Чтобы глаз на весь экран? Или ее губы? Попробуйте и увидите кое-что странное... Не будет ни одного мазка. Даже самого крошечного!
Можно приближать изображение сколь угодно сильно, но вы их никогда не увидите. Более того, когда исследователи сделали рентген Моны Лизы, то тоже не увидели ни одного мазка. Зато обнаружили кое-что невообразимое: в области лица и рук они обнаружили до 30 тончайших слоёв краски.
Вы даже представить не можете, насколько тонких. В один микрометр!
Для сравнения: диаметр человеческого волоса — 80 микрометров.
Честно, я на какое-то мгновение решила, что Леонардо — инопланетянин. Ведь он сделал то, что никто из людей не может повторить. Но нет, вроде он был человеком. И даже в общих чертах его секрет разгадан.
Одна художница, моя хорошая знакомая и большой профессионал, поделилась правдоподобной версией, как же Леонардо работал.
Мастер наносил сначала слой темперы — краски на основе воды и яичного желтка. При этом этот слой он размазывал пальцами. Поэтому он получался настолько тонким. И так несколько раз. А затем сверху уже накладывал слой масляной краски. Она помогала создать иллюзию объёма.
Потом вновь бралась темпера. И так слой за слоем. А между слоями темперы — масло.
Именно такая техника и помогает создать эффект сфумато, когда не видно ни одного мазка. А светотень получается ну о-о-о-очень мягкая.
Также художница мне рассказала, что такая техника очень трудоемкая. Так как нужно ждать просушки каждого слоя. А это не один день. К тому же очень сложно сказать себе «стоп», ведь слои настолько тонкие, что их можно наносить бесконечно.
Леонардо и не останавливался.
В течение 15 лет он возил картину с собой. И я так думаю, именно потому, что не мог остановиться. Он наносил один слой за другим. В результате его сфумато получилось совершенным.
Конечно, он обучал этой технике своих учеников и других художников, кто просил об этом. Но сфумато Леонардо — техника наисложнейшая. Для художника, работающего на заказ, это было неприемлемым и бессмысленным. Поэтому мастера упрощали технику, останавливаясь на моменте нескольких слоёв, либо использовали её только частично.
А впоследствии и вовсе отказались от смешения темперы и масла. Оказалось, что работать одним маслом получается ещё быстрее.
Именно поэтому Мона Лиза так отличается от многих других портретов. Такое чудо возможно сотворить только, если работать тщательно и долго, очень долго.
Темпера, масло, темпера, масло...
© Светлана Борисова
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 18
Афтар идиот, а художница- дурная баба.
Они чего покурили? От чередования этих слоёв и от толщины их зависит цветопередача и тени. Как он ПАЛЬЦЕМ выделял толщины слоёв и разницу толщины в одном слое?