В старину после сорока дней мать с новорожденным мальчиком, взяв очистительную молитву, возвращалась из церкви домой; отец брал ребенка, нацеплял на него как-нибудь саблю, сажал его на лошадь и подстригал ножницами первые волоски на его голове; затем возвращал его матери и поздравлял ее с „казаком”. Ныне этот обычай почти сгладился в народной памяти.
Из своих старинных обычаев казак до сих пор сохранил обыкновение – брать с собой в поход кусочек родной земли. Землю берут или у церкви, или на кладбище с могилы отца, матери, или, в крайнем случае, просто в саду или у самого дома; землю зашивают в мешочек и привешивают на грудь ко кресту. Смысл обычая: если казак будет убит – родная земля все таки будет у него на груди.
Если приходится видеть в последний раз Дон, - непременно прощаются с ним: „Дай Господи увидеть тебя, кормилец наш?” Прощание сопровождается и шутками, но грубо ошибется тот, кто по наружным явлением будет думать, что казаки легкомысленно относятся к этому: в основе лежит глубокое чувство, прикрываемое шутками из желания не показаться слабодушным.
При выходе на службу казак тщательно присматривается к коню и примечает: если конь испражняется – хороший знак: казак вернется домой живым и здоровым; если конь помочится, значит, жди беды: или казак будет ранен, или убъют у него лошадь, или возьмут его в плен. Но, Боже спаси, если при последнем выходе из дома у казака спадет шапка с головы: убит будет наверное. К этим трем приметам суеверный казак относится с величайшим доверием.
Какую брать лошадь в поход и вообще какой масти казаку „в руку” – на Дону есть примета: раннею весною лишь только казак увидит первую ласточку, он сейчас же закроет глаза, перевернется на лево кругом и посмотрит под каблук левого сапога- Там он находит приставший волос именно той масти, какая ему „в руку”.
Н.И.
"ГOЛOCЪ КAЗAЧЕCТВA" НЕЗАВИСИМЫЙ ВОЕННО-ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛЪ ПОСВЯЩЕННЫЙ НУЖДАМЪ И ИНТЕРЕСАМЪ КАЗАЧЕСТВА №9 1 декабря 1911 г.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев