Газета «Знамя труда», 9 февраля 1995 года.
Давным-давно…
Когда еще не было ГАИ…
Сейчас уже и представить невозможно, как всего век назад люди обходились без автомобиля. Поездки, даже на короткие расстояния, отнимали массу времени. И вот в 80-х годах прошлого столетия (прим. – XIX в.) проблема механического передвижения по обычным, а не железным дорогам, была решена. Родился автомобиль. Сравнительно быстро автомобили распространились по всему миру, а в 90-х годах XIX века проникли и в Россию.
Согласно последним исследованиям специалистов Музея автомобильного транспорта в Санкт-Петербурге, первый самоход появился в северной столице 9 августа 1895 г. По старому стилю. Владельцем его был архитектор А.К. Жиргалев, привезший из-за границы становившуюся уже модной в Европе механическую тележку – «Motorwagen». Говорят, что этот автомобиль весил более 800 кг и развивал скорость до 25 верст в час.
Исследования же Музея истории Москвы показывают, что в ней автомобиль появился в августе 1899 г. А в 1900 г. Он проник уже на Кавказ и в ряд других регионов. В 1901 г. Таможенные органы России ввели в своей статистике новую графу – «Привоз автомобилей и их частей», что говорит о превращении автомобиля в предмет регулярного ввоза в страну.
Так сколько же автомобилей было в России?
В 1913 г. Были опубликованы данные исследования на эту тему, проведенного правлением общества Русско-Балтийского вагонного завода. Интерес руководства этого предприятия к статистике такого рода не был случайностью, ведь оно было одним из немногих русских заводов, их стен которых выходили автомобили. Это были знаменитые «Руссо-Балты». И естественно, что предприниматели внимательно изучали рынок. С этой целью была составлена и разослана специальная анкета. Опрос проводился на территории всей страны. На просьбу заполнить анкету откликнулось 56 городов и два уезда. Автомобили к 1911 г. Оказались зарегистрированными в 41 городе и обоих уездах. Общее количество достигало 3310 штук. Отмечалось, однако, что зарегистрировано только 43% ввезенных в страну машин, следовательно, в России к тому времени находилось уже более 7 тысяч автомобилей иностранного выпуска и некоторое количество отечественных машин.
Больше всего машин было, конечно, в Петербурге – 1598 и в Москве – 826. В Севастополе – 84, в Симферополе – 43, в Воронеже – 20, Оренбурге – 10 и т.д. В число городов, имевших автомобили на учете в своих управах, попал и Ковров с уездом.
По рапорту Ковровской городской управы от 26 октября 1910 г. В Коврове и уезде зарегистрировано 4 автомобиля и 2 мотоциклетки.
Всего во Владимирской губернии на конец 1910 г. У населения было 34 автомобиля и 25 мотоциклеток, из них во Владимире – 8, в Вязниковском уезде – 5, Судогодском – 7, Иваново-Вознесенске – 4 и т.д.
В Коврове и уезде владельцами первых автомобилей были: семейство наследников И.А. Треумова; ковровский купец, сын директора Ковровского общественного банка, Андрей Семенович Куренков; купец, владелец кирпичного завода, Егор Игнатьевич Кузьмин. Четвертый автомобиль принадлежал Торговому дому Р.Т. Селиверстова в с. Воскресенском (сейчас в Ивановской области).
Кроме того, собственниками двух мотоциклеток были Дмитрий Романович Пиганович – владелец магазина по продаже велосипедов и мастерской по их ремонту в Коврове и Николай Васильевич Новиков.
Таким образом, в начале XX века автомобиль постепенно входил в быт и жизнь наших соотечественников и земляков.
О. Монякова,
ст.научный сотрудник
городского музея.
Дополнение:
Фото 2– с просторов интернета.
Фото 3-5 - из статьи "Руссо-Балт: когда русские автомобили выглядели шикарно".
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев