⚪ Почему центральный шиитский принцип – Имамат – не упоминается в Коране как столп ислама
Справедливости ради следует отметить, что даже центральные принципы, лежащие в основе нормативной практики суннитского ислама, нигде не упоминаются в Коране.
Суннитские Основы фикха (усул ал-фикх), такие как использование текстов Корана и хадисов, использование кияса (аналогия), иджма (консенсус), иджтихад (рассуждение) и мнение, а также суннитский Макасид аш-шари’а (основы религиозного закона, цели шариата), которые юристы используют для толкования религиозного права, также нигде не указаны в Коране.
На самом деле формула ‘5 столпов’ (аркан, да’а’им) суннитского ислама не упоминается в Коране как группа или совокупность обязательных обязанностей. Сунниты также считают хилафа или халифат необходимостью (ваджибат) для дина и давла – веры и мира, и суннитская концепция халифата, где халиф избирается путём общинных выборов или консультаций, нигде в Коране не упоминается.
Суннитским ответом на вышесказанное будет то, что суннитский халифат, усул ал-фикх, макасид аш-шариат и столпы ислама могут быть извлечены и найдены в различных частях Корана и в пророческих хадисах, которые интерпретируются как единое целое, и что общие идеи для этих принципов содержатся в Коране в форме конкретных случаев, из которых учёный извлекает принцип. Всё это хорошо и замечательно, но тогда принципы шиитского ислама должны рассматриваться в таком же свете.
С самого начала шииты утверждали, что принцип имамата – наследственного религиозного руководства, избираемого Богом, встречается в Коране и пророческих хадисах, даже принятых суннитами. В Коране имамат описывается различными именами и названиями:
1. Бог всегда назначает преемников пророка из членов семьи и потомков этого пророка, часто называемых в Коране имамами, халифами, наследниками (вураса), потомками (зуррийа), семьёй (ахл ал-байт) и потомством (аал), и этим потомкам пророков даруется как Пророчество, так и Китаб (символ непрерывного Божественного руководства) и Хукм (теоретическая и практическая мудрость для суждения). Если предыдущие пророки имели преемников (которые не всегда являлись новыми пророками), то у Пророка Мухаммада (С) также должен быть преемник. Например, вот конкретные случаи, упомянутые в Коране, а Библия содержит больше примеров:
• Коран в 3:33-34 подчеркивает и провозглашает прямую преемственность Адама, Ноя, Авраама и Имрана как родословную прямых потомков Избранной Богом семьи.
• Прямым потомкам Авраама дано Пророчество, Китаб (Божественное руководство), Хукм (суд, мудрость) и Царство (мулк) – см. 4:54, 57:26, 29:27, 6:84-89.
• Таким образом, Авраам стал Пророком и Имамом (2:124) как прямой потомок Ноя, который сам был прямым потомком Адама (3:33-34 и Бытие).
• Аврааму наследовал Исмаил (Измаил) и прямые потомки Исмаила, которых Коран называет «народом, покорным Богу» (2:127-129, 14:35-40); прямые потомки Исмаила включают Пророка Мухаммада (С).
• Аврааму также наследовал Исхак (Исаак), а Исхаку – его сын Якуб (Иаков) (21:72-73) – их называют «Имамами, которые ведут по Божьему Повелению»; все пророки Израиля происходят от Якуба.
• Мусу (Моисей) замещает, помогает ему и наследует ему в руководстве над Израилем его брат Харун (Аарон) (20:30, 25:35, 7:142, 20:32);
• На смену Мусе и Харуну приходят «Имамы, которые ведут по Божьему Повелению» (32:24)
Талут (Саул) избран Богом в качестве предводителя, и Бог дарует ему руководство, знание, власть и верховенство (мулк) над израильтянами (2:247)
• Давуд (Давид) назначен Халифом Бога в роли судьи (чтобы дать хукм) – см. 38:26. Его сын Сулейман (Соломон) наследует власть Давуда (27:15-16).
• Закария молится о том, чтобы Бог дал ему сына Яхью (Иоанн), который был бы одновременно его наследником (вали) и наследником (варис) Дома Якуба (Иаков) (19:4-6).
2. Преемство пророческой семьи является установленным принципом в Коране, и согласно С.М. Джафри, число стихов, подчеркивающих особый статус семьи Пророка, составляет более 100. Исходя из коранического образца, не только разумно, но и очевидно, что семья Пророка Мухаммада (С), его Ахл ал-Байт, имеет особый и освящённый статус среди всех верующих – и это также согласуется с арабской концепцией Ахл ал-Байта. Таким образом, было бы совершенно естественно, если не самоочевидно, что Пророк Мухаммад назначил своего преемника Имамом по Божественному вдохновению из числа своего Ахл ал-Байта, как это делали, согласно Корану, предыдущие пророки, такие как Ибрахим, Исмаил, Исхак, Якуб, Давуд и Закарийя.
3. Божественная справедливость и логическая необходимость: Роль Пророка Мухаммада (С) состояла НЕ в том, чтобы просто доставить своему народу учебник под названием «Коран», а затем оставить их с ним. Эта модель божественного руководства, основанного только на книге, НЕ является коранической. На самом деле, в нескольких местах Коран прямо ОТВЕРГАЕТ «доставку книги» Божественного руководства как нечто ложное – см. 6:7, 4:153. Напротив, кораническая модель Божественного руководства – это та, в которой Пророк ДЕКЛАМИРУЕТ (читает вслух) божественно-вдохновленные ДЕКЛАМАЦИИ (кур’аны, кораны) по частям и по принципу реагирования/ответа (на события и ситуации), и ПЕРЕДАЁТ РУКОВОДСТВО общине по всем вопросам по мере их появления – см. стихи 2:151, 62:2, 3:164, 16:44. Руководящая роль (хади) Пророка отличается от его Откровенческой и посланнической роли (расул), и первая по логике вещей должна оставаться на земле и должна быть продолжена Имамом после Пророка.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 4