ЧТО ВЫ МОЖЕТЕ ПОЖЕРТВОВАТЬ БОГУ❓ Не шарьте по карманам – что бы Богу пожертвовать? (Сразу в карман, в бумажник полезли). Не надо. Жертвуйте Богу внимание свое. Жертвуйте Богу мысли свои. Постарайтесь на службе «всякое житейское отложить попечение». Достаточно того, что мы двадцать четыре часа в сутки (даже без перерыва на сон - нам и ночью суета снится), без перерыва на сон мы думает всякую праздную вещь. Иногда – грязную, иногда – нормальную, но суетную житейскую. Вот на службе «жертвуйте» Богу мысли свои. Жертвуйте Богу внимание свое. Полностью, жертвуйте Ему три часа проведенные в храме. Полностью - а не так: «Вышел на улицу. - Там походил. - Опять зашел. “Что поют? Еще далеко до Причастия…” - Опять вышел». Такие эфемерные вещи вроде бы - Время. Внимание. Мысль. А Он больше ничего не хочет от нас. Он хочет, чтобы вы думали о Нем. Не о себе, а о Нем. Он всегда думает о вас. А вы думайте о Нем. Это ваши