Рукопожатие мусульман после молитвы является действием, предписанным шариатом, усиливает любовь и братские узы между мусульманами, в подтверждение этого приведем следующие доказательства:
عن يَزيد بن الأسْود رضي الله عنه : أنَّه صلَّى مع النبي صلى الله عليه وسلم الصبح، فذَكر الحديث. قال: ثم ثار الناسُ يأخذون بيده يمْسَحون بها وجوههم، قال: فأخذتُ بيده فمسحتُ بها وجهي، فوجدتُها أَبْرَد من الثلج، وأطْيَبَ ريحًا من المِسْك
Передается от Язида ибн аль-Асуада (да будет доволен ею Аллах), что он совершил утреннюю молитву вместе с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), после чего люди стали прикасаться к руке Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и протирать свои лица, Язид совершил то же самое и сказал: «Я никогда не встречал ничего прохладнее и приятнее руки Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), ее запах был приятнее миска». (Передал Ахмад)
Аль-Бара ибн Азиб (да будет доволен ею Аллах) передает: «Совершенство приветствия – это рукопожатие». (Аль-Бухари в «аль-Адаб аль-муфрад» 968)
От Абу Аль-Хаттаба Катада (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он спросил Анаса (да будет доволен им Аллах):
أكَانَتِ المُصَافَحَةُ في أصْحَابِ رسولِ الله - صلى الله عليه وسلم؟ قَالَ: نَعَمْ
«Пожимали ли друг другу руки сподвижники Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)?». И он сказал: «Да». (аль-Бухари)
لَمَّا جَاءَ أهْلُ اليَمَنِ، قَالَ رسولُ الله - صلى الله عليه وسلم: «قَدْ جَاءكُمْ أهْلُ اليَمَنِ» وَهُمْ أوَّلُ مَنْ جَاءَ بِالمُصَافَحَةِ
Анас ибн Малик (да будет доволен ею Аллах) передает: «Когда прибыла делегация из Йемена, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Вот к вам приехали йеменцы, от них к нам пришло рукопожатие”». (Абу Дауд 5213, аль-Бухари в «аль-Адаб аль-муфрад» 967)
Передается от аль-Бара ибн Азиба (да будет доволен ею Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
مَا مِنْ مُسْلِمَينِ يَلْتَقِيَانِ فَيَتَصَافَحَانِ إِلاَّ غُفِرَ لَهُمَا قَبْلَ أنْ يَفْتَرِقَا
«Если два мусульманина, встретившись, пожмут друг другу руки, Аллах простит их даже до того, как они разойдутся». (Абу Дауд 5212)
Последние три хадиса рассказывают нам о рукопожатии в общем, что также подразумевает и рукопожатие после молитвы тоже. Что же касается двух первых хадисов, то они касаются именно рукопожатия после молитвы.
Высказывания ученых
Имам ат-Тахауи аль-Ханафи (да помилует его Аллах) в комментариях к «Мараки аль-фалях» пишет:
فهي سنةعقب الصلاة كلها و عند كل لقي
«Рукопожатие (мусафаха) является сунной после молитвы и при встрече».
Шейх Абдулгани ан-Наблуси аль-Ханафи (да помилует его Аллах) по поводу рукопожатия после молитвы сказал:
إنها داخلة تحت عموم سنة المصافحة مطلقا
«Она (мусафаха) относится к общей сунне рукопожатия». (Шарх ат-тарика аль-Мухаммадия 2/150)
Шейх Абу Мухаммад Иззуддин ибн Абдусалям аш-Шафии (да помилует его Аллах) сказал: «Оно относится к дозволенным бид’а».
Имам ан-Наауи аш-Шафии (да помилует его Аллах) сказал: «Это дозволенная бид’а».
Кроме этого можно смело сказать, что рукопожатием мусульман после молитвы и ду’а друг для друга «Да примет Аллах вашу молитву», являются великим благом, способствуют знакомству мусульман друг с другом, связывают их сердца и являются символом единства.
Автор: Шейх Юсуф Хаттар Мухаммад аль-Ханафи
Из книги: «Актуальные вопросы исламского вероучения права и этики»
Источник: https://t.me/darulhanafiya
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев