Гейновые эффекты
Гейновые эффекты (от англ. Gain – увеличение, рост) работают с уровнем громкости поступающего сигнала. К ним относятся любимые рок-гитаристами Overdrive, Distortion и Fuzz.
Overdrive – эффект, базирующийся на плавном ограничении звукового сигнала по амплитуде. По сути, он имитирует перегруженный ламповый усилитель. Звук получается теплый, объемный, довольно натуральный и очень динамичный – чем сильнее вы ударяете по струнам, тем более искаженный звук получаете.
У кого можно услышать: Зак Вайлд (Ozzy Osbourne), Стив Вай (Whitesnake, Ozzy Osbourne), Джимми Пейдж (Led Zeppelin).
Distortion, в отличие от овердрайва, основывается на резком ограничении сигнала по амплитуде. В результате мы имеем звук мощный, резкий, насыщенный и гораздо менее натуральный.
У кого можно услышать: Курт Кобейн (Nirvana), Крист Новоселич (Nirvana, Flipper), Дэйв Наварро (Red Hot Chili Peppers, Nine Inch Nails).
Fuzz. Если овердрайв и дисторшн имитируют звучание перегруженного лампового усилителя, то фузз – скорее транзисторного. При этом звук искажается до неузнаваемости, становится в определенной мере синтетическим и имеет характерный жужжащий призвук.
У кого можно услышать: Джо Бонамасса (Black Country Communion), Дэвид Гилмор (Pink Floyd), Джими Хендрикс (The Jimi Hendrix Experience).
Динамические гейновые эффекты
Динамические гейновые эффекты, в отличие от просто гейновых, по-разному считывают поступающий сигнал в зависимости от его громкости и соответствующим образом его обрабатывают. В эту группу можно отнести Compressor, Limiter, Volume Pedal, Booster и Noise Gate.
Compressor и Limiter выравнивают поступающий сигнал по динамическому диапазону в рамках заданных пороговых значений: компрессор увеличивает громкость тихих нот, а лимитер, наоборот, делает громкие ноты тише. Кроме того, при помощи компрессора можно увеличить общую громкость сигнала и добавить ему сустейна. Все это позволяет получить яркий, сочный звук.
У кого можно услышать: Брюс Спрингстин (The E Street Band), Джек Уайт (The White Stripes), Эл Ди Меола (Return to Forever).
Volume Pedal используется для плавной регулировки громкости сигнала перед или после его обработки различными эффектами. Педаль громкости поможет вам, например, создать эффект нарастания/затухания звука или же просто сделать вашу гитару громче, чтобы во время соло она звучала более выразительно.
У кого можно услышать: Мэттью Бэллами (Muse), Дейв Грол (Foo Fighters), Эд О’Брайен (Radiohead).
Booster схож с Volume Pedal. Однако, в отличие от педали громкости, бустеры могут не только регулировать общую громкость сигнала, но и “вытягивать” отдельные частоты, причем не меняя оригинальную окраску звука. Есть и чисто конструктивное отличие – педаль громкости представляет собой именно педаль, в то время как бустер обычно включается футсвитчем.
У кого можно услышать: Тони Айомми (Black Sabbath), Пол Гилберт (Mr. Big), Джон Норум (Europe).
Noise Gate блокирует все звуки, лежащие за пределами заданного порогового значения, не давая им поступать на усиливающую аппаратуру. Таким образом, можно избавиться от различных нежелательных шумов – наводок в контурах звукоснимателей, гула случайно задетых струн, фона от самих эффектов и т. п.
У кого можно услышать: Фредрик Окессон (Opeth), Тосин Абаси (Animals as Leaders), Пол Стенли (Kiss).
Модулирующие эффекты
Модулирующие эффекты, или эффекты реального времени, дублируют поступающий сигнал, видоизменяя созданные копии и смешивая их с исходным сигналом. К данным эффектам относятся Chorus, Flanger, Reverberator, Delay, Tremolo, Vibrato, Phase Shifter, Pitch Shifter и Rotating Speakers.
Chorus имитирует звучание нескольких гитар сразу. Достигается такой эффект за счет наложения на исходный сигнал его же копий, воспроизводимых с задержкой и нередко измененных по темпу и высоте. В итоге мы имеем очень объемный и насыщенный звук.
У кого можно услышать: Брайан Мэй (Queen), Карлос Сантана (Santana), Эрик Клэптон (Cream, The Yardbirds).
Flanger схож с хорусом. Разница заключается в том, что у флэнжера более короткое время задержки дублирующего сигнала, и есть обратная связь. Благодаря этому звук получается плавным, летящим и “психоделическим”.
У кого можно услышать: Эдди Ван Хален (Van Halen), Том Делонг (Blink-182), Рэй Торо (My Chemical Romance).
Reverberation – еще один эффект, схожий с хорусом. Как и хорус, копирует исходный сигнал и воспроизводит его с задержкой, однако копии при этом звучат менее интенсивно, чем исходник, так что в результате наложения сигналов создается не мультиинструментальность, а эффект эха в пустом помещении. Реверберация может имитировать звучание гитары в помещениях с различными акустическими характеристиками, например, в маленькой комнате или большом концертном зале.
У кого можно услышать: Гэри Мур (Gary Moore Band), Брайан Уэлч (Korn), Патрик Стамп (Fall Out Boy).
Delay, по сути, является той же реверберацией, вот только четкость сигналов-копий у него выше, а длительность задержки значительно больше – не менее 50 мс. Благодаря этому создается равномерный звуковой фон – своеобразная “подложка”, которая хорошо подчеркнет соло-партию.
У кого можно услышать: Ноэл Галлахер (Oasis), Том Морелло (Rage Against the Machine), Джо Сатриани.
Tremolo быстро с определенной периодичностью изменяет громкость поступающего сигнала в рамках заданного диапазона. В итоге мы имеем как бы “пульсирующий” звук. Данный эффект нередко путают с эффектом Vibrato, однако, в отличие от тремоло, вибрато изменяет не громкость сигнала, а высоту звучащей ноты.
У кого можно услышать: Миша Мансур (Periphery), Джо Перри (Aerosmith), Билли Джо Армстронг (Green Day).
Phase Shifter (фазовый сдвиг) также называют фазовым вибрато. Исходный сигнал расщепляется на два потока, сигнал-копия проходит через фильтр, где определяются его минимумы и максимумы и произвольно смещаются по фазе. После этого копия смешивается с исходником. В результате получается специфичный “свистящий” звук.
У кого можно услышать: Кит Ричардс (The Rolling Stones), Джеймс Хетфилд (Metallica), Мартин Гор (Depeche Mode).
Pitch Shifter представляет собой группу эффектов, которые изменяют высоту тона в сигнале-копии, после чего смешивает его с сигналом-исходником. К питч-шифт-эффектам относятся Octaver, Harmonizer и Whammy. Octaver добавляет сигнал-копию, пониженный или повышенный на интервал, кратный октаве; Harmonizer – на свободный интервал в заданной тональности; Whammy же имитирует работу рычага тремоло, позволяя изменять высоту тона сигнала-копии в режиме реального времени.
У кого можно услышать: Джо Перри (Aerosmith), Адриан Смит (Iron Maiden), Марти Фридман (Megadeth).
Rotating Speakers (Leslie) эмулирует вращение динамиков на различной скорости. Звуковые волны, исходящие из вращающихся динамиков, распространяются по всему помещению, многократно и с различной задержкой отражаются от его стен и накладываются друг на друга. В результате получается гулкий, объемный звук, богатый различными оттенками.
У кого можно услышать: Алекс Тёрнер (Arctic Monkeys), Майк Эйнзигер (Incubus), Майк Маккриди (Pearl Jam).
Тоновые эффекты
Тоновые эффекты, по сути, являются фильтрами – они позволяют изменить насыщенность определенных частот перед выводом сигнала на усилитель или другой эффект цепочки. Тоновая окраска сигнала при этом меняется, а вот его общий уровень остается прежним. К данной группе эффектов относятся Equalizer и Wah-Wah.
Equalizer делит сигнал на частотные диапазоны (полосы), позволяя изменять их характеристики в широких пределах. Вы можете, например, усилить верхние частоты, сделав их более яркими и выразительными, или же добавить басов, чтобы “раскачать” композицию. Количество полос варьируется от 3 до 10, и чем их больше, тем точнее настройка. Эквалайзер может быть графическим либо параметрическим. Графический эквалайзер имеет фиксированную ширину полос, слайдеры-регуляторы, а также (в некоторых моделях) дисплей, на котором в виде графика выводятся данные о сигнале, благодаря чему можно визуально отследить вносимые изменения. Параметрический эквалайзер, в отличие от графического, позволяет менять ширину полос, а также смещать их середину. Таким образом, регулировка получается более детальной – вы не привязаны к конкретному диапазону частот и можете корректировать только те частоты, которые вам необходимы.
У кого можно услышать: Билли Гиббонс (ZZ Top), Мик Томсон (Slipknot), Чед Крюгер (Nickelback).
Wah-Wah, или “квакушка”, по сути, является тем же эквалайзером, но изменяющим частотный диапазон в режиме реального времени. При нажатии на педаль одни частоты усиливаются, а другие срезаются, в результате получается колеблющийся звук, похожий на “вау-вау”. Отпустив педаль, вы возвращаетесь к исходному звуку. С разной скоростью и силой нажимая на педаль и отпуская ее, можно сделать звучание более динамичным.
Существует также разновидность данного эффекта – Auto-wah. Здесь изменение частотного диапазона не зависит от педали (в авто-вау ее просто нет), а происходит автоматически в соответствии с заданными настройками.
У кого можно услышать: Кирк Хэмметт (Metallica), Джон Петруччи (Dream Theater), Слэш (Guns’N’Roses).
Как видите, гитарных эффектов существует огромное количество. Какие выбрать и в какой последовательности их подключать – решать только вам. Так что экспериментируйте и ищите свое уникальное звучание. Успехов!
Комментарии 7