По официальным данным Правительства Республики Дагестан (Постановление Правительства РД №28 от 8 февраля 2011 г. и информация министра экономики и социального развития РД Юсуфова Р. к заседанию Правительства РД на 29.01.2014 г.) и архивного управления, всего из ДАССР 23 февраля 1944 г. было выселено 8475 чеченских семей или 38050 человек (без учета военнослужащих, находившихся на фронте), в том числе из Бабаюртовского, Кизилюртовского, Хасавюртовского районов и г. Хасавюрт 5017 семей или 21557 человек. Из Ауховского района ДАССР было выселено 3458 семей чеченцев-аккинцев общей численностью 16493 человек.
На территорию бывшего Ауховского района ДАССР, после выселения чеченцев-аккинцев, согласно Постановления №186/241 Совета Народных Комиссаров ДАССР, было переселено 1700 семей (из Кулинского района - 600 семей лакской национальности, Лакского района - 600 семей лакской национальности и Казбековского - 500 семей из соседних аварских сел) для освоения Ауховского района, т.е. в нынешний Новолакский район - 1200 семей лакцев численностью 5831 человек, а в села сельсоветов Акташ - Ауховский и Юрт-Ауховский - 500 семей аварцев из близлежащих сел Иха, Зурам, Буртунай, Гуни и Дылым. Ауховский район был переименован в Новолакский. Три села - Акташ-Аух, Юрт-Аух и Бурсум - переданы («перечислены») в Казбековский район из Новолакского.
На сегодняшний день, основным населением сел Ленинаул (Акташ-Аух) и Калининаул (Юрт-Аух), проживающим в домах репрессированных чеченцев-аккинцев, являются выходцы из села Алмак, которые в списках переселенных семей в 1944 году вообще не значатся, переселившиеся сюда в пустовавшие дома самостоятельно (освобождено от чеченцев было около 1000 хозяйств, а вселено около 600).
Позднее, в 1957-1958 г.г., на территорию поселений Ярмаркино (ныне Новомехельта), в 1974-1975 г.г. в села Алтымирзаюрт (ныне Новочуртах), Бильтаул (Тухчар) и Минайтугай (ныне Гамиях) Новолакского района были дополнительно переселены семьи из аварских сел Гумбетовского и Кизилюртовского районов, в рамках ликвидации последствий землетрясения 1970 года и привлечения дополнительной рабочей силы.
В то же время, постановлением Совета Министров ДАССР №254 от 16 июля 1958 года, было принято решение «согласиться с предложениями Казбековского и Новолакского райисполкомов о невозможности и нецелесообразности «доприселения» в эти районы чеченского населения». Им же был введен паспортный режим в Хасавюртовском, Новолакском районах и селах Сталинаул (Ленинаул) и Калининаул Казбековского района, нарушение которого наказывалось уголовно. Негласное действие его продолжалось фактически до конца 70-х годов прошлого века.
После длительных трехлетних согласований и изысканий способов восстановления упраздненного в 1944 году Ауховского района (1989-1991 г.г.) на III съезде народных депутатов Дагестанской ССР, в июне 1991 года было принято решение, которым был признан репрессированным народом в Дагестане - чеченский-аккинский, признана также необходимость восстановления Ауховского района с возвратом прежних исторических наименований селам, входившим в его состав, возвратом конфискованных домостроений и земельных участков, а также культурное и историческое возрождение его как одного из коренных народов Дагестана. Именно для решения этого вопроса, во избежание противодействия со стороны кумыкской части населения, был создан кумыкский Кумторкалинский район (тем же постановлением III съезда) и отведена часть земель Махачкалы и Кизилюртовского района более 8,8 тыс. га для создания нового Новолакского района.
Для этого, проживавшим в домах и селах чеченцев-аккинцев Ауховского района, лакцам (на территории нынешнего Новолакского района) и аварским семьям, заселившимся в села Акташ-Аух (ставшим Ленинаулом) и Юрт-Аух (ставшим Калининаулом) были предложены варианты переселения на новое место жительства с получением нового жилья за счет государства.
Лакская сторона приняла решение полностью переехать поселениями с сохранением района на новое место жительства (было выбрано 1 место из трех предложенных), а аварцы дали согласие на совместное проживание в восстанавливаемом Ауховском районе, о чем свидетельствует письменное соглашение в виде протокола от 24 сентября 1991 г., в котором учинены подписи представителей аварской и чеченской сторон, а также п. 6 Постановления III съезда народных депутатов ДССР.
В Республике Дагестан вот уже 27 лет реализуется государственная программа Республики Дагестан «Переселение лакского населения Новолакского района на новое место жительства и восстановление Ауховского района», финансируемая из бюджетов Российской Федерации и Республики Дагестан (90 на 10% соответственно).
На сегодня образовались три заинтересованные стороны в разрешении данного вопроса - чеченская, лакская и аварская (алмакцы в Казбековском районе и гумбетовцы в Новолакском районе). Чеченская - требует, в соответствии с законодательством Российской Федерации, реабилитировать их и восстановить Ауховский район, единственный свой национальный район в Республике Дагестан, упраздненный в 1944 году. Дагестан, в лице своих избранников - депутатов Народного Собрания, определился еще 27 лет назад, заявив о необходимости решения вопроса реабилитации репрессированных чеченцев, восстановления Ауховского района, переселения лакской части населения Новолакского района на новое место жительства с созданием новых двух административных территорий в республике - Новолакского и Ауховского районов и мирного сосуществования всех национальностей на их территориях, о чем свидетельствует Постановление съезда народных депутатов ДССР от 23 июля 1991 г. «О практических мерах по выполнению решений съездов народных депутатов Дагестанской ССР и реализации Закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов».
Длительная нереализация принятых решений привела к тому, что различные силы, заинтересованные в дестабилизации обстановки в регионе, пользуются этим для личного обогащения или достижения собственных карьерных амбиций на политической основе. Воспользовавшись этим, многие уже сделали свою карьеру и обогатились лично.
На реализацию программы переселения лакской части населения Новолакского района за 28 лет выделено из бюджетов Российской Федерации и Республики Дагестан более 10 млрд. рублей. За приоритетное право распоряжаться ими погибли (убиты) двое глав Новолакского района, совершено несколько покушений на куратора этих вопросов от Правительства РД, при загадочных обстоятельствах недавно погиб директор ГКУ «Новострой» и т.д.
В последние годы нарождается очередное поколение, желающее так же не остаться в стороне от возможности поживиться за счет бюджетных средств и продажи земель, которое настаивает на ревизии уже принятых четверть века назад решений.
Особенно в последние 2-3 года, несмотря на принятие нового закона о земле в РД и нового общероссийского порядка выделения земли под ИЖС (безвозмездная и возмездная основы), обострилась обстановка в регионе из-за тенденции бесконтрольной выдачи (продажи) земель, в том числе и сельхозназначения и пастбищ населенных пунктов Новолакского района и сел Ленинаул и Калининаул Казбековского района, как жителям этих поселений, так и вновь прибывающим и даже не проживающим в этих районах гражданам. Сельские Собрания депутатов принимают решения, противоречащие нормам и законам РД и РФ и раздают земли - государственную собственность, зарождая очаги межнациональной розни. Среди лидеров села Калининаул ,- объявивший о выдаче земельных участков (около 1000) в марте с.г., затем Ленинаул, Гамиях, Тухчар и Новокули. Из этого следует - идет плановый захват земель восстанавливаемого Ауховского района, чтобы поставить республику перед фактом - репрессированных граждан некуда принимать и возможности восстановления Ауховского района нет. В ускоренном порядке разрабатываются генпланы развития населенных пунктов без учета реальной потребности населения в земельных участках и роста численности населения. Практически в этих селах нет ни одной семьи, не получившей земельный участок (или несколько) за последние 10 лег. В среднем на каждого 2-3 человека приходится 1 земельный участок.
Министерством экономики и территориального развития РД, совместно с главой МО «Новолакский район» Айдиевым М., начальником Управления Правительства РД по вопросам переселения лакского населения Новолакского района на новое место жительства и восстановления Ауховского района Магомедалиевым М. без учета мнения репрессированных граждан, была разработана дополнительная программа для извлечения из бюджета еще 10-12 млрд. рублей на, якобы, завершение процесса переселения, оутвержденная постановлением Правительства РД, в которой нет ни одного слова о реабилитации репрессированных граждан. Хотя все это: и программа, и переселение лакского населения было предназначено для решения единственной задачи – полной реабилитации незаконно репрессированных чеченцев Дагестана.
Айдиев М. стал в 2016 г. «национальным новолакским героем», пролоббировав процедуру строительства отдельных домов всем детям переселенцев, создавшим и планирующим создать свою отдельную семью, за счет средств государства, путем внесения изменений в п. 1.6. действующего Постановления Правительства РД №28 от 17 февраля 1993 г. Шесть слов, внесенных в него с легкой руки Юсуфова Р., в ноябре 2015 г., узаконили более 1200 домов, построенных для 400 переселенческих семей.
Даже при происходящих сегодня радикальных изменениях в руководстве РД, ему удалось (с его слов) переправить 450 млн. рублей, выделенных в 2018 г. для процессов переселения на строительство канализации и отвода подпочвенных вод, что в принципе означает распилить их и концы «зарыть в песок». Переселенцы глубоко возмущены, что их мнения никто не спрашивает, что затягивается завершение процесса переселения и фактически это означает, что в 2018 году стоящие в очереди на получение нового жилья - его не получат.
Именно желание извлечь максимальную личную выгоду из сложившейся ситуации стоит во главе их действий. Возможные межэтнические столкновения и межнациональная рознь в Дагестане не имеет под собой никакой почвы. Любое обострение обстановки или межэтническое столкновение происходит по инициативе и именно в тот момент, когда это выгодно деструктивным силам, с целью отвлечь внимание от чего-либо более важного для реализации собственных интересов. Любая, даже детская драка, моментально переводится в межэтнический конфликт и тут же делаются удобные для них выводы.
Абсолютное большинство дагестанского населения недоумевает по поводу муссирования этих вопросов на протяжении четверти века. Если кто-то был репрессирован, то его должен реабилитировать тот, кто это сделал, и при этом не должен пострадать еще кто-то. С этим согласны и аварцы, и чеченцы, и лакцы, и мнение это поддерживается всеми народами Дагестана. Искусственно созданная нервозная ситуация в этом вопросе надоела всем, кроме десятка заинтересованных лиц.
Примером отношения лакского народа к вопросу переселения из Новолакского района является обращение Хачилаева Д. в статье «Лакцы,возвращайтесь домой...» от 30 октября 2016 г., в которой он прямо говорит, что дома, земли и чужое имущество надо вернуть хозяевам, а лакцы имеют возможности вернуться в свои пустующие районы или переселиться в новые дома без проблем. Им не дают этого делать определенные, вышеназванные люди. Имя основного он так же назвал.
Объединение усилий некоторых представителей алмакцев, гумбетовцев и лакцев из Новолакского района обусловлено, как было уже отмечено, желанием лакской стороны продолжить извлечение материальной выгоды из продления финансирования программы переселения, плюс бесконтрольная продажа земель восстанавливаемого Ауховского района, алмакской - захват оставшихся еще свободными земель в Казбековском районе и сохранение за районом подлежащих реабилитации и возврату в Ауховский район сел Ленинаул, Калининаул и Бурсун, а гумбетовской - отделение сел Новомехельта, Тухчар, Новочуртах и Гамиях от Новолакского района и создание своей отдельной административно- территориальной единицы. В результате восстанавливать будет нечего, и вопрос восстановления Ауховского района станет практически невозможным. Последние 5 лет эта программа успешно реализовывалась при негласной поддержке Абдулатипова Р.Г. и завела вопросы реабилитации и переселения окончательно в тупик.
Сегодня именно алмакцы создают основную проблему, отказываясь от собственной инициативы совместного проживания, категорично заявляя, что села Ленинаул (Акташ-Аух), Калининаул (Юрт-Аух) и Бурсун они не возвратят.
Так же аварцы, переселенные из Гумбетовского района в села Новочуртах, Гамиях, Новомехельта и Тухчар Новолакского района в основном после землетрясения 1970 г., совместно с администрацией Новолакского района, ставят неоднократно перед руководством республики вопрос об особом статусе для аварцев в восстанавливаемом Ауховском районе. О каком особом статусе может идти речь в многонациональной республике, где бок-о-бок живут десятки национальностей. По такому принципу необходимо тогда разделить города по улицам и районам, расчленить Хасавюртовский район на 3 района, так как в нем проживают в равном представительстве аварцы, кумыки и чеченцы и т.д. Все это похоже на сговор между лидерами аварцев и лакцев с целью противодействия реализации Закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» на территории Республики Дагестан. Лишнее тому подтверждение - решения Новолакского районного и Верховного судов РД о противодействии главы МО «Новолакский район» Айдиева Г.Ш. процессу переселения лакского населения Новолакского района на новое место жительства и восстановления Ауховского района, за которое законом предусматривается ответственность.
Именно этот момент является камнем преткновения в вопросе восстановления Ауховского района. Протекционизм на национальной основе в руководстве Республики Дагестан и огромные финансовые вливания в республику для переселенческой лакской стороны, объединили эти два интереса и на протяжении уже 27 лет проблема не решается.
Искусственное нагнетание обстановки обусловлено в том числе и тем, что в руководстве процессами переселения и реабилитации находятся представители именно вовлеченных в этот процесс национальностей. Начальник Управления Магомедалиев М.А. - представитель гумбетовских переселенцев в Новолакский район, Айдиев Г. - лакской части переселенцев. Совершенно очевидно, что руководить реализацией вопросов переселения и реабилитации должны независимые от национальных приоритетов и компетентные специалисты, руководствующиеся в своей работе только нормами закона, а не интересами своей национальности.
За 28 лет действия Программы переселения лакского населения Новолакского района и реабилитации чеченцев-аккинцев, официально возвращено около 600 старых, практически не пригодных для проживания домов и пустующих земельных участков в то время, как переселенцам отстроено и сдано (по отчетам Правительства РД) по состоянию на 1 февраля 2014 года 3053 новых домов (по факту их около 3500). Органы местного самоуправления Новолакского района всячески препятствуют переоформлению уже возвращенных объектов на реабилитированных граждан, ссылаясь на невозможность закрытия лицевого счета в похозкнигах на выбывшего, так как нет Новолакского района в «Новострое». Нет нормативного регулирования вопросов регистрации в Росреестре уже возвращенных реабилитированным гражданам объектов, хотя соответствующие проекты неоднократно представлялись в Правительство РД. Вот уже десяток лет не могут оформить земельный участок и домостроения более 600 чеченских семей в Новолакском районе.
Никто не задается вопросом, почему в Новолакском районе численность муниципальных служащих и обслуживающего персонала в среднем на душу населения в 3 раза больше, чем в других районах республики. Почему у главы района до недавних пор было 6 заместителей, а у глав сел их по 3 и по сей день? Совершенно очевидно, что за эти средства можно без ущерба бюджету Республики содержать и Новолакский и Ауховский районы вместе.
В Казбековском районе о реабилитации вообще речи нет. Ни одно из поступивших более 600 заявлений с просьбой о реабилитации и содействии в возвращении в места исторического проживания, хотя бы путем выделения земельного участка, по с. Ленинаул не рассмотрено, и ни одного дома не возвращено (даже пустующие развалины). Земельные участки, выделенные чеченцам, о чем повсеместно заявляет муниципальное руководство Казбековского района, получали чеченцы, проживающие в этих селах с 60-х годов в рамках естественного прироста населения. Ни одна семья, желающая вернуться на историческую родину, земельного участка не получала. Такая же ситуация и в селе Калининаул. Земли, оставленные, согласно Протокола заседания Госсовета РД от 1996 г. на восстановление села Бурсун, администрацией села Ленинаул Казбековского района разбиты на участки (более 700) и «распределены» между жителями данного села. Выселенные из с. Бурсун около 100 семей и их наследники лишились возможности реабилитации в соответствии с действующими законами Российской Федерации.
Реабилитация по - дагестански
(продолжение)
По этим селам Казбековского района неоднократно издавались постановления Правительства РД с поручениями разработать и осуществить ряд мероприятий по их развитию, принятию специальной программы реабилитации чеченцев в этих селах Казбековского района, так как аварцы, переселившиеся сюда в 1944 и последующих годах, изъявили желание проживать в Ауховском районе не переселяясь на новое место жительства. (Пост. Правительства РД №208 от 14 ноября 1997 г. и др.). Но они игнорировались руководством республики и органами местного самоуправления района на протяжении всего периода так называемой реабилитации. Постановлением Совета Министров ДССР от 21 августа 1991 года N 177 «Об основных мероприятиях Совета Министров Дагестанской ССР по реализации постановления III съезда народных депутатов ДССР» были определены соответствующие мероприятия, которые до сих пор не реализованы.
Вопросы переселения лакского населения Новолакского района и возврата высвобождаемых домов реабилитируемым чеченцам руководством Дагестана планомерно переведены в «вялотекущий процесс» без особого контроля. Государство взяло на себя обязательства и построило для переселенцев более 3000 новых домов, 10 новых населенных пунктов с современной планировкой, инфраструктурой и благоустройством. Переселено по отчетам самого же Правительства более 85% населения Новолакского района, а возвращено за 28 лет действия программы около 600 разваленных старых чеченских домов постройки XIX века или пустующих земельных участков. Уже эти цифры характеризуют принципы отношения дагестанских властей к этой проблеме в целом.
От того, что в руководстве республики будут только говорить о дружбе народов, межнациональном согласии и братстве - этого не произойдет, если в этом обществе есть ущемленный или обделенный даже самый «малый» народ. Для того, чтобы реализовать этот лозунг в жизнь, в республике, кроме декларации, ничего не делалось на протяжении многих лет.
В Определении Конституционного Суда РФ от 01.12.2005 г. №365-0 «По запросу Парламента Республики Северная Осетия-Алания о проверке соответствия Конституции Российской Федерации положений статей 3 и 6 Закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов», сказано, что «Выбор того или иного варианта законодательной конкретизации и определение механизма реализации положений Закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» в рамках Конституции Российской Федерации зависят от конкретных условий, в которых находится тот или иной ранее репрессированный народ, и политической воли законодателя».
Самым главным моментом в разрешении данной наболевшей проблемы, стабилизации обстановки в регионе является четко выраженная воля руководителя республики, ясно и открыто обозначенные приоритеты, понятные народу нормативные акты, реализующие эти вопросы, грамотные и законопослушные исполнители и жесткий постоянный контроль исполнения.
Одной из основных причин стагнации вопроса, на наш взгляд, является отсутствие четко сформулированной нормативной правовой базы переселения лакской части населения из Новолакского района и возврата реабилитируемых граждан в места своего исторического проживания.
В ныне существующих нормативных правовых актах десятки противоречий и нарушений. Сами постановления противоречат Федеральным законам и друг другу. Правительством переделегируются свои полномочия главам сельских поселений и района в нарушение принципа делегирования полномочий. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается. (Федеральный закон от 29.12.2006 N 258-ФЗ). Многократно внесенные предложения и проекты изменений в них остаются без реагирования. Последние предложения внесены и по ним даны заключения заинтересованных министерств и ведомств, подтверждающих эти противоречия и их коррупционную составляющую в середине 2018 г. и уже более полугода они лежат у куратора Джафарова Р.Д.
Данные противоречия, на наш взгляд, дают возможность бесконтрольных хищений государственных средств путем выдачи домостроений, построенных за бюджетные средства, без всяких ответных обязательств, всем подряд, в том числе не имеющим для возврата реабилитируемым гражданам в Новолакском районе ничего и, даже, продавшим свои дома и уехавшим из района еще до принятия решения о переселении. Таковых сотни и нанесенный ущерб исчисляется сотнями миллионов рублей, и никто за это не ответил.
Постановления №28 и 74 Правительства РД, регулирующие вопросы переселения и реабилитации, стравливают лакское переселяемое и чеченское реабилитируемое населения, провоцируя противостояния между ними, так как вопросы переселения и реабилитации сведены ими в процесс договаривания лакцев и чеченцев между собой.
Отсутствие контроля со стороны руководства республики привело к тому, что трудно даже установить, кто же является ответственным за реализацию программы переселения и реабилитации в Республике Дагестан - председатель Правительственной Комиссии по вопросам реабилитации и переселения Джафаров Р.Д. или же кто-то другой. Среди распределенных обязанностей или кураторов - пока, уже более года, никто не наблюдается. Какую роль в этом процессе играет Управление, если часть его полномочий Правительство передало администрациям района и сел? Обязанности Управления на наш взгляд, должны быть определены конкретно и четко. Руководитель должен нести ответственность за возложенные на него обязанности. Для чего содержать 15-20 человек, если они ничего не решают, только проверяют полноту представленных переселенцем документов?
В 2015 г., после многочисленных обсуждений ситуации с руководством республики, совещаний Правительственной Комиссии по вопросам реабилитации и переселения, по поручению Главы Республики Дагестан Абдулатипова Р.Г. Минэкономразвития РД была подготовлена и внесена государственная Программа Республики Дагестан «Восстановление Ауховского района», которая до сих пор не утверждается Правительством РД. За 28 лет нет программы, предусматривающей реализацию Постановления III съезда народных депутатов ДССР - восстановление Ауховского района. Разработанный проект программы четко расписывает вопросы реализации мероприятий в первую очередь без государственных расходов, с привлечением инвестиций граждан для создания рабочих мест, расширения налогооблагаемой базы, а затем поэтапное ее финансирование и конечный результат.
За последние 3 года не проведено ни одного заседания Правительственной Комиссии, не рассмотрено ни одно предложение для улучшения этой работы, не разработан и не принят ни один нормативный документ, способный регулировать сложившиеся противоречия.
К сожалению, приходится констатировать, что такого абсолютного безразличия со стороны органов власти Республики Дагестан к реализации Закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» и Постановления III съезда как в последние 3-5 лет не было за весь предыдущий период.
Для возврата всего процесса реабилитации и переселения в правовое русло и выхода из кризиса, полагали бы первоочередным:
Руководство Республики должно четко обозначить проблему, указать пути ее решения и привлечь к порядку национальных представителей во власти у себя, а затем уже перейти к техническим вопросам:
1. Принять государственную Программу Республики Дагестан «Восстановление Ауховского района» и включить ее в Программу Российской Федерации «Развитие Северного Кавказа на период до 2025 г.» (Проект имеется в Минэкономразвития РД);
2. Провести мониторинг правовой базы реабилитации и переселения в Дагестане и привести ее в соответствие с законодательством Российской Федерации, сделав понятной и прозрачной как для реабилитируемых, так и переселенцев, четко обозначив ответственных за ее исполнение;
3. Принять Постановления Правительства РД об упорядочении процессов землепользования на территории восстанавливаемого Ауховского района, запрещающего продажу земель, выделение ее в долгосрочную аренду, передачу от одного субъекта землепользования другому, регистрационные действия на земли и домостроения, подлежащие возврату реабилитируемым гражданам и передачи в муниципальную собственность Ауховского района;
4. Провести полную инвентаризацию домостроений и земельных участков, числящихся за переселенцами в Новолакском районе с последующим утверждением реестра в Правительстве РД как собственности, переходящей к Правительству РД после получения переселенцем нового жилья для последующей передачи их реабилитируемым гражданам;
5. Внести на рассмотрение Народного Собрания РД проект Постановления о создании Новолакского района на территории, отведенной для переселения лакского населения Новолакского района (проект имеется);
6. Внести на рассмотрение Народного Собрания РД проект Постановления о восстановлении Ауховского района в соответствии с государственной программой Республики Дагестан «Восстановление Ауховского района» (проект имеется);
7. Создать временную администрацию восстанавливаемого Ауховского района до принятия Устава муниципального образования и проведения выборов представительных органов и глав района и поселений.
Решение проблемы реабилитации репрессированных и высланных в 1944 г. чеченцев-аккинцев, возврат желающих в места своего исторического проживания - снимет напряженность в регионе и даст людям, наконец, возможность заняться созидательным трудом, образованием, искусством и т.д., так как будет выбита из под ног интриганов почва для противоречий. Чеченцы-аккинцы, так же как и другие коренные народы Дагестана, хотят иметь свой театр, музей, библиотеки, архивы, свой район и почувствовать себя равноправными гражданами Республики Дагестан и Российской Федерации.
Автор: Исполком Общественного Совета чеченцев Дагестана
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 4