Местные названия черкески представляют значительный интерес. Восточные адыги называют ее "цей", западные адыги - "цый", карачаевцы и балкарцы - "чепкен", ногайцы - "шепкан". <…> Другая группа народов - осетины, чеченцы, ингуши называют черкеску терминами, которые являются вариантами названия "чоха", "чуха", распространенными в Закавказье, в том числе и в Грузии. Черкеска по-осетински "цухъхъа", по-чеченски "чоа", по-ингушски "чохкий" [1].
Черкеска, столь удобная условиях полувоенного кавказского быта, так же как бурка (накидка из шерсти или войлока) и обувь-ногавицы, была не только у горцев, но и у терско-гребенских и кубанских казаков.
Повседневные черкески шились из сукна, как правило, черного или коричневого цветов, в то время, как в праздничной одежде казаков, допускалось большее разнообразие в плане цвета и материала. Носилась черкеска поверх бешмета, сшитого «из ситца, бумазеи, рипса, дыма, атласа»[2] и штанов-шаровар, которые заправлялись либо в сапоги, либо в ноговицы с «шигреневыми чулками»[3]. Черкеска подпоясывалась узким ременным поясом, на котором крепился кинжал, а иногда пистолет и шашка. И у казаков, и у горцев считалось недопустимым ношение черкески во время работы в поле, на скотном дворе и т.д. Недопустимым так же считалось ношение черкески на распашку, исключение у кавказских горцев составляли «только глубокие старики, да и то в своем селении или на коше, куда надевали обычно старые, поношенные черкески» [4]. И у казаков, и у горцев существовало негласное правило ношения черкески: она должна была плотно сидеть на фигуре мужчины или юноши, т.е. строго соответствовать размеру. Мешковатые черкески «на вырост» шились, в основном, в среде небогатых кавказских крестьян, что служило поводом для насмешек со стороны щеголей князей и дворян [5].
Пошивом черкесок, как и другой одежды, занимались женщины. Горянки и казачки «обшивали» своих мужей, отцов, сыновей и братьев. Крой черкески длительное время, вплоть до конца XIX-начала XX вв, применялся и для пошива женской одежды: кавказских платьев и терско-гребенских фуфаек и бешметов.
Автор: Екатерина Малкина.
Ссылки на источники:
1,4,5. Е.Н.Студенецкая, "Одежда народов Северного Кавказа XVIII-XX в.в.", 1989 год.
2. СМОПМК: Станица Бороздиновская, Терской обл., Кизлярского округа. Е.Бутова, 1889 год.
3. СМОПМК: Станица Наурская, Терской области. П.А.Востриков, 1904 год.
Нет комментариев