Вторым событием из детства Иисуса Христа было принесение Его сорокодневного от рождения во храм Иерусалимский.
В народе еврейском во времена ветхозаветные все перворожденные дети мужеского пола, по заповеди Божией, должны были посвящаться на служение Богу. Эта заповедь Божия дана была по случаю чудесного избавления от смерти первенцев Еврейских при выходе Евреев из Египта.
Избранный народ Божий, изнемогая под Египетским игом, в молитвенном вопле взывал к Богу отцов своих о своем освобождении. Господь, услышав этот вопль, внушил Моисею требовать от фараона освобождения народа еврейского. Но когда ни кроткие убеждения его, ни видимое предстательство Божие за Евреев не тронули сердца фараона, тогда Всемогущий Господь, желая наказать ожесточенное упорство фараона и явить милость Свою к избранному народу Своему, чудесным образом поразил смертью всех первенцев египетских, пощадив при этом всех первенцев Еврейских (Исх. 13: 12–16). В благодарность Богу за спасение своих первенцев, евреи и должны были отдавать их Богу на служение при скинии (Исх. 13: 2).
Впоследствии вместо первенцев Господь избрал Себе одно колено Левиино, которое и служило Ему при скинии, а затем и храме. А перворожденные младенцы мужского пола в сороковой день обыкновенно приносились в храм Иерусалимский. Здесь они искупались все, кроме младенцев из колена Левиина, от служения Богу особою платою, которая состояла из пяти сиклей серебра и поступала на содержание служащих при храме (Числ. 3: 47; 18: 16; Исх. 13: 13). Еврейский сикль равняется четырем драхмам, а драхма = 22 ½ коп. серебра, отсюда сикль = 90 коп. Следовательно цена выкупа за первенца мужского пола равняется на наши деньги 4 р. 50 к.3 Выкуп производился и за младенцев женского пола и равнялся 3 сиклям еврейским, на наши деньги 2 р. 70 коп.
Кроме положенной платы за младенца, в сороковой день по рождении мать его должна была и за себя приносить в храм очистительную жертву. Богатые матери обыкновенно приносили в жертву Богу годового ягненка, а бедные – пару горлиц или двух птенцов голубиных (Лев. 12: 6 – 8). Эта очистительная жертва исходила из того, что, по закону еврейскому, женщина, после рождения младенца, считалась нечистою в продолжении сорока дней. В эти дни, называвшиеся днями очищения, она не должна была приходить ко храму, участвовать в общественном богослужении и прикасаться к чему либо священному. По истечении этого срока, она являлась в храм и приносила очистительную жертву (Лев. 12). На основании выше изложенного закона еврейского Пресвятая Богородица вместе с обручником Своим Иосифом в сороковой день приносит во храм Своего Первенца, чтобы представить Его пред Господом и принести за Него положенный выкуп, а за Себя – жертву Богу. «До этого времени святое семейство в продолжении 40 дней пребывало в вертепе, где родился Спаситель»4.
«Когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его во Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужскаго пола разверзающий ложесна (новорожденный), был посвящен Господу» (Лк. 2: 22 – 23).
Такая причина и цель закона о первенцах явно нисколько не касалась Великого Первенца Марии. Как Сын Божий, Он свободен был от законов человеческих. Но, как пришедший на землю не нарушит закон, а исполнить, то он и исполняет его со всею точностью.
И хотя Пресвятая Дева, родивши Христа наитием Св. Духа без всякой болезни, не только не имела обыкновенной рождающим женщинам нечистоты, но еще более очистилась, родивши воплотившегося от Нее Сына Божия; однако, чтобы явиться точною исполнительницею закона, пришла очиститься, не требующая никакого очищения. Пресвятая и Непорочная, сделавшись Матерью Господа, освятилась рождением Его, «яко нескверная, неблазная, нетленная и Пречистая Дева»5.
Мать Господа всей вселенной по своему глубочайшему смирению, не гордясь нетленною Своею чистотою, стала, как будто нечистая, на месте нечистых женщин пред дверьми храма, держа на руках Богомладенца Иисуса Христа6.
Преблагословенная Мария принесла Своего Первенца во храм Иерусалимский и, исполняя полностью закон еврейский, явилась с положенною жертвою за Себя, чтобы священник принес молитву Богу о Ея очищении.
«Чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных» (Лк. 2: 24).
Принесла жертву Богу, но жертва Марии была не такова, какую приносили люди богатые. Жертва Марии была жертвою убогих и состояла из двух птенцов Но недостаток внешнего вида жертвы восполнялся внутренним настроением Принесшей: то, чего недоставало для этой смиренной жертвы в ценности, с избытком было вознаграждено чувствами чистейшей души Богоматери. Св. Димитрий Ростовский представляет Марию при этом случае говорящею Богу Отцу такие слова: «се Сын Твой, Отче предвечный! Се Сын Твой, Котораго Ты послал воплотиться от Меня для спасения человеков! Ты родил Его прежде веков без матери; а Я, по Твоему благоволению, родила Его без мужа! Се единственный плод Мой, зачатый во Мне Духом Твоим Святым; и Ты один ведаешь, как Он произошел от Меня! Он Мой Первенец; но Твой первейший, Тебе единосущный и собезначальный, сошедший от Тебя, но не отшедший от Божества Твоего! Приими же Первенца Твоего, с которым Ты сотворил века и повелел, возсиять свету! Приими воплотившееся от меня Слово Твое, которым Ты утвердил небеса, поставил землю и собрал воды морей! Приими Сына Твоего, от земной матери Его! Устрой Его и Меня по воле Твоей Святой, и да искуплен будет Его плотию и кровию весь род человеческий»7.
В храме Иерусалимском, как единственном в то время святилище, в часы молитв и жертвоприношений собиралось много народа. И в то время, когда Пресвятая Дева с обручииком Своим Иосифом принесла сюда своего Божественного Младенца, дворы храма наполнены были толпами молящихся, среди которых находились праведный Симеон и пророчица Анна.
Иосиф и Мария, повинуясь закону, пришли в Иерусалим с Младенцем Иисусом наряду с другими родителями, не богатыми, но бедными. Бедность не позволила им даже принести в жертву овна, а принесли они две горлицы, или двух птенцов голубиных. По-видимому, все было обыкновенно, и ничто не отличало святого семейства от других бедных семейств, пришедших во Иерусалим для исполнения того же долга. Но не так совершилось на самом деле. Как в Вифлееме пастухи и восточные волхвы, или мудрецы, наставленные чудесным образом, явились проповедниками славы дивного рождества единородного Сына Божия, благоволившего облечься в естество человеческое: так и в Иерусалиме Бог приготовил проповедников великого таинства. Праведный Симеон и пророчица Анна возвещают, о тайне, проповедуют наступление спасения, и прославляют Иисуса, Спасителя мира.
«Тогда Был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был в нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк. 2: 25–26).
В то время, когда Пречистая Дева Матерь предстала в храме для исполнения того, что следовало по закону очищения и искупления первородного, пришел сюда и убеленный сединами старец Симеон, как – бы представлявший в лице своем Ветхий Завет, столь пламенно ожидавший пришествия Мессии. Имя Симеон означает услышание (Быт. 29: 33).
Евангелие не указывает, какому званию принадлежал Симеон; но основываясь на том, что он принял в храме младенца Иисуса на свои руки, и при этом восхвалил Бога и благословил Марию и Иосифа (Лк. 2: 28 – 34), можно полагать, что он был один из священников Иерусалимского храма. В церковных песнопениях он называется «священнодетелем»8, «священником»9, даже «святителем»10, «приносившим законныя жертвы»11 и «очищавшим кровными жертвами люди Израилеве»12. Но Евангелие, умолчав о звании Симеона, изображает нравственные качества его, говоря, что, он был человек «праведный и благочестивый», (Лк. 2: 25), исполнял все обязанности в отношении к Богу и ближнему и имел живую веру в грядущего Избавителя, с нетерпением ожидая дня Его пришествия; почему и сделался избранным сосудом Святого Духа: «Дух б Свят в нем» (Лк. 2: 26). Подобно другим ветхозаветным праведникам (Евр. 11: 13), Симеон готовился умереть с верою в непреложность обетований Божиих; но Дух Святой возвестил ему лучший жребий, что он не умрет, не увидев Христа Господня (Лк. 2: 26).
Старец Симеон был человек праведный, благочестивый, исполненный даров Св. Духа, глубоко понимающий Св. Писание, и всем сердцем ожидавший обещанного Избавителя мира. Он ожидал первого пришествия Христа подобно тому, как истинные христиане, исполненные благодати Св. Духа, ожидают второго страшного пришествия Христа, когда Он со славою придет судить живых и мертвых и воздаст каждому по делам его. И вот в награду за это ожидание и святую благочестивую жизнь Симеона, ему обещано было Духом Святым, что он не увидит смерти до тех пор, пока не увидит Христа Господня.
Древнее Церковное предание свидетельствует, что Симеон получил это обещание за 270 лет до Рождества Христова при следующих обстоятельствах.
Египетский царь Птоломей Филадельф, по совету знаменитого Димитрия Фалерского, своего библиотекаря, пожелал собрать в свою библиотеку (Александрийскую) священные книги всех народов, а следовательно и еврейские, но только переведенные с еврейского на греческий язык. Еврейский первосвященник, исполняя доброе желание царя, отправил ему все книги на своем родном языке, а для перевода их на греческий язык послал туда – же семьдесят два переводчика или толковника (по шести человек с каждого колена). В числе этих семидесяти переводчиков свящ. Писания Ветхого Завета с еврейского языка на греческий и был праведный Симеон. Ему пришлось, между прочим, переводить книгу Исаии. Переводя эту книгу, он обратил внимание на то место в ней, где сказано: «се Дева во чреве приимет и родит Сына» (Исаии 17: 14). Считая слово – «Дева» ошибочным, могущим ввести в заблуждение, он хотел выскоблить слово – «Дева» и написать слова – «замужняя жена». Но вдруг пред ним явился Ангел Господень и, удержав его руку, сказал: «верь написанному, ты сам увидишь исполнение этих слов, и не умрешь, пока не узришь Христа Господа, рожденного от чистой Девы!»13. Симеон уверовал словам Ангела и Пророка и, предавшись, весь делам благочестия, стал с радостным нетерпением ожидать пришествия в мир Христа Спасителя.
Обещано видеть Господа, рожденным от Девы, но не сказано–как, когда и где? Это, вероятно, потому, чтобы и вера и упование старца не ослабли, но постепенно увеличивались, дабы он достойным образом мог встретить Христа. Можно судить, чем сделалась после этого жизнь для Симеона, прожившего весь предел земной жизни, уставшего от жизни, исполненной множеством своих и народных испытаний; загорается у него сильнее, чем когда – либо, живая надежда избавления; с каждым часом он ожидает явления в мир давно желанного Мессии, с каждым восходом солнца старец ожидает востока с высоты, а с каждым заходом – вспоминает о своем западе и чем ближе к концу склоняется его жизнь, тем живее и напряженнее становится его ожидание. Когда Иисус был принесен в 40-й день Св. Девою во храме, то Симеон, будучи уже тогда 360 лет, как говорить предание, пришел во храм по внушению Св. Духа.
Пришел Симеон по вдохновению в храм. И когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взяв Его на руки, благословил Бога и сказал» (Лк. 2: 27, 28).
Праведный Симеон в это время жил за городом, в предместии Иерусалима; по старости лет и слабости здоровья он уже не посещал храма, как раньше, но по внушению Духа Божия сегодня собирается с последними силами, идет в храм для встречи Богомладенца Иисуса, так как он получил откровение, что Матерь Божия принесет Младенца в храм, чтобы представить пред Господа (Лк. 2: 22).
Исчезли немощь и старость: Симеон в храме ждет Владыку... Входят Иосиф и Мария с Богомладенцем на руках. Пресвятая Дева Мария, как и раньше мы уже сказали, остановилась пред дверьми храма, считая себя по закону нечистою. Но архиерей Захария, отец Иоанна Предтечи, которому Пресвятая Дева, при совершении им обряда очищения, отдала своего Сына, как бы Богу, поставил Пресвятую Деву с Младенцем в храме на месте девиц, как повествует об этом Свв. Григорий Нисский, Кирилл Иерусалимский и Андрей Критский. Когда же книжники и фарисеи, увидевши это, стали роптать на Захарию, то он сказал им: «всякое создание покоряется своему Создателю и исполняет Его волю; от Его всемогущества зависит устроить тварь, как Ему угодно и сотворить, чтобы Дева родила и по рождении осталась Девою; и так, как эта Мать и по рождении Своего Сына осталась чистою Девою, то я и поставил Ее на месте девиц»14. На эти убеждения книжники и фарисеи отвечали громким ропотом, но Захария не изменил своего намерения.
Видя эту картину, праведный Симеон на мгновение останавливается в немом благоговении пред чудным Младенцем, который сиял, как лучезарный столп на руках Своей Матери. Затем Боголепный старец Симеон, благословив Бога, берет Младенца себе на руки, он не целует Его, не ласкает Его, как делают обыкновенно с детьми: он держит Его только пред собою и с любовью и радостью смотрит на Него, потому что это его Спаситель, его утешение и мир. Он держит в своих старческих руках Того, Кого ожидал и желал видеть не только он, но и весь мир, все люди. Дух Святой открывает ему в сем Младенце обетованного Мессию, и святой, убеленный сединами старец, подобно лебедю, поющему свою последнюю песнь, объятый священным восторгом, произносит свой чудный предсмертный гимн.
«Ныне отпускаешь раба твоего Владыко, восклицает старец, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты у уготовил пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников, и славу народа Твоего, Израиля» (Лк. 2: 24 – 32).
Долго я ждал Тебя, как бы так говорил старец, желая зреть Твое пришествие, и вот наступил тот блаженный час, о котором Ты предсказал мне, Владыка жизни и смерти! Теперь нет уже более причин держать меня на земле; ровно как и для меня нет уже отныне более целей жизни, ибо главнейшая мною уже достигнута: я увидел Тебя, и теперь могу успокоиться! Обрадованный, иду я благовествовать радость праотцам и отцам моим, яко видесте очи мои спасение Твое! «Адаму известити хотяй, иду, во аде живущему и Еве принести благовестие»15. Я видел Того, Кого так пламенно желали видеть патриархи и цари наши (Иоан. 8: 56; Евр. 11: 13). Не блаженнее ли я всех их? Не блаженнее ли я и самого отца верующих, Авраама, который здесь же на горе Мориа видел только образ Христа Твоего (Быт. 22: 9)? Не блаженнее ли великого законодателя Моисея, который с горы Навав видел лишь страну (Втор. 34: 1), где надлежало явиться Тебе? А я в объятиях своих вижу не образ и не сень, а самое спасение Твое, еже еси уготовал пред лицом всех людей! О, если бы все люди познали, что это Тот, о котором Ты, Боже, говорил устами Св. Пророка Твоего: «дах Тя в завет рода, во свет языком, еже быти Тебе во спасение, даже до последних земли» (Исаи. 49: 6,42; 60: 3). О, всеблагий Отец светов! пред грядущим мне мраком смерти я вижу спасительный свет Твой: он воссиял здесь, но разольется по всему миру и осияет все народы; это свет во откровение языков, имеющий разогнать гибельную тьму их (Исаии 49: 9): он явит им Тебя, истинного Бога и Спасителя (Иоан. 1:18; 17:3) и, происходя из среды Тобой хранимого народа, послужить в славу людей Твоих – Израиля! От востока солнца и до запада, народы всех стран и колен отныне и до века ублажат патриархов наших, веровавших в грядущего Искупителя; прославят пророков, предсказывавших о пришествии Его; прославят и ублажат Пресвятую Матерь Твою; боголепно почтут и Твою, о Иегова, божественную вечную славу! Так Владыко Господи, я вижу теперь и осязаю жизнь и свет всего мира, славу Израиля и Утеху всех верующих. Чувствую, что, приложив это сокровище к моему сердцу, я соединился с ним духом; и потому нет уже для меня более жизни земной, а открыта жизнь новая бесконечная! Отпусти же, Владыко, раба Твоего по глаголу Твоему с миром!16
Какие чистые и возвышенные мысли о Спасителе высказывает в своем священном гимне праведный Симеон. Он видит в Младенце Иисусе Спасение или Спасителя людей не от внешнего рабства, но от, рабства дьяволу, – от грехов их. Он видит назначение сего спасения для всего мира; оно не ограничится одними Евреями, как думали сии последние; оно уготовано для всех людей. Предвидеть он и те блага, которые Мессия дарует людям. Он освободит их от заблуждений, суеверий и страстей, и просветит светом истинного Богопочтения. Видит в Нем и славу народа Израильского, так как Спаситель мира среди этого народа жил, учил, творил чудеса и из него же избрал апостолов – просветителей вселенной.
«Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем» (Лк. 2: 33). Но ни одно только радостное и утешительное из жизни Божественного Младенца возвестил праведный Симеон.
«И благословил их Симеон , и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, (и Тебе Самой оружие пройдет душу) да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2: 34 – 35).
«Зачем же ты, старец, спрашивает Св. Феодот Анкирский, мешаешь с веселым печальное? Доселе ты говорил о свете и славе, а теперь возвещаешь о падении и предсказываешь оружие для родившей? Да, отвечает Св. Отец церкви, все будет в свое время. Не все воспользуются спасением, принесенным на землю Божественным Сыном Твоим: для тех, которые, уверуют и последуют за Ним, Он будет восстанием от падения; для тех же, которые, по упорству во зле, отвергнут Его, Он послужит к конечному падению и гибели их»17.
Краткими, но многознаменательными словами Симеон предвещал Богоматери всю будущую жизнь Ее Сына. Сколько высоких мыслей, сколько глубоких чувствований, сколько благоговения возродилось в душе Богоматери при этих пророческих словах. Он еще Младенец, а праведный Симеон называет Его Ветхим деньми; Он еще слаб, а уже имеет власть живота и смерти! Он еще в пеленах, а Ему кланяются, яко Богу!
После слов, сказанных святым родителям Симеоном, являет присутствие свое во храме, престарелая пророчица Анна, которая также указывала многим на Богомладенца Иисуса, как на обетованного Мессию Христа.
Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Ассирова, достигшая глубокой старости, проживши с мужем от детства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подошедши, славила Господа и говорила о Нем всем ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк. 2: 36 – 38).
Вторым свидетелем столь дивного события явления в храм Иерусалимский Богомладенца Иисуса была пророчица Анна. Святая Анна пророчица, дочь Фануилова, происходила из колена Ассирова, которое отличалось богатством, силою и, вместе с тем, кротостью и миролюбием (Быт. 49: 20; Втор. 33: 24 – 25). От роду Анна имела 84 года и обладала даром пророчества. С мужем она прожила только семь лет, сохранив при этом для брака девство. Не довольно было евангелисту сказать: «проживши с мужем семь лет», но он прибавляет «от девства своего». Следовательно, в представлении евангелиста, образ Анны был еще возвышеннее от того, что она была чистою девою до брачного состояния.
