Что делать если муж обвиняет свою жену в прелюбодеянии?
И о незаконнорожденных детях.
БисмиЛляхи Ррахмаани Ррахиим.
СОДЕРЖАНИЕ:
1 Увидевший свою жену совершающей Зина (блуд). Как ему следует поступить (согласно шариату Аллаха)?
2 Ли`ан (свидетельства, подтвержденные клятвами). С книги «аль-Фикх аль-муяссар».
3 Взаимное проклятие (ли′ан). Сыддык Хасан Хан.
4 Когда осуществляется взаимное проклятие (ли`ан)?
5 Взаимное проклятие (Ли`ан) осуществляется только в присутствии правителя или судьи.
6 Если муж обвинил жену в прелюбодеянии и состоялся ли`ан, то супруги разлучаются.
7 Толкования аятов из Суры Ан-Нур шейхом Ас-Саади и имамом ибн Касиром, который описывает как были ниспосланы эти аяты и по какому поводу.
8 Если человек узнал, что его жена совершила прелюбодеяние, действителен ли их никах?
9 Его жена совершила прелюбодеяние дважды с христианином; следует ли развестись с ней? Если она откажется от религии, то будет ли грех на мужчине?
10 Бывшая жена призналась ему, что его дети от другого мужчины. Что ему делать?
О незаконнорожденных:
1 Права отца на ребенка, зачатого в прелюбодеянии.
2 До принятия ислама он совершил прелюбодеяние, в результате которого появился ребенок. Может ли он назвать его своим? Как он должен заботиться о нем?
3 О незаконнорожденных и о правилах женитьбы на них.
4 Каков статус ребенка, который родился в браке, официально не зарегистрированном?
5 Если человек совершил прелюбодеяние - становится ли ему запретной мать прелюбодейки и ее дочь, а ей - его отец и сын.
6 Может ли он быть попечителем (уали) для дочери жены, которая была рождена в результате незаконной связи?
7 Установление отцовства в отношении ребёнка, рождённого вне брака, разбор мнений ученых.
8 Мужчины является запретным женится на своей дочери, рождённой от прелюбодеяния
Скачать книгу docx шрифт 14 и pdf шрифт 32:
https://t.me/ik_ro/1654
1 Увидевший свою жену совершающей Зина (блуд). Как ему следует поступить (согласно шариату Аллаха)?
❓ Вопрос: “В хадисе от Сада бин `Убады, да будет доволен им Аллах, когда Пророк (салля Ллаху `алейхи уа саллам) потребовал от него привести четыре свидетеля, если он увидел мужчину со своей женой. У меня вопрос: если он не находит свидетелей, откуда он приведет свидетелей; пойдет ли он на улицу оповестить четырех из мужчин, что его жена сейчас совершает прелюбодеяние, и он хочет, чтоб они пошли (с ним) понаблюдать как она совершает прелюбодеяние, чтоб могли засвидетельствовать против нее? Примет ли такое душа (человека), или же это будет для нее тяжело? Разъясни мне, да благословит тебя Аллах!”
________
📜 Ответ:
Вся хвала Аллаху
Во-первых:
Всевышний Аллах сказал: "А те, которые совершают мерзость (блуд) из ваших женщин, – возьмите в свидетели против них четырех из вас". (Сура "Женщины" 15), также Всевышний Аллах сказал: "А те, которые бросают обвинение в целомудренных, а потом не приведут четырех свидетелей, – побейте их восьмьюдесятью ударами и не принимайте от них свидетельства никогда; это – распутники" (сура "Свет", 4)
И слово Всевышнего: "Отчего бы они не привели четырех свидетелей в этом? А если они не привели свидетелей, то они у Аллаха – лжецы" (Сура Свет 13).
Также привел - Муслим (1498) от Абу Хурайры, да будет Аллах им доволен, что Сад бин `Убада, да будет доволен им Аллах, сказал: «О Посланник Аллаха, если я нашел со своей женой мужчину оставлять ли мне его пока не приведу четырех свидетелей? Он сказал: "Да".
Этим подтверждается, что доказательство, которым устанавливается прелюбодеяние – это четыре свидетеля, и это высшее из доказательств, и условия, которые необходимо соблюсти для исполнения этого свидетельства очень затруднены. Это из-за того, что такое обвинение несет большую опасность (серьезность) для чести (людей), и большой позор постигает того, кому прсуждается такое обвинение, и его семью.
Ибн Кудама сказал, да помилует Его Аллах: «Аль-Хиракъий упомянул семь условий в отношении свидетелей прелюбодеяния. Одно из них, чтобы они были четырьмя, и это единогласно (во мнении ученых), нет разногласий в этом между учеными» … «конец цитаты, остальные условия смотрите в «Мугни 65/9».
Во-вторых:
Ситуация мужа с его женой отличается от ситуации другого, жена же – постель мужчины, и вряд ли разумный (муж) обвинит свою жену или же будет свидетельствовать против нее кроме, как будучи правдивым (в своих словах), потому что это обернется позором для него и для его детей.
Кроме того, поистине муж знает о своей жене, то, чего не знает другой кто либо, и возможно застанет ее за этим (что не известно никому кроме него), в то время как для другого это будет невозможно знать, это с одной стороны. С другой стороны, муж имеет право обвинить в преступлении жену, которое она совершила, чем осквернила его постель, почет, репутацию, и нарушила его запретные границы (чести и достоинства).
И ради этого, Шариат учел обе стороны: сторону доказательства в установлении прелюбодеяния: чтоб не утверждалось менее чем четырьмя свидетелями, и не разрешается никому обвинять никого из мусульман в этой мерзости (прелюбодеянии) если не приведет Шариатское доказательство, или же не признается совершивший блуд (в содеянном им), и в этом одинаковы как супруги так и другие, а тот, кто обвинит мусульманина в блуде, и не приведет Шариатское доказательство, тот заслуживает наказание за «къазф» – необоснованное обвинение в совершении прелюбодеяния, если даже он обвинил свою жену.
Но учитывая то, что было упомянуто из особенности в отношении мужчины, Аллах дал ему выход из этого, и (выход этот) в ее проклинании, в случае когда он обвиняет ее в прелюбодеянии, а она не признает этого.
Всевышний сказал: «А те, которые бросают обвинения в своих жен и у них нет свидетелей, кроме самих себя, то свидетельство каждого из них – четыре свидетельства Аллахом, что он правдив, а пятое, – что проклятие Аллаха на нем, если он лжец. И отклоняется от нее мучение, если она засвидетельствует четырьмя свидетельствами Аллахом, что он лжец, а пятым (свидетельством), – что гнев Аллаха на ней, если он правдив. Если бы не благоволение и милость Аллаха к вам, [о люди, Он ускорил бы вам наказание]. И, воистину, Аллах — Прощающий, Мудрый.» (Сура "Свет", 6-9).
📎 Ибн-Касир сказал да помилует его Аллах:
“В этом почтенном аяте спасение для супругов и дополнительный выход, если кто-либо из них бросит свою жену обвинением и затруднится в установлении доказательства, то он проклинает ее как приказал Аллах Славен Он и Велик, приведя ее к Имаму (Кадию-Судье), и обвиняет ее в том чем он ее бросил, и тогда Судья просит его поклясться четырьмя свидетельствами Аллахом взамен четырех свидетелей, (что он правдив в своих словах), то есть: в том, что обвинил ее в прелюбодеянии, (и пятым, что пусть на нем будет проклятье Аллаха если он был из лжецов), и если он произнесет это, то она отлучается от него (безвозвратно) этим проклинанием у Имама Аш-Шафиий и множественной группы ученых, и она запрещена для него навсегда, и отдает ей ее Калым (если не выплачивал ранее весь), и на нее переходит наказание за прелюбодеяние.
Не отклоняется от нее наказание кроме, как если она проклянет (в ответ), и засвидетельствует четырьмя свидетельствами Аллахом, что он поистине из лжецов, то есть: в том чем он ее бросил из обвинения, (и пятое свидетельство что пусть на ней будет гнев Аллаха если он был из говорящих правду), поэтому Он сказал: «и отклоняется от нее мучение» то есть: (уголовное) наказание (установленное шариатом) «И отклоняется от нее мучение, если она засвидетельствует четырьмя свидетельствами Аллахом, что он лжец, а пятым (свидетельством), – что гнев Аллаха на ней, если он правдив».
И Он выделил ее «гневом», так же как и в большинстве случаев, мужчина не берет на себя бремя позора своей супруги и не бросает в нее обвинение прелюбодеяния кроме, как будучи правдивым (в своих словах) и оправданным (в своих действиях), и она знает его правдивость в том, чем он ее бросил (из обвинения), поэтому пятое (свидетельство) в ее отношении было тем «что гнев Аллаха на ней…», (а не проклятие как то было упомянуто в отношении мужа), и тот на кого лег гнев он тот, кто знает истину и затем отворачивается от нее».
Конец цитаты из «Тафсира бин Касира» (14/6).
Причина ниспослания этого почтенного аята, та, о чем ты и спросил в вопросе:
«От ибн Аббаса, да будет Аллах ими обоими доволен, передается, что Хилял бин Умаййа в присутствии Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) обвинил свою жену (в прелюбодеянии) с Шарииком бин Сахьмаъ (то есть что она совершила зина с ним якобы), и сказал Пророк (салля Ллаху `алейхи уа саллам) - (Хилялу): (представь) Доказательство или же наказанье (будет исполнено) на твоей спине!! (то есть плетью 80 ударов за клевету в обвинении в зина). Хилял сказал: клянусь тем, кто Тебя послал с истиной поистине я правдив (в том, что говорю), и Аллах ниспошлет то, чем избавит мою спину от наказанья».
И тогда спустился Джибрил, и было ниспослано Ему: “те, которые бросают своих жен…”, и прочитал до тех пор, пока не дошел до: “если он правдив”, тогда Пророк (салля Ллаху `алейхи уа саллам) удалился и послал за ней, и пришел Хилял и засвидетельствовал, а Пророк (салля Ллаху `алейхи уа саллам) говорит: «Аллах знает, что один из вас лжец, так есть ли из вас раскаявшийся?!».
Затем она (в свою очередь) встала и засвидетельствовала и когда она дошла до пятого (свидетельства) ее приостановили и сказали: поистине это (то есть пятое свидетельство) – обязывающее (то есть навлекающее на тебя гнев Аллаха если он правдив).
Ибн Аббас сказал: и тогда она замедлила, отступила, да так, что мы подумали, что она отступит, затем она сказала: я не опозорю свой род оставшийся день, и продолжила (то есть произнесла пятое свидетельство)!
И тогда сказал Пророк (салля Ллаху `алейхи уа саллам): "Наблюдайте за ней, если она принесет его (то есть младенца) чернооким, с большими ягодицами, толстыми ногами, то он (от) Шариика бин Сахьмаъ", и она родила его таким, тогда Пророк (салля Ллаху `алейхи уа саллам) сказал: "если бы не то что уже было (ниспослано) из книги Аллаха, то у меня и у нее было бы дело (то есть, в отношении нее он принял бы определенные меры)"».
Привел его (хадис) Аль-Бухарий (4747), смотреть также (Ровдату-Ттолибин – Сад искателей (знаний) 327/7) и (Аш-Шархь аль-мумти – Увлекательное толкование 291/13).
В-третьих:
Обязательство раба – соблюдать «Адаб» – пристойное поведение со своим Богом, и с Его нормами и Его религией, и если что-то непонятно ему, то (необходимо) спросить о нем как Шариат рассматривает его, и если это установлено Очищенным Шариатом, то он принимает его довольством, принятием, радостью и преданностью решению Аллаха, будь то в соответствии с его мнением, разумом и желанием или же будет противоречить. Религия не в соответствии с мнением, но поистине Она есть преданность, довольство тем, что пришло от Господа миров.
Аллах сказал: «Не бывает ни для верующего, ни для верующей, когда решил Аллах и Его посланник дело, выбора в их деле. А кто не слушается Аллаха и Его посланника, тот попал в явное заблуждение». (Сура "Сонмы" 36).
И сказал Всевышний: «Ведь речь верующих, когда их призывают к Аллаху и Его посланнику, чтобы Он рассудил их, – то, что они говорят: “Мы слышали и повинуемся!” и эти – они – счастливые (преуспевшие)». (Сура "Свет" 51).
А хадис Аль-Мугъира, да будет Аллах им доволен, сказал: Са`д бин `Убада сказал: “Если бы я увидел мужчину со своей женой, я ударил бы его мечом, не поворачивая (меч боком) (то есть не долом меча, а его лезвием-острием, с целью убить)!” И это дошло до Пророка (салля Ллаху `алейхи уа саллам), и Он (салля Ллаху `алейхи уа саллам) сказал: «Удивляетесь ревности Сада?! Я ревнивее его, а Аллах ревнивее меня!» Привел его (хадис) Аль-Бухарий (6846).
Ибн Абдиль-Барр да помилует его Аллах сказал: «(этим Он) хочет (сказать), и Аллах лучший из знающих, что ревность не позволяет ревнующему то, что ему запрещено, и что он обязан со своей ревностью подчиняться нормам Аллаха и Его Пророка (салля Ллаху `алейхи уа саллам), и не пересекать Его границы, Аллах и Его Посланник ревнивее...»*. Конец цитаты из (Тамх1ид-Введение 256/21).
И уже прояснилось (из вышеизложенного), что поиска свидетелей не было в хадисе Сада бин `Убады, а было в другом рассказе.
Также смотреть: «Шархьу-с-Сунна Толкование Сунны» Аль-Багавыййа 266/9, «Фатхьуль-Бари - Открытие Создателя» Ибн Хьаджара 449/9.
И Аллах лучший из знающих.
📖 Источник: Сайт Islam Q&A фатва № 178671.
_________________
❗ Примечание: - То есть, в данной ситуации нужно следовать шариату Аллаха, как бы ты зол не был, ты не имеешь право производить самосуд над женой.
Так же читайте следующие статьи:
САМОСУД В СТРАНАХ НЕВЕРИЯ
https://vk.com/xududivislame?w=wall-57142059_93
Кто имеет право выполнять шариатское наказание (худуд)?
https://vk.com/@xududivislame-kto-imeet-pravo
2 Ли`ан (свидетельства, подтвержденные клятвами).
(Из книги: «аль-Фикх аль-муяссар фи ду’ аль-Китаб ва ас-Сунна»).
1 Определение ли`ана, доказательства и его мудрость (пользы) от предписания.
1) Определение: слово в арабском языке является масдаром глагола ла`ана, означающее изгнание и удаление (проклятие).
В шариате: свидетельства, подтвержденные клятвами, связанными с проклятием со стороны мужа и гневом со стороны жены. Эти свидетельства освобождают мужа от наказания за обвинение в прелюбодеянии и жену от смертной казни за прелюбодеяние.
Этот процесс был назван ли`аном из-за того, что мужчина в пятый раз говорит: «Да пребудет на нем проклятие Аллаха если он солгал», поскольку, несомненно, один из супругов является лжецом, и он станет проклятым.
2) Доказательства ли`ана:
Доказательством на предписание ли`ан служат слова Всевышнего:
«А те, которые бросают (обвинение в совершении прелюбодеяния) в своих жен и у них нет свидетелей, кроме самих себя, то свидетельство каждого из них (у шариатского судьи) – четыре [[Эти четыре свидетельства служат заменой четырех свидетелей.]] свидетельства Аллахом, что он [муж] правдив (в обвинении своей жены в совершении прелюбодеяния), а пятое, – что проклятие Аллаха (будет) на нем [на муже], если он из числа лжецов.
И отклоняется от нее [от жены] наказание [побиение камнями до смерти], если она засвидетельствует четырьмя свидетельствами Аллахом, что он [ее муж] однозначно из числа лжецов, и пятое, – что гнев Аллаха (будет) на ней, если он из числа правдивых [говорит правду].
И если бы не щедрость Аллаха к вам (о, верующие) и не Его милосердие (тем, что Он установил такое положение для супругов, когда между ними имеется вопрос обвинения в прелюбодеянии), и то, что Аллах – принимающий покаяние (и) мудрый, (то очень скоро бы постигло лгущего из супругов то, что он призвал на себя).»
Сура Ан-Нур (Свет), 6-10-й аят.
Так же доказательством служит хадис со слов Сахля ибн Саада, да будет доволен им Аллах, что однажды к посланнику Аллаха, салля Ллаху алейхи уа саллам, пришел мужчина из числа ансаров, и спросил: «О посланник Аллаха! Сообщи мне о мужчине, который увидит со своей женой другого мужчину. Может ли он его убить, или что он должен делать?»
После чего Аллах ниспослал то, что упомянуто в Коране по поводу свидетельствующих друг против друга (мутала`инейн) и Посланник Аллаха, салля Ллаху алейхи уа саллам, ответил: «Аллах вынес решение касающееся тебя и твое жены».
После чего Сахль ибн Саад, да будет доволен им Аллах, сказал: «И они свидетельствовали против друг друга в мечети, и я присутствовал при этом»
В другом риваяте (версии хадиса) сказано: «И они свидетельствовали друг против друга, и я вместе с другими людьми был возле Посланника Аллаха, салля Ллаху алейхи уа саллам.»
3) Мудрость (пользы) от предписания.
Пользой от принесения этих свидетельств для мужа является следующее: ему не будет позора за то, что его жена совершила прелюбодеяние, ему не будет приписан чужой ребенок, так как чаще всего он не может доказать её преступление, а она не признается в нем.
Его слова против нее принимаются и поэтому остается только одно – каждый из них клянется самыми страшными клятвами.
Таким образом, предписание этого действия решает его проблемы и освобождает от наказания за обвинение в прелюбодеянии. Из-за того, что у мужа нет свидетелей, женщине дозволено противостоять ему своими клятвами, которые она, как и муж, повторяет несколько раз и тем самым освобождает себя от шариатского наказания за прелюбодеяние.
Если муж откажется от свидетельств против нее, то он будет наказан шариатским наказанием за клевету.
Если же после его клятв, жена откажется клясться, то его клятвы, вместе с ее отказом станут сильным доводом, который не опровергнут, и она будет наказана шариатским наказанием за прелюбодеяние.
2 Условия и как происходит.
1) Условия действительности ли`ана:
А) Свидетельство, подтвержденное клятвами, должно происходить между дееспособными мужем и женой, которые являются половозрелыми и разумными.
Всевышний Аллах сказал: «Которые обвиняют своих жен» (Сура 24, аят 6);
Б) Наличие обвинения со стороны мужа по отношению к своей жене в совершении прелюбодеяния, словами: «Ты – прелюбодейка», или: «Я видел тебя, совершающей прелюбодеяние», или: «Ты совершила прелюбодеяние»;
В) Чтобы жена отрицала обвинение мужа и это должно продолжаться до завершения процесса ли`ана;
Г) Ли`ан должен происходить под руководством судьи (шариатского).
2) Как происходит ли`ан:
Мужчина перед судьей и собравшимися людьми говорит: «Я клянусь Аллахом, что говорю правду, обвиняя свою жену, такую-то в совершении прелюбодеяния».
Он повторяет это четыре раза, указывая на нее, если она находится там. Или, же называя ее имя, если она отсутствует. В пятый раз после того, как судья скажет свои наставления и предупредит его, чтобы тот не лгал, он добавляет: «И пусть Аллах проклянет меня, если я говорю неправду».
Затем женщина четыре раза произносит: «Клянусь Аллахом, что он солгал, обвинив меня в совершении прелюбодеяния», а затем в пятый раз добавляет: «Пусть Аллах разгневается на меня, если он сказал правду».
Всевышний Аллах говорит:
«А те, которые бросают (обвинение в совершении прелюбодеяния) в своих жен и у них нет свидетелей, кроме самих себя, то свидетельство каждого из них (у шариатского судьи) – четыре [[Эти четыре свидетельства служат заменой четырех свидетелей.]] свидетельства Аллахом, что он [муж] правдив (в обвинении своей жены в совершении прелюбодеяния), а пятое, – что проклятие Аллаха (будет) на нем [на муже], если он из числа лжецов.
И отклоняется от нее [от жены] наказание [побиение камнями до смерти], если она засвидетельствует четырьмя свидетельствами Аллахом, что он [ее муж] однозначно из числа лжецов, и пятое, – что гнев Аллаха (будет) на ней, если он из числа правдивых [говорит правду].»
Сура Ан-Нур (Свет), 6-10-й аят.
3 Положения шариата, вытекающие из ли`ана.
После завершения ли`ана имеются следующие положения шариата:
А) Муж не будет наказан за обвинение в прелюбодеянии;
Б) Аннулирование брака между мужем и женой и запрет брака навсегда между ними в будущем, даже если судья, не аннулировал их брак;
В) Ребенок не приписывается к мужчине и считается ребенком жены. Вовремя, ли`ана необходимо ясно упомянуть об этом. То есть, мужчина говорит: «Клянусь Аллахом, что я говорю правду, обвиняя ее в совершении прелюбодеяния и этот ребенок не мой».
Приводится в хадисе со слова ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что Посланник Аллах совершил ли`ан между мужчиной и его женой и разделил между ними, а ребенка приписал к матери. (Хадис передал Аль-Бухари, 5315 и Муслим 1494);
Г) Обязательность исполнения шариатского наказания за прелюбодеяние в случае, если женщина откажется от ли`ана. Так как ее отказ в совокупности вместе с клятвами мужа, считаются явными доводами, которые обязывают выполнение шариатского наказания.
Источник книга: «аль-Фикх аль-муяссар фи ду’ аль-Китаб ва ас-Сунна» («Облегчённый фикх в свете Корана и Сунны»).
3 Взаимное проклятие (ли′ан)
(Книга Сыддык Хасан Хана "Ар-Роудату ан-надийя", которая является комментариями к книге имама Шаукани "Дуроруль-бахийя")
• ВОПРОС № 1: ЧТО ТАКОЕ «ЛИ′АН»?
В основе речь в нём идёт о клятвах, где один из супругов обвиняет другого в измене и, не имея четырёх свидетелей, тем самым избегает наказания за обвинение в прелюбодеянии, утверждая неверность супруги. Если же он откажется от клятв, то будет подвергнут наказанию за обвинение в прелюбодеянии.
Также и супруга прибегает к клятвам, которые очистят её честь, если же она отказывается клясться, приводится в исполнение наказание, предусмотренное за прелюбодеяние.
В общем, нет ничего лучшего, чем прибегнуть к подтверждающим клятвам, когда нет ни свидетелей, ни других подтверждающих факторов.
[Сказал аш-Шаукани]: «К нему прибегают, когда муж обвиняет свою жену в измене…».
О «ли‘ане» упоминается в Коране, где Всевышний Аллах говорит:
«А свидетельством каждого из тех, которые обвиняют своих жён в прелюбодеянии, не имея свидетелей, кроме самих себя, должны быть четыре свидетельства Аллахом о том, что он говорит правду, и пятое о том, что проклятие Аллаха ляжет на него, если он лжёт. Наказание будет отвращено от неё, если она принесёт четыре свидетельства Аллахом о том, что он лжёт, и пятое о том, что гнев Аллаха падёт на неё, если он говорит правду» [Сура «ан-Нур», аяты 6-9].
Также о нём передаётся в известном хадисе ‘Уваймира аль-‘Аджляни и Хиляля ибн Умайи.
[Сказал аш-Шаукани]: «…но она не призналась в измене, а он не отказался от обвинений…».
Так как пророк (да благословит его Аллах и приветствует) побуждал к этому супругов. В обоих достоверных и других сборниках передаётся хадис о том, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) увещевал супруга и побуждал его к отказу, напоминая ему о том, что мучения этого мира ничтожны по сравнению с мучениями мира иного. После чего он также обратился и к его супруге, напоминая о том, что мучения этого мира ничтожны по сравнению с мучениями мира вечного.
И если женщина сознается в измене, к ней будет применено наказание, положенное за прелюбодеяние, если не будет никаких ослабляющих это решение факторов. Если же муж признается, что оклеветал жену, то в отношении него так же будет применено наказание, полагающееся за обвинение в прелюбодеянии.
[Сказал аш-Шаукани]: «Тогда мужчина произносит четыре раза, свидетельствуя Аллахом, что он говорит правду, и пятый раз призывает проклятие Аллаха на себя, если он лжёт. После этого его жена также четырежды свидетельствует именем Аллаха, что муж оклеветал её, а на пятый раз призывает проклятие Аллаха на себя, если он правдив».
Указание на такую процедуру при обвинениях в супружеской измене пришло в Книге Всемогущего Аллаха, а также в пречистой Сунне Его пророка (да благословит его Аллах и приветствует), когда он проводил эту процедуру между ‘Уваймиром аль-‘Аджляни и его супругой, а также между Хилялем ибн Умайей и его женой.
• ВОПРОС № 2: ВЕЧНОЕ РАССТАВАНИЕ ПОСЛЕ «ЛИ′АНА»
[Сказал аш-Шаукани]: «После чего правитель разлучает их, и она навсегда становится запретной для него».
Исходя из хадиса, приводимого у Абу Дауда со слов Сахля ибн Са‘да, который сказал: «Сунна утвердила в отношении прибегших к процедуре проклятий «аль-ли‘ан», что их разлучают навсегда и никогда они не смогут вновь сойтись» [См. «аль-Ирва» (2144)].
А в хадисе, приводимом у ад-Даракутни со слов Ибн ‘Аббаса говорится, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Прибегшие к процедуре проклятий «аль-ли‘ан», разлучаются и никогда более не могут сойтись» [См. «аль-Ирва» (7/184)]. Похожий по смыслу хадис привёл также и Абу Дауд.
А в обоих достоверных и других сборниках, приводится хадис, в котором говорится, что ‘Уваймир дал своей жене развод трижды еще до того, как пророк (да благословит его Аллах и приветствует) повелел ему это. Ибн Шихаб (являющийся одним из передатчиков этого хадиса) сказал: «И это стало обычаем прибегших к процедуре проклятий» [Малик (2/566), аль-Бухари (5259), Муслим (1492), Абу Дауд (2245)].
• ВОПРОС № 3: РЕБЁНОК ПРИПИСЫВАЕТСЯ К МАТЕРИ
[Сказал аш-Шаукани]: «Ребёнок приписывается только к матери, а тот, кто обвинит её в прелюбодеянии по причине этого ребёнка, является клеветником».
Исходя из хадиса, который привёл Ахмад со слов ‘Амра ибн Шу‘айба от своего отца, со слов деда о том, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) вынес решение относительно ребёнка, принадлежащего супругам, прибегшим к «аль-ли‘ан». Он сказал, что ребёнок наследует от матери и мать наследует от него, а кто посмеет обвинить её в незаконнорожденном ребёнке, будет наказан восьми десятью (80) ударами [См. «аль-Ирва» (7/185, 186)].
В иснаде этого хадиса присутствует Мухаммад ибн Исхак, а все остальные его передатчики являются надёжными.
Данный хадис подтверждается другими доводами, указывающими на то, что ребёнок приписывается супружескому ложу, а в данной ситуации нет этого ложа.
Также он подтверждается доводами о необходимости наказания клеветника, обвиняющего другого в прелюбодеянии, а обвинение одного супруга другим также относится к обвинению в прелюбодеянии целомудренных женщин.
Поэтому должно быть приведено доказательство её греха. То же самое относится и к тому, кто скажет о её ребёнке, что он незаконнорожденный. Ведь это равносильно обвинению в прелюбодеянии матери ребёнка. Поэтому клеветник должен быть подвергнут соответствующему наказанию.
Источник: Перевод книги: "Жемчужина фикха" (Книга Сыддык Хасан Хана "Ар-Роудату ан-надийя", которая является комментариями к книге имама Шаукани "Дуроруль-бахийя").
4 Когда осуществляется взаимное проклятие (ли`ан)?
Взаимное призывание проклятий (ли`ан) осуществляется, когда муж обвиняется свою жену в совершении прелюбодеяния.
Таково мнение большинства ученых, среди которых ханафиты (1), шафииты (2), ханбалиты (3), и некоторые маликиты (4).
1 [См. «Табийин уль-Хакакик шарх канз уд-дакаик», 3/15; «Хашия ибн Абидин», 3/484.]
2 [См. «Тухфат уль мухтадж», 8/202; «Аль-Мугни аль-мухтадж», 3/367.]
3 [См. «Аль-Мубди`», 8/77; «Кашшаф уль-кына`», 5/397.]
4 [См. «Ат-Тадж уаль иклиль», 4/133; «Минах уль-Джалиль», 4/271.]
Так же этого мнения придерживались захириты («Аль-Мухалля», 9/331).
Этого мнения придерживались большинство ученых факыхов 1664.
[Сказал ибн АбдульБарр:
«Сказали шафииты, абу Ханифа и его соратники, (Суфьян) Ас-Саури, Аль-Ауза`и, абу `Убейд, Ахмад (ибн Ханбаль), Исхак (ибн Рахауейх), Абу Саур и Дауд (аз-Зохири):
«Если муж скажет своей жене: «О прелюбодейка!», то «ли`ан» становится обязательным, если только он не приведет четырех свидетелей. И нет разницы, как именно он ей сказал: «о прелюбодейка!», или «я видел, как ты совершаешь прелюбодеяние», или «ты совершила прелюбодеяние». Этого мнение придерживалось большинство ученых.»
См. «Аль-Истизкар», 6/90.]
Всевышний Аллах сказал: «А свидетельством каждого из тех, которые обвиняют своих жен в прелюбодеянии…» (Сура Ан-Нур, аят 6).
Этот аят является общим и касается каждого, кто обвинил (свою) жену в прелюбодеянии. Например сказал: «О прелюбодейка!», или «Я видел, как она совершает прелюбодеяние!», или «Этот ребенок не от меня».
…
Источник: «Энциклопедия фикха», написанная под руководством шейха Са`ада ибн Турки аль-Хасляна (преподаватель Исламского права в университете имама Мухаммада ибн Су`уда).
5 Взаимное проклятие (Ли`ан) осуществляется только в присутствии правителя или судьи.
Относительно этого единогласны все четыре мазхаба: ханафиты (1), маликиты (2), шафииты (3) и ханбалиты (4).
1 [См. «Табийин уль-Хакакик шарх канз уд-дакаик», 3/17; «Аль-`Иная», 4/291.]
2 [См. «Шарх Аз-Заркани `аля мухтасар халиль», 4/332; «Хашия Аль-`Адауи `аля кифаят ут-талиб ар-раббани», 2/108.]
3 [См. «Минхаджу ут-толибин», стр. 250; «Тухфат уль мухтадж», 8/217.]
4 [См. «Аль-Мубди`», 8/67; «Аль-Инсаф», 9/176.]
Источник: «Энциклопедия фикха», написанная под руководством шейха Са`ада ибн Турки аль-Хасляна (преподаватель Исламского права в университете имама Мухаммада ибн Су`уда).
6 Если муж обвинил жену в прелюбодеянии и состоялся ли`ан, то супруги разлучаются.
Относительно этого единогласны все четыре мазхаба: ханафиты (1), маликиты (2), шафииты (3) и ханбалиты (4).
1 [См. «Аль-Мабсут», 7/40; и др.]
2 [См. «Ат-Тадж уаль иклиль», 4/138; «Мауахиб уль-Джалиль», 5/467.]
3 [См. «Минхаджу ут-толибин», стр. 251; «Тухфат уль мухтадж», 8/221.]
4 [См. «Аль-Мубди`», 8/82 ибн Муфлиха.]
Передают со слов ибн Умара, да будет доволен им и его отцом Аллах, что посланник Аллаха, салля Ллаху алейхи уа саллам, сказал супругам, совершившим ли`ан: «Отчета у вас потребует только Аллах, тебе (мужу) же больше нет пути к ней»
(Аль-Бухари, 5350; Муслим, 1493. Здесь идет речь об окончательном разводе без права возобновления брака.)
Так же ибн Умар, да будет доволен им и его отцом Аллах, рассказывал, что однажды Пророк, салля Ллаху алейхи уа саллам, провел ли`ан между мужем и женой из числа ансаров, а затем разлучил их.
(Аль-Бухари, 5314; Муслим, 1494).
Важно: после этого супруги больше никогда не могут сойтись (в браке) ни при каких обстоятельствах.
Таково мнение большинства ученых, среди которых маликиты (1), шафииты (2), и ханбалиты (3).
1 [См. «Ат-Тадж уаль иклиль», 4/138; «Мауахиб уль-Джалиль», 5/467.]
2 [См. «Минхаджу ут-толибин», стр. 251; «Тухфат уль мухтадж», 8/221.]
3 [См. «Аль-Мубди`», 8/82 ибн Муфлиха.]
Так же этого мнения придерживались абу Юсуф из числа ханафитов.
[См. «Аль-Мабсут», 7/40; «Бидаят уль-мубтади», стр. 83.]
Сообщается со слов ибн Умара, да будет доволен им и его отцом Аллах, что посланник Аллаха, салля Ллаху алейхи уа саллам, сказал: «Когда двух (супругов), призвавших на себя проклятия, разлучают, они больше никогда не смогут сойтись».
(Ад-Дарукутни 3/276. Сказал аль-Альбани: «Этот хадис годится для того, чтобы использовать в качестве довода». См. «Сильсиля ас-сахиха», № 2465).
Подобные слова также переданы от `Умара ибн уль-Хаттаба (1), `Али ибн Абу Талиба и `АбдуЛлаха ибн Мас`уда (2).
1 (Ибн Аби Шайба в «Мусанафе», № 17657; ат-Тахави в «Ахкамуль Куран», 2/438; Аль-Байхаки, № 15755; Аль-Альбани назвал сообщение достоверным. См. «Ируа уль-галиль», № 2105.)
2 (Ибн Аби Шайба в «Мусанафе», № 17658; Ад-Дарукутни 3/276; Аль-Байхаки, № 15754; Аль-Альбани назвал их достовернымы. См. «Ируа уль-галиль», № 2105.)
Источник: «Энциклопедия фикха», написанная под руководством шейха Са`ада ибн Турки аль-Хасляна (преподаватель Исламского права в университете имама Мухаммада ибн Су`уда).
7 Толкования аятов из Суры Ан-Нур шейхом Ас-Саади и имамом ибн Касиром, который описывает как были ниспосланы эти аяты и по какому поводу.
Всевышний Аллах говорит в Коране:
«А те, которые бросают (обвинение в совершении прелюбодеяния) в своих жен и у них нет свидетелей, кроме самих себя, то свидетельство каждого из них (у шариатского судьи) – четыре [[Эти четыре свидетельства служат заменой четырех свидетелей.]] свидетельства Аллахом, что он [муж] правдив (в обвинении своей жены в совершении прелюбодеяния), а пятое, – что проклятие Аллаха (будет) на нем [на муже], если он из числа лжецов.
И отклоняется от нее [от жены] наказание [побиение камнями до смерти], если она засвидетельствует четырьмя свидетельствами Аллахом, что он [ее муж] однозначно из числа лжецов, и пятое, – что гнев Аллаха (будет) на ней, если он из числа правдивых [говорит правду].
И если бы не щедрость Аллаха к вам (о, верующие) и не Его милосердие (тем, что Он установил такое положение для супругов, когда между ними имеется вопрос обвинения в прелюбодеянии), и то, что Аллах – принимающий покаяние (и) мудрый, (то очень скоро бы постигло лгущего из супругов то, что он призвал на себя).»
Сура Ан-Нур (Свет), 6-10-й аят.
Шейх АбдуРрахмаан Ас-Саади в толковании к этим аятам пишет:
«Если супруг обвиняет свою жену в совершении прелюбодеяния, то по отношению к нему не используется установленная мера наказания. Как правило, муж не выдвигает лживых обвинений против своей жены, потому что это бросает тень не только на жену, но и на него самого.
Муж имеет право обвинить неверную супругу в измене также потому, что неверная жена может забеременеть от другого мужчины и приписать ребенка своему мужу. Есть множество других причин, по которым супруг имеет право выдвинуть такое обвинение и которые отсутствуют, когда обвинение исходит от другого человека.
Упомянутое в этом аяте предписание распространяется на тех, кто обвиняет в неверности своих жен, являющихся свободными женщинами, а не рабынями. Если при этом муж не имеет свидетелей, кроме самого себя, то он обязан вместо этих свидетельств четырежды повторить: «Я свидетельствую именем Аллаха, что выдвинутое мной обвинение является правдивым». Затем он должен подтвердить принесенные свидетельства клятвой о том, что заслуживает проклятия Аллаха, если лжет.
После произнесения этих свидетельств он освобождается от ответственности за обвинение в совершении прелюбодеяния.
Из очевидного смысла этого откровения вытекает, что муж освобождается от ответственности даже в том случае, если называет имя мужчины, с которым его жена совершила прелюбодеяние. Однако богословы разошлись во мнениях по поводу того, как поступить с женщиной, если муж произнес эти свидетельства, а обвиняемая жена отказывается сделать то же самое.
Одни богословы считают, что ее следует арестовать, а другие богословы считают, что ее следует наказать за совершение прелюбодеяния.
Последующие аяты свидетельствуют о том, что в этом случае обвиненную жену следует наказать за совершение прелюбодеяния. И если бы под упомянутым в них наказанием не подразумевалось наказание за совершение прелюбодеяния, то принесенные свидетельства не избавили бы мужа от ответственности.
Обвиненная жена освобождается от ответственности, если она ответит на свидетельства мужа свидетельствами в собственную защиту. Для этого она должна четырежды поклясться в том, что ее муж говорит неправду, и подтвердить свои свидетельства клятвой о том, что заслуживает гнева Аллаха, если он говорит правду.
Это клятвенное свидетельство супругов называется лиан ‘взаимное проклятие’.
Если оба супруга приносят такие клятвенные заверения, то они разводятся без права восстановления брака.
Если же причиной этого была беременность женщины, то ребенок лишается права носить имя своего отца. Очевидный смысл этих аятов свидетельствует о том, что при взаимном проклятии супруги должны произносить именно те свидетельства, которые упомянуты в этих откровениях.
Также необходимо, чтобы последовательность этих свидетельств была соблюдена. Ни одно из них не может быть опущено или заменено другим.
Взаимное проклятие действительно только в тех случаях, когда муж обвиняет свою супругу в неверности, но не наоборот.
Что же касается сходства ребенка со своим родителем, то при взаимном проклятии оно не принимается во внимание, также как и не принимается во внимание, когда ребенок должен остаться в доме, в котором он появился на свет.
Сходство с родителем принимается во внимание только тогда, когда оно является единственным существенным обстоятельством.
В тексте откровения опущена вторая часть условного придаточного предложения, однако из контекста становится ясно, что если бы не благоволение и милость Аллаха к Своим рабам, то один из двух супругов, которых проклял самого себя, тотчас вкусил бы наказание.
По Своей милости Аллах предписал взаимное проклятие только для супругов, потому что они очень нуждаются в таком предписании. По Своей милости Аллах разъяснил людям пагубность и омерзительность прелюбодеяния, а также ложного обвинения в совершении этого тяжкого греха. По Своей милости Аллах также определил покаяние для этих и других тяжких грехов.»
(Конец цитирования шейха Ас-Саади).
_________________
Имам ибн Касир в толковании к этим аятам пишет:
«В этом Священном аяте указан выход из затруднительного положения для мужа, если супруг не может доказать неверность супруги, то он может призвать «взаимное проклятие», как и повелел здесь Аллах.
Он должен привести супругу к судье, заявить о том, что он обвиняет её в неверности, судья же принуждает его привести четыре свидетельства, поклявшись Аллахом вместо четырёх свидетелей: ﴾ إِنَّهُ لَمِنَ ٱلصَّٰدِقِينَ ﴿ «что он правдив» — в своём обвинении жены в блуде;
﴾ وَٱلْخَامِسَةُ ﴿ «а пятое, ﴾ أَنَّ لَعْنَةَ ٱللَّهِ عَلَيْهِ إِن كَانَ مِنَ ٱلْكَٰذِبِينَ ﴿ — что проклятие Аллаха на нем, если он лжец» — и тогда его обвинение будет доказано по мнению имама аш-Шафи’и и многих учёных. Она становится запретной для него навеки, он отдаёт ей её махр, а её ожидает наказание за прелюбодеяние.
И ничто не спасёт её от наказания, кроме как если она сама принесёт четыре свидетельства с клятвами о том, что он лжет в своём обвинении; И отклоняется от неё наказание – т.е. предписанное за блуд наказание; «(وَيَدْرَؤُاْ عَنْهَا الْعَذَابَ أَن تَشْهَدَ أَرْبَعَ شَهَادَاتٍ بِاللَّهِ إِنَّهُ لَمِنَ الْكَـاذِبِينَ - وَالْخَامِسَةَ أَنَّ غَضَبَ اللَّهِ عَلَيْهَآ إِن كَانَ مِنَ الصَّـادِقِينَ) И отклоняется от неё наказание, если она засвидетельствует четырьмя свидетельствами Аллахом, что он лжец.»
﴾ وَٱلْخَامِسَةَ أَنَّ غَضَبَ ٱللَّهِ عَلَيْهَآ إِن كَانَ مِنَ ٱلصَّٰدِقِينَ ﴿ «А пятым, - что гнев Аллаха на ней, если он правдив» — о чём Аллах и говорит: ﴾ وَيَدْرَؤُاْ عَنْهَا ٱلْعَذَابَ ﴿ «и отклоняется от неё наказание» — т.е. наказание предписанное за блуд; ( أَن تَشْهَدَ أَرْبَعَ شَهَادَاتٍ بِٱللَّهِ إِنَّهُ لَمِنَ ٱلْكَٰذِبِينَ وَٱلْخَامِسَةَ أَنَّ غَضَبَ ٱللَّهِ عَلَيْهَآ إِن كَانَ مِنَ ٱلصَّٰدِقِينَ ) «и отклоняется от неё наказание, если она засвидетельствует четырьмя свидетельствами Аллахом, что он лжец, а пятым, - что гнев Аллаха на ней, если он правдив» — в данном случае подчеркнут «гнев Аллаха» в отношении женщины, т.к. нормальный мужчина не решится порочить свою семью попусту и не станет обвинять жену в измене, кроме как если он правдив в этом, и она знает, что он говорит правду.
«Пятое свидетельство» о (воззвании к) гневу Аллаха касается ее, конечно же если она лжёт. Поэтому «пятое её (воззвание) проклятия» должно вызвать гнев Аллаха в ее адрес в случае, если она лжёт. Человек же, на ком лежит «гнев Аллаха» — это тот, кто знает истину, но отклоняется от неё.
Всевышний Аллах упомянул о Своей снисходительности и милости по отношению к Своим творениям в Его законах, которые предусматривают выход для человека из затруднительного положения: ﴾ وَلَوْلاَ فَضْلُ ٱللَّهِ عَلَيْكُمْ وَرَحْمَتُهُ ﴿ «И если бы не щедрость Аллаха к вам и не Его милость» – тогда вы оказались бы в затруднении, и многие ваши дела стали бы вам в тягость; ﴾ وَأَنَّ ٱللَّهَ تَوَّابٌ ﴿ «и то, что Аллах – Принимающий покаяния» — от Своих рабов, даже после таких тяжёлых и серьёзных клятв; ﴾ حَكِيمٌ ﴿ «Мудрый» — т.е. в Своих законах, в том, что Он повелевает и в том, что Он запрещает.
Существует множество хадисов о том, как надо поступать в соответствии с этим аятом. А также хадисы о том, по какому поводу были ниспосланы эти аяты и по поводу кого именно из сподвижников.
Имам Ахмад передаёт от Икримы, а тот от ибн Аббаса, что, когда были ниспосланы аяты: «Тех, которые обвинят целомудренных женщин и не приведут четырех свидетелей, высеките восемьдесят раз и никогда не принимайте их свидетельства»
Са’д ибн Убада, лидер ансаров сказал: «Неужели она (сура) так и была ниспослана?»
Посланник Аллаха (салля Ллаху алейхи уа саллам) воскликнул: «О, собрание ансаров, разве вы не слышите, что говорит ваш лидер?»
Они сказали: «О, посланник Аллаха, не порицай его, ибо он очень ревнивый человек. Клянёмся Аллахом, он не брал в жены никого, кроме девственниц, а если разводился с кем-нибудь из жён, то никто уже не решался жениться на ней после него из-за его этой страшной ревности».
Са’д сказал: «Клянусь Аллахом, я знаю это истина, и что она (сура) от Аллаха. Я просто удивился, как может какой-то нечестивец возлежать с моей женой, а я не могу на него ни накричать, ни сделать что-либо, пока не приведу четырёх свидетелей?! И я не должен приводить их, пока он не закончит с моей женой?!».
И (после этого) прошло совсем немного времени, как подошел Хиляль ибн Умайа — один из трёх, чьи покаяния были приняты Аллахом. Он вернулся домой со своих земель вечером и застал свою жену с мужчиной. Видел своими глазами и слышал своими ушами, но не стал скандалить, а дождавшись утра отправился к посланнику Аллаха и сказал: «О, посланник Аллаха, я вечером пришёл к своей жене и застал её с мужчиной. Я видел это своими глазами и слышал своими ушами».
Эта весть не понравилась посланнику Аллаха (салля Ллаху алейхи уа саллам) и опечалила его.
Ансары собрались рядом с ним и сказали: «Аллах испытал нас тем, что говорил Са’д ибн Убада. Сейчас посланник Аллаха побьёт плетьми Хиляля и отменит его публичное свидетельство».
Хиляль сказал: «Клянусь Аллахом, я надеюсь, что Аллах даст мне выход из данной ситуации».
Затем он сказал: «О, посланник Аллаха, я вижу, что тебя опечалила весть, принесённая мной. Но Аллах знает, что я говорю правду».
Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) уже собирался распорядиться бичевать Хиляла, как Аллах ниспослал ему откровение. Они (сподвижники) узнавали, когда ему (Да благословит его Аллах и приветствует) ниспосылается откровение по его лицу, и оставляли его в покое, пока не завершалось откровение.
И тогда был ниспослан аят: ( وَٱلَّذِينَ يَرْمُونَ أَزْوَٰجَهُمْ وَلَمْ يَكُنْ لَّهُمْ شُهَدَآءُ إِلاَّ أَنفُسُهُمْ فَشَهَٰدَةُ أَحَدِهِمْ أَرْبَعُ شَهَٰدَاتٍ بِٱللَّهِ ) «А те, которые бросают обвинения в своих жён, и у них нет свидетелей, кроме самих себя, то свидетельство каждого из них - четыре свидетельства Аллахом…»
Когда же откровение завершилось, он (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: « أَبْشِرْ يَا هِلَلُ فَقَدْ جَعَلَ اللهُ لَكَ فَرَجًا وَمَخْرَجًا » «Возрадуйся, о, Хиляль. Аллах даровал тебе избавление и выход».
Хиляль сказал: «Я ожидал это от моего Господа Всемогущего».
Затем посланник Аллаха сказал: (Да благословит его Аллах и приветствует) «Пошлите за ней».
Они послали за ней, и она явилась. Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) прочитал им обоим аят и напомнил о том, что наказание в мире вечном страшнее наказания в этой жизни.
Хиляль сказал: «О, посланник Аллаха, я говорю правду о ней».
Она сказала: «Он лжёт».
Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: « لَعِنُوا بَيْنَهُمَا » «Заставьте их обоих проклясть друг друга».
Хилялу тогда было сказано: «Свидетельствуй!»
Тот привёл четыре свидетельства Аллахом, что он говорит правду. Когда пришёл черёд пятого свидетельства, о том, что будет над ним проклятие Аллаха в случае, если он лжёт, ему было сказано: «О, Хиляль, побойся Аллаха, наказание в этом мире легче наказания в мире вечном. А ведь это свидетельство нашлёт на тебя наказание Аллаха».
Хиляль сказал: «Клянусь Аллахом, Аллах не накажет меня за неё, как и не позволил бичевать меня за неё».
И он засвидетельствовал в пятый раз уже о том, что проклятие Аллаха на нём, если он лжёт.
Затем ей сказали: «Засвидетельствуй четыре раза Аллахом, что он лжёт».
Когда же настал черёд пятого свидетельства, ей сказали: «Побойся Аллаха, поистине наказание в этом мире легче наказания мира вечного. Это свидетельство навлечёт на тебя наказание Аллаха».
Она стояла в замешательстве некоторое время, и чуть было не призналась. Но потом сказала: «Я не буду позорить своё племя». И засвидетельствовала в пятый раз уже о том, что если он правдив, то на нее (справедливо ляжет) гнев Аллаха.
Посланник Аллаха разлучил их, и распорядился, чтобы ребёнок не носил фамилию отца, но и не назывался ребенком греха (прелюбодеяния, незаконнорождённым). И любой, кто обвинит её или её ребёнка, будет подвержен наказанию.
Он также вынес решение, что ей не причитается ни дома, ни содержания, т.к. она не была разведена, и не овдовела. Он (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если она родит рыжего сына с тощими бёдрами и тонкими ногами, то это сын Хиляла. Если она родит (ребёнка) с чёрными глазами, большими ягодицами и толстыми ногами, значит, он от того, кого обвиняют с ней в блуде».
Она родила ребёнка с чёрными глазами, большими ягодицами и толстыми ногами. Посланник Аллаха тогда сказал: «Если бы не те клятвы, у меня было бы к ней дело (наказание)».
Икрима сказал: «Потом он (ребенок) стал правителем Египта, и звался по фамилии матери, а не по отцу».
Абу Дауд (2256) приводит этот хадис от Язида ибн Харуна.
Этот хадис приводится с разными цепочками в разных вариантах. В том числе и у Бухари (4747) со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что (в своё время) Хиляль бин Умаййа, да будет доволен им Аллах, в присутствии пророка, да благословит его Аллах и приветствует, обвинил свою жену в совершении прелюбодеяния с Шариком Ибн Сахма, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал (Хилялю): « الْبَيِّنَةَ أَوْحَدٌّ فِي ظَهْرِكَ » «(Либо представь) доказательства, либо (готовь) свою спину для наказания».
(На это Хиляль) сказал: «О посланник Аллаха, неужели после того, как кто-нибудь из нас увидит (другого) мужчину на своей жене, он (должен ещё) искать доказательства?»
Однако пророк, да благословит его Аллах и приветствует, стал повторять: «(Либо представь) доказательства, либо (готовь) свою спину для наказания».
Тогда Хиляль воскликнул: «Клянусь Тем, Кто послал тебя с истиной, я действительно говорю правду, а Аллах обязательно ниспошлёт тебе то, что спасёт мою спину от наказания!»
А потом (к пророку, да благословит его Аллах и приветствует,) спустился Джибрил и передал ему (следующее откровение): ﴾ وَٱلَّذِينَ يَرْمُونَ أَزْوَٰجَهُمْ ﴿ «А те, которые бросают обвинения в своих жён» — до слов: ﴾ إِن كَانَ مِنَ ٱلصَّٰدِقِينَ ﴿ «что он правдив».
После этого пророк, да благословит его Аллах и приветствует, удалился, послав (кого-то) за (этой женщиной), что же касается Хиляля, то он явился (вместе с ней) и принёс (необходимые клятвы), пророк же, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Поистине, Аллаху известно, что один из вас лжёт, но принесёт ли кто-нибудь из вас покаяние?».
После чего (со своего места) поднялась (жена Хиляля) и стала приносить свои клятвы, но, когда она дошла до пятой, (люди) остановили её, сказав: «(Эта клятва) и в самом деле навлечёт (на тебя гнев Аллаха, если ты виновна)!».
Ибн ‘Аббас сказал: «После этого она запнулась и замолчала, а мы подумали, что она возьмёт свои слова обратно, но она воскликнула: “Я не покрою позором своё племя на всю (оставшуюся жизнь)!” — и продолжила клясться.
Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Смотрите за ней: если она родит (ребёнка) с чёрными глазами, большими ягодицами и толстыми ногами, значит, он — от Шарика бин Сахма”.
Когда же она и в самом деле родила такого ребёнка, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: « لَوْلَ مَا مَضَى مِنْ كِتَابِ اللهِ لَكَانَ لِي وَ لَهَا شَأْنٌ » “Если бы об этом уже не было сказано в Книге Аллаха, я бы подверг её (наказанию)!”».
Такой вариант хадиса приводится лишь у Бухари. Другие варианты передаются от ибн Аббаса и других.
Имам Ахмад (2/19) передаёт, что Сайд Ибн Джубайр сказал: «Я был спрошен об обоих проклявших друг друга (супругах) во время правления Ибн аз-Зубайра: «Следует ли разлучить их?».
Он продолжил: «А я и не ведал, что сказать и (поэтому) проследовал к жилищу сына Умара в Мекке и вот я сказал слуге: «Попроси для меня позволения войти!»
Тот ответил: «У него послеполуденный сон».
Но он услышал мой голос и спросил: 2Ибн Джубайр?»
Я ответил: «Да!»
Он сказал: «Входи, потому что, клянусь Аллахом, тебя в такой час могла привести только нужда».
Я вошёл, а он расстелился на тряпках и лежал на подушке, набитой пальмовым волокном. Я сказал: «Абу Абдур-Рахман, проклявшие друг друга... Следует ли разлучить их обоих?»
Он ответил: «Пречист Аллах! Да! Первым, кто спросил об этом, был такой-то, сын такого-то».
Он сказал: «О, посланник Аллаха, как ты думаешь, если мужчина застал свою жену с мужчиной за развратом, то, как ему поступить? Если он заговорит об этом, то тем самым заговорит о великом деле, а если умолчит, то умолчит о том же самом».
Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) промолчал и не ответил ему, но после этого тот пришёл к нему снова и сказал: «Та беда, о которой я тебя спрашивал пришла ко мне!»
И Аллах, Велик Он и Всеславен, ниспослал эти аяты в суре «Свет»: ﴾ وَٱلَّذِينَ يَرْمُونَ أَزْوَٰجَهُمْ ﴿ «А те, которые бросают обвинения в своих жён», и он зачитал ему эти аяты до слов: ﴾ أَنَّ غَضَبَ ٱللَّهِ عَلَيْهَآ إِن كَانَ مِنَ ٱلصَّٰدِقِينَ ﴿ «и поистине гнев Аллаха на ней, если он правдив». И наставил его, напомнил ему и сообщил ему, что наказание в ближнем мире легче наказания мира вечного.
Тот сказал: «Нет, клянусь Тем, Который воздвиг тебя с истиной — я не оболгал её!»
Затем он (Да благословит его Аллах и приветствует) позвал и её, наставил её, напомнил ей и сообщил ей, что наказание в ближнем мире легче наказания в мире последнем. Та сказала: «Нет, клянусь Тем, Который воздвиг тебя с истиной — он конечно лжёт!»
И начал он с мужчины и тот свидетельствовал четырьмя свидетельствами Аллахом, что конечно же, он говорит правду. А пятое, что проклятие Аллаха на нем, если он был из лжецов.
Затем он обратился к женщине, и она свидетельствовала четырьмя свидетельствами Аллахом о, том, что он лжет, а пятое, что гнев Аллаха над ней, если он говорит правду. Затем он разлучил их обоих».
Ан-Насаи приводит хадис в своём тафсире (11/357). Хадис также приводится в двух «Сахихах» [Бухари 5312, Муслим 1493]
Имам Ахмад (1/421) передаёт со слов Алькамы, что АбдуЛлах сказал: «Вот, мы (находимся) в ночь на пятницу в мечети и вдруг приходит мужчина, из числа ансаров и говорит: «Если мужчина застанет со своей женой чужого мужчину и заговорит об этом, то вы его же и высеките. Если он убьёт его, то вы его казните, а если он промолчит (об этом), то себе во вред. Клянусь Аллахом - я обязательно спрошу Посланника Аллаха (об этом)!»
А на следующий день, он пришёл к Посланнику Аллаха, (Да благословит его Аллах и приветствует) и обратился к нему, сказав: «Если мужчина застанет свою жену с мужчиной и заговорит об этом, то вы его же и высеките, если он убьёт его, то вы его казните, а если он промолчит, то промолчит себе во вред. О, Аллах! Рассуди». И принялся молить.
Тогда снизошёл аят о взаимном проклятии: «А те, которые бросают (в) своих супруг (обвинение) и нет за них свидетелей, кроме них самих...» Этими аятами и был испытан тот мужчина посреди людей!
И пришёл он со своей женой к Посланнику Аллаха, и те оба прокляли друг друга — мужчина свидетельствовал четырьмя свидетельствами Аллахом, что он из правдивых, а затем пятое, о том, что проклятие Аллаха на нем, если он из лгущих.
Затем она собралась сделать то же самое, но Посланник Аллаха, сказал ей: «Остановись!» Но она воспротивилась и произнесла слова (проклятия). Когда они оба ушли, он произнёс: ‘‘Наверное, она родит чёрного, кудрявого’’. И она родила чёрного, кудрявого».
Имам Ахмад (5/334) передаёт, что Сахль бин Са‘д, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) ‘Уваймир пришёл к вождю (племени) Бану ‘Аджлян ‘Асиму бин ‘Ади, да будет доволен Аллах ими обоими, и сказал: “Что вы скажете о человеке, который застал свою жену с другим мужчиной? Следует ли (мужу) убить его, после чего вы убьёте его самого? Или как (он должен) поступить? Спроси об этом для меня у посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует”.
После этого ‘Асим явился к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “О посланник Аллаха!” — (и изложил ему суть вопроса), однако эти вопросы не понравились посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
Когда ‘Уваймир спросил (‘Асима о том, что ответил пророк, да благословит его Аллах и приветствует), он сказал: “Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не понравились такие вопросы, и он выразил своё порицание”.
Тогда ‘Уваймир воскликнул: “Клянусь Аллахом, я не успокоюсь, пока сам не спрошу об этом посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует!” — после чего пришёл (к пророку, да благословит его Аллах и приветствует,) и сказал: “О посланник Аллаха, (допустим, что) человек застал свою жену с другим мужчиной. Следует ли (мужу) убить его, после чего вы убьёте его самого? Или как (он должен) поступить?”
(На это) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Аллах ниспослал (айат в) Коране о тебе и твоей жене”, после чего велел (‘Уваймиру и его жене) призвать друг на друга проклятие /муля‘ана/, как было велено Аллахом в Его Книге, и (‘Уваймир со своей женой) сделали это.
Затем (‘Уваймир) сказал: “О, посланник Аллаха, если я оставлю её, то буду её обижать”, а потом он развёлся с ней, и это стало обычаем для тех супругов, которые проклинали друг друга.
А после этого посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: أَبْصِرُوهَا فَإِنْ جَاءتْ بِهِ أَسْحَمَ أَدْعَجَ العَيْنَيْنِ عَظِيمَ الأَلِيَتَيْن فَلَ أَرَاهُ إِ قَدْ صَدَقَ وَإِنْ جَاءتْ بِهِ أُحَيْمِرَ كَأَنَّهُ وَحْرَةٌ فَلَ أَرَاهُ إِ كَاذِبًا “Смотрите, если (жена ‘Уваймира) родит чёрного (ребёнка) с чёрными глазами, большими ягодицами и толстыми ногами, то я буду считать, что ‘Уваймир сказал о ней чистую правду, а если она родит краснокожего ребёнка, который будет похож на Вахару, я буду считать, что ‘Уваймир оклеветал её”.
А потом она родила ребёнка, отличавшегося такими внешними признаками, которые назвал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказав, что это послужит доказательством правоты ‘Уваймира, после чего его происхождение относили только к его матери».
Хадис приводится в двух «Сахихах» и других сборниках «Сунан» [Бухари 5259, Муслим 1492, Абу Дауд 2245, ан-насаи 6/143, ибн Маджах 2066.]
(Конец цитирования имама ибн Касира).
8 Если человек узнал, что его жена совершила прелюбодеяние, действителен ли их никах?
Сказал имам Харб аль Кирмани:
«Я сказал Ахмаду Ибн Ханбалю: "Человек увидел свою жену (делающую прелюбодеяние) с другим мужчиной?"
Он сказал: "Она не становится запретной для него, однако я не считаю, что ему следует продолжать удерживать подобную женщину".»
Источник: "Масаиль Харб аль Кирмани", стр. 249.
Сказал имам Ибн Кудама:
«Если жена человека совершила зина, или муж женщины совершил зина, то никах не становится автоматически недействительным из-за этого, и нет разницы это произошло до уединения мужа и жены или после. И это слово почти всех ученых, это говорят Муджадид, Ата (ибн Раббах), Ибрахим ан Нахаи, Суфьян ас-Саури, аш Шафии, Исхак, и приверженцы суждений по своим мнениям.
Однако Ахмад назвал желательным для мужчины развести жену если она сделала зина, и сказал: "Я не считаю, что ему стоит удерживать такую женщину".
И это потому, что он не в безопасности от того, что она испортит его постель, и родит ему ребенка, который на самом деле не будет его сыном.»
Источник: "Аль Мугни", 15/174.
9 Его жена совершила прелюбодеяние дважды с христианином; следует ли развестись с ней? Если она откажется от религии, то будет ли грех на мужчине?
Вопрос: «Мужчина хочет развестись с женой, после того как она во второй раз совершила прелюбодеяние с христианином. Он простил ее в первый раз и затем, во время путешествия, она совершила прелюбодеяние во второй раз с другим христианином. В этот раз муж хочет развестись с ней, потому что он учитель и опасается за свою репутацию. Но он боится, что в случае развода женщина оставит Ислам и вернется в христианство. Она также не носит хиджаб, но совершает молитву и пост. У них взрослые дети. Пожалуйста, дайте совет. Муж не хочет быть ответственным за то, что жена оставит Ислам.»
Ответ:
Вся хвала Аллаху.
Во-первых:
Если женщина упорствует в совершении аморальных поступков и не кается в этом и не оставляет их, даже если совершаемое ею не является прелюбодеянием, например, если она поддерживает связь с этим христианином или другим, то нельзя мужу быть с ней, потому что это разновидность даюс, и даюс является великим грехом, согласно сообщению переданным Насаи (2562) от АбдуЛлаха ибн Умара (мир ему и благословения Аллаха), который сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «На троих не посмотрит Аллах в День Воскрешения: тот, кто плохо обходится с родителями, женщина уподобляющаяся мужчинам, и не ревнующего»
Оценен как сахих шейхом Альбани в Сахих ан-Насаи.
Не ревнующий – тот, кто позволяет греховное поведение в своей семье.
Шейх уль-Ислам ибн Теймия был спрошен о том, кто, придя домой, увидел в нем чужого человека вместе с женой, и он, отдав жене должное развелся с ней талаком, но затем он вернул ее и помирился с ней и услышал, что она была с не махрам мужчиной.
Он ответил:
В хадисе от Пророка (мир ему и благословения Аллаха) сказано, что когда Аллах создал Рай, то сказал: «Клянусь своей славой и величием, не войдет в тебя скупец, лжец и не ревнующий»
Не ревнующий тот, кто не обладает ревностью или гордостью.
В Сахихе передано, что Пророк (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «Верующий обладает ревностью (гира) и у Аллаха есть ревность, и ревность Аллаха в том, что раб не должен делать то, что запрещено ему».
И Аллах сказал: «Прелюбодей женится только на прелюбодейке или многобожнице, а на прелюбодейке женится только прелюбодей или многобожник. Верующим же это запрещено»
Правильным мнением ученых является запрещенность женитьбы на занийа (женщине совершающей прелюбодеяние) пока она не покается. То же самое относится к случаю, если жена совершает зина: муж не имеет право быть с ней в этом случае; он должен оставить ее, иначе он будет относиться к категории не ревнующих (дуйус)».
Источник: Маджму аль-Фатава, 32/141.
Во-вторых:
Если женщина покаялась, решила начать с чистого листа и жить праведной жизнью, и она порвала все связи с этим не махрам мужчиной, то муж может оставить ее, и возможно Аллах вознаградит его за хорошее отношение и за скрытие грехов.
Мы указывали, что нельзя ему оставлять ее женой, если она совершила зина, и не покаялась в этом искренне, и мы говорили, что если она покается и вернется, то он может оставить ее и скрыть ее грех, если у него хватит на это терпение.
Мы говорили о дозволенности удержать ее, если она покается, но это не является для него обязательным. Решение лежит за ним. В любом случае, он может оставить ее, потому что прелюбодеяние относится к отвратительным поступкам и большинство людей не могут простить этого.
И если он развелся с ней, тогда он не несет ответственности за ее грехи, и если она вышла из Ислама, то только она ответственна за это, потому что она является дееспособной и в здравом уме; если она совершает благое, то это для нее, и если они совершает плохое, то это против нее.
Мы просим Аллаха защитить мусульман от всех испытаний, зла и беспорядков.
И Аллаху известно лучше.
📖 Источник: Сайт Islam Q&A фатва № 162851.
10 Бывшая жена призналась ему, что его дети от другого мужчины. Что ему делать?
Вопрос:
«Бывшая жена более трех раз сказала мне, что я не прихожусь отцом наших детей. Она назвала мне имя другого мужчины. Доказательства тому, что я говорю, имеются. Это подтверждается её действиями в то время, когда мы были женаты. Она, несмотря на мои многократные попытки, отказалась записать их на меня.
Еще более подтверждает это то, что у нее уже было двое детей от предыдущего мужа, и она не видит ничего плохого в том, чтобы записать их на имя отца. Она призналась мне, что совершала прелюбодеяние.
Что мне делать? Должен ли совершить обряд ли‘ан в подобном случае? Имею ли я какие-либо права и обязанности перед этими детьми? Или мне следует отказаться от них?
После развода я проживаю далеко от них и не общаюсь с ними… Эти признания появились уже после развода, и я не понимаю в чем их смысл…
И не знаю, что мне делать. Не знаю, являются ли эти дети моими или нет? Следует ли мне удостовериться в этом или оставить этот вопрос полностью? Прошу вашего совета.»
Текст ответа:
Хвала Аллаху.
Шариат оберегает родство, поэтому подтверждает его при наличии даже малейшего повода, но он строг в вопросах их отрицания.
Аш-Ширази сказал: «Оберегается подтверждение, но не отрицание родства. Поэтому, если появился младенец, который может быть сыном определенного человека, а может им и не быть, то он приписывается к отцу из предосторожности, что он может быть его. В то же время родство из предосторожности не отрицается.» (См. аль-Мухаззаб. Т. 3. С. 84).
Шариат постановил, что ребенок принадлежит ложу (то есть приписывается законному супругу – прим. пер.). Это подтверждает хадис пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Ребенок принадлежит ложу, а прелюбодей не имеет права (на ребенка)». (аль-Бухари № 2053, Муслим № 1457).
Таким образом, дети, которых Ваша жена родила, будучи Вашей женой, приписываются Вам и считаются Вашими детьми.
Ваше родство с детьми не может отрицаться только на основании слов матери.
Что касается взаимного проклятия супругов /ли‘ан/, то для того, чтобы отречься от детей, Вы делать не обязаны. Однако если Вы больше склонны верить, что женщина говорит правду, то в этом случае Вы можете прибегнуть к взаимному проклятию и отречься от родства с детьми.
В то же время Вы можете и не делать этого, считая их собственными детьми, так как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ребенок принадлежит ложу…»
В фетвах Постоянного Комитета сказано:
«Если замужняя женщина совершила прелюбодеяние, то ребенок приписывается ложу, как это подтверждает достоверный хадис.
И если супруг пожелает отречься от ребенка посредством взаимного проклятия, то он может сделать это перед шариатским судьей.»
(Фатауа-ль-ляджнати-д-даима. Т. 20. С. 339).
А Аллах знает лучше.
📖 Источник: Сайт Islam Q&A фатва № 220664.
О незаконнорожденных.
БисмиЛляхи Ррахмаани Ррахиим.