажи с видами достопримечательностей тех городов Российской империи, где у Товарищества работали чаеразвесочные фабрики. Нередко встречались батальные композиции, отсылающие к событиям Русско-Японской и Первой мировой войн и другие сюжеты. Эти картинки были отпечатаны в Москве: в литографиях Товарищества И.Н. Кушнерева и Товарищества А.И. Мамонтова, в Екатеринбурге – в литографии Товарищества А. Судакова и С. Меклер.
В экспозиции Музея истории купечества демонстрируется многословная крупноформатная реклама товарищества «Губкин-Кузнецов» и почтовая карточка с изображением двух голубей на пейзажном фоне. Первый экспонат украшают знаменитые перекрещенные якоря.
Ольга Ренёва, зав. Музеем истории купечества
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев