Листая номера архивных газет…
Газета «Знамя труда» за 18 октября 1985 года.
Человек и его дело
ПЕРВЫЕ СТРАНИЦЫ КНИГИ ЖИЗНИ
В тот день самыми нарядными и счастливыми в городе были, наверное, учителя. Накануне своего профессионального праздника пришли они в «Современник». В программу торжественного вечера вошло и такое: лучшие из лучших под овации коллег поднимались на сцену и, словно в лотерее, вытягивали билеты с вопросами, на которые им нужно ответить.
У учительницы начальных классов средней школы №14 Лидии Ивановны Земской настроение было особенно приподнятым. «Учительская газета» только что принесла весть: постановлением коллегии Министерства просвещения СССР и президиума ЦК профсоюза Земской присуждалась премия имени Н.К. Крупской. А сейчас ей предстояло ответить на выпавший по жребию вопрос: как пришла в педагогику? Зал слушал…
- Призвания у меня к этому не было. Основную роль сыграл отец, Иван Иосифович Лукьянов. Ровесник века, участник гражданской войны, в двадцатые годы он работал с беспризорниками. И во мне он первым рассмотрел педагогические задатки. Развить же их помог муж…
Станислав Николаевич долгие годы возглавлял школу №11, спецшколу №6, награжден орденом «Знак Почета». Он и его родня посвятили педагогическому труду 250 лет! А теперь и семейная «выслуга лет» супругов Земских перевалила за 73 года. Квартира их постепенно превращалась в своеобразную творческую лабораторию, где рождались и рождаются новые идеи.
Их диктовала школьная жизнь. В жизнь они и возвращались, изменяя её к лучшему и в немалой степени обогащая коллег Земской. Именно у нее брали уроки профессионального мастерства молодые Т.Ф. Филимонова, О.Ю. Клюкина – да разве всех вспомнишь!
- Потому и легко работать с Лидией Ивановной, - заметила в нашей беседе заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе С.М. Волкова, - что она, накопив огромный опыт, не замыкается в себе, охотно делится со всеми. Человек высокой трудовой дисциплины, Земская на каждом уроке выкладывается до конца, просто не может работать спокойно и тем более – бесстрастно…
Вот и еще один путь к высотам, которых достигла она, отличник просвещения СССР, заслуженный учитель школы РСФСР, старший учитель. Проследив истоки ее призвания, небезынтересно будет вскрыть и корни второго слагаемого мастерства – трудолюбия.
В суровое военное время воспитывали Лидию Ивановну ее дед с бабушкой в деревне. Растили в неустанном крестьянском труде: ухаживала за скотиной, заготавливала дрова, работала на огороде, помогала колхозу. Так проходило ее «босоногое детство». Так возникало в ней уважение к работе вообще, а затем – и к делу, которому она посвятила свою судьбу.
Повезло ей ещё со школьным коллективом, доброжелательным, профессионально и житейски мудрым, имеющим богатые традиции. Заложили их и продолжили такие, как Г.Н. Голубева и Л.П. Королёва, А.И. Корунова, Н.В. Ковешникова и Н.А. Абрамова, чьи имена известны далеко за пределами школы. И Лидия Ивановна сразу решила во всем держаться на их уровне.
Но свою первую победу Земская одержала задолго до знакомства с ними. Можно ли забыть тот осенний день 1953 года, когда молоденькую учительницу назначили в… мужскую школу, да ещё доверив ей класс «переростков» - тех, кто дотянул до 4 класса к 14-16 годам, «хронических» второ- и третьегодников.
С какими ухмылками взирали они на свою почти ровесницу, вошедшую в класс с отрепетированной улыбкой и заученными планами-конспектами. На столе в качестве первого сюрприза стояла бутылка, заткнутая бумажной пробкой, а в ней в чернильном море плавали шипящие кусочки карбида. Что-то будет?!
И тут из уст учительницы зазвучали… стихи Твардовского о минувшей войне. В мертвой тишине ребята узнавали о том, как солдаты вот с такими же бутылками, но наполненными горючей смесью, бросались под танки. Были задеты самые потаенные душевные струны мальчишек – и те вдруг в неудержимом потоке слов все разом стали рассказывать об отцах, братьях, не вернувшихся с войны, о том, что перенесли сами. Второй ее урок прошел уже без «ЧП»…
Начальные классы. Их можно назвать связующим звеном между детским садом, семьей и средней школой. Успех здесь во многом предопределяют взаимосвязи учителя, школьника и родителей. Последние призваны всемерно способствовать учению и воспитанию. Их ребенок должен видеть в учителе личность и полностью доверять ему. Учитель же обязан стать такой личностью, зная требования дня и четко видя перспективу.
- Мы, учителя, начальных классов, находимся на переднем крае воспитательной работы, - убеждена Лидия Ивановна. – Именно мы должны прогнозировать ученика средней школы, будущую личность. Каким выйдет человек в самостоятельную жизнь? Будет ли готов к труду и защите Родины? Каким будут его идеалы, принципы, мировоззрение? Вот вопросы, которыми надо задаваться с первых дней обучения ребенка в школе, чтобы успеть за отпущенные нам три года заложить в детях надежный фундамент образованности и воспитанности.
Сейчас она заканчивает закладку такого фундамента: у неё – 3-й класс. О прочности закладки можно судить по прежним выпускникам. С.М. Волкова ведет уроки в 6-м классе – бывшем коллективном «питомце» Земской, и вот что она чувствует:
- Иметь дело с такими ребятами – истинное удовольствие. Умеют и учиться, и работать, воспитанные, чуткие…
И вот бывшие подопечные Земской оканчивают школу. Из последнего выпуска четверо стали медалистами. Ещё раньше вышли в учителя Г. Игнатьева (Заботина), Л. Кормнова, и даже кое-кто из ребят выбрал пединститут.
Из школьных проблем Лидия Ивановна выделяет три: нравственное воспитание, трудовое и обучение грамотному чтению. Не счесть приемов, с помощью которых она решает эти проблемы. Им посвящены пять публикаций лишь в центральном журнале «Начальная школа», статьи в сборниках, выступления на Всесоюзных педчтениях в Ленинграде, Минске, Таганроге, на заседании Президиума АПН СССР и «круглого стола» в Министерстве…
В эффективную систему привела Земская нравственное воспитание ребят и… их родителей. Какой вопрос задают обычно последние встречая ребенка из школы? Конечно же – что за отметки принес? А почему бы не спросить, что хорошего он сегодня сделал, как прошёл клубный час, все ли ребята здоровы?
На собраниях по тематике родительского всеобуча папы и мамы и учатся задавать подобные вопросы, решать задачи «Азбуки нравственного воспитания». Пришел, скажем, сын домой – и с гордостью докладывает: получил «пять» за контрольную, а пятеро из класса – «двойку»! Что должен ответить отец?..
Дети же у нее не только задумываются над своими поступками, но и «прогнозируют» их, напридумывав уже целый «Альбом нравственных задач».
Пионеры, бывшие её ученики, шефствуют над нынешними октябрятами, им самим помогают комсомольцы. Никто из них просто не может быть пассивным, с детства получая уроки гражданственности и коллективизма. Да ещё если их учительница была членом облсовпрофа, депутатом горсовета. Не краснеть же перед ней!
Не так давно к Земской неожиданно явились выпускники 1966-го. Рабочие и инженеры, врачи и военнослужащие пришли, как они выразились, «в свое октябрятское детство». Каждый рапортовал об успехах в труде и, обязательно, в общественной работе.
- Я оценила эту встречу, - вспоминает Лидия Ивановна, - как самую высокую награду, доказательство правильности выбора методов воспитания человека.
8 марта 1974 года в статье «Прекрасный это предмет…», опубликованной в «Учительской газете» Земская писала: «Учителю начальных классов дано великое право раскрыть перед маленьким человеком первые страницы большой книги жизни… И от того, как мы это сделаем, зависит, каким откроется малышам окружающий мир».
Она сделала и делает все, чтобы мир открылся им во всей своей сложности и красоте. Чтобы стали они счастливыми строителями этого мира.
Б. Хабибуллин.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2