Старая, слабая, Анна с трудом могла ходить во храм и однако земным отечеством ее был дом Божий; отечество небесное, вечное, которого ожидала душа ее с святым нетерпением, было еще впереди. Теперь она ждала величайшего, мирового события – явления во плоти своего Господа, Утехи Израилевой; она знала, что когда, наконец, придет Сын Божий во плоти, тогда Его узрят и обрящут в доме Божием, во храме. Посещая храм, куда стремилось сердце ее днем и ночью, она надеялась, хотя и на закате дней своих, встретит в нем Господа славы. Надежды ее оправдались. Приходит во храм согбенная от старости и постоянного поста старица, и ее сердце забилось. Сердце старицы еще раз сделалось юным, ее глаза заблистали, но руки дрогнули, по чему она и не берет в свои объятия Избавителя. Постигнув духом, кого видит пред собою, она славит Бога за исполнение древних обетований в слух Св. семейства, и не только здесь во храме, но и везде, где только были люди, жившие верою в Иисуса Христа и ожидавшие Его скорого явления для спасения людей.
В церковных песнопениях Св. Анна называется «всехвальною вдовою»18, «целомудренною, преподобною и старицею»19, «пророчицею»20, «непорочною и славною»21, «Богодухновенною»22.
«И когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею в город свой Назарет» (Лк. 2: 39).
Святое семейство с Божественным Младенцем Иисусом возвратилось из Иерусалима в город Вифлеем. А отсюда, избегая преследования Ирода, Иосиф, по откровению от Ангела, берет Младенца и Матерь Его и уходит в Египет (Мф. 2: 14).
Эта страна, бывшая некогда убежищем для детей Иакова, теперь поступила убежищем для Богомладенца, скрыв Его от убийц царя Ирода. После смерти Ирода, Господь воззвал Сына Своего из Египта (Мф. 11: 19 – 21), подобно тому, как Он раньше вывел сынов Израилевых из Египта и ввел их в землю обетованную. По возвращении из Египта Иосиф и Мария отправились в Галилею, в родной свой город Назарет (Лук, 2: 39), да сбудется реченное чрез пророков, что Он (Христос) Назореем наречется (Мф. 2: 23).
В этом то незначительном, но живописном городке и воспитывался Иисус Христос до тридцатилетнего возраста, преуспевая в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков (Лк. 2: 52). Здесь то в тиши семейной, вдали от шумной столичной жизни, вдали от земной и ложной учености, Иисус Христос готовился к великому служению, которое Он принял на Себя, как исполнение воли Отца Небесного.
Торжественная и чудная встреча Богомладенца Иисуса праведными Симеоном и Анною во храме Иерусалимском не могли не подействовать на помыслы, слышавших и видевших это евреев. Сама Пресвятая Дева Матерь и Св. Иосиф удивлялись, как говорит евангелист: «и бе Иисус и Мати Его чудящася о глаголемых о Нем» (Лк. 2: 33). Удивлялись Иосиф и Матерь Божия словам Симеона о предвечном Младенце не по незнанию своему, а по чувству глубочайшего благоговения к Богу, удостоившему Деву Марию быть Матерью Господа, а Иосифа попечителем Её. Не могли не удивляться произошедшему также и все присутствовавшие во храме. С одной стороны, торжественная в храме встреча Христа и пророческое приветствие Симеона, с другой стороны, явление в Иерусалиме восточных мудрецов, вопрошающих: где родившийся царь Иудейский (Мф. 2: 2)? наполняют молвой весь многолюдный Иерусалим; молва доходит до ушей царя Ирода. Все встрепенулось во Израиле, все впадают в тревогу от этого известия. Одни ищут рожденного Христа, чтобы принести дары, как Царю и Господу Своему, и поклониться Ему; другие встревожились Его явлением, ищут Его погубить, как, напр., Ирод царь.
Поднимаются среди евреев толки и суждения о рожденном Христе, об Его уничиженном рождении, противоречащем их духу и ожиданиям; результатом же всех суждений явилось и самое осуждение Иисуса Христа, чем всецело оправдалось пророчество Симеона. Земные мудрецы и ученые, каковыми были еврейские первосвященники и книжники, начали соблазняться о Нем, неправильно изъяснять писание о Его рождении и явлении миру; Ирод царь заражается ложным умствованием о Мессии книжников и фарисеев, впадает в тревогу за неприкосновенность и целостность царского трона, не медля принимается защищать свои права на царский трон и употребляет, для того грубую физическую силу, или насилие над невинным Младенцем: издает указ, отыскать и убить Его. Таким образом, этот Божественный Младенец, родившийся не для земного царствования, а для поднятия крестных мук, согласно ясному пророчеству Исаии (43: 53) и Давида (Псал. 21, 39, 40, 41), за грехи мира, становится еще в пеленах повитый на падение многих во Израиле, и в предмет противоречия, как сказал праведный Симеон. Пришедший Мессия, вместо общей радости и благих надежд на спасение, становится для Евреев предметом противоречия, и чрез то на падение многих.
А это изгнание Богомладенца в чужую землю, вместе с Матерью, эта вражда против Ее Сына от колыбели до гроба от сильных мира сего, это поругание Его первосвященниками – Анною и Каиафою, царем Иродом (Иоан. 18; Лк. 23), это предание Его на смерть самую позорную и ужасную, «это терние венца Его, гвозди, копие, Его прободающее, Его раны. Его болезненный вопль и умирающий взор»23, не это ли тот меч для пречистой и любящей души Богоматери, который имел пройти ее душу насквозь. «И Твое сердце, Нетленная, оружие пройдет, Симеон Богородице провозгласи, на кресте зрящи Твоего Сына»24, поется в церковных песнопениях.
Даже и тогда, когда свет славного воскресения Христова озарил мир, и проповедь Евангелия, подобно волнам моря, быстро и неудержимо развилась в концы вселенной, Преблагословенной Марии неоднократно приходилось проливать слезы по тому или другому случаю, каковы например: гонение, воздвигнутое на юную Церковь Христову, убиение первомученника Стефана, смерть Иакова, брата Иоаннова, Ее родственника, убитого Иродом и другие. Поистине слова Богоприимца Симеона тогда, быть может, не для всех слышавших понятные, впоследствии были объяснены вполне земною жизнью Спасителя.
После события Сретения Господня св. Симеон вскоре скончался, имея от роду более 360 лет.
По народному верованию св. Симеону Богоприимцу молятся о здоровье младенцев.
Из рассмотрения события Сретения Господня нельзя не видеть чудного примера смирения и послушания закону Божию, уставам и предписаниям закона со стороны Богомладенца. Сам законодатель, Сам Ветхий деньми, давший древле на Синаи закон Моисею, «днесь Младенец видится и, закон исполняя, в храм приносится». Тот, Который устами псалмопевца Давида взывал: к Тебе привержен есть от чрева Матери Моея (Псал. 21: 119), приносится для особого посвящения Господу. Тот, которому надлежало освятить и искупить всех людей, был Сам прежде посвящен Богу и искуплен, положенным законом выкупом.
По примеру Спасителя нашего, принесенного в сороковой день во храм Иерусалимский, и каждый из нас сорокадневным от рождения приносился в храм, и этот священный обряд называется воцерковлением. Чрез воцерковление новорожденный представляется св. Церкви и вводится в нее, как новый ее член. Для этого, после положенных молитв, священник, взяв на руки принесенного матерью младенца подобию Симеону, три раза изображает им крест: входя во храм, среди храма и пред Царскими дверьми, каждый раз произнося: «Воцерковляется раб божий (или раба Божия) во имя Отца и Сына и Святого Духа» и пр. Нужно заметить, что младенцы мужского пола вносятся священником в алтарь, а затем уже как те, так и другие возвращаются матерям, при чтении молитвы Симеона Богоприимца: ныне отпущаеши раба Твоего... С молитвами о младенце соединяются молитвы и о самой матери, дабы восстановить ее союз с Церковью, прерванный болезнями.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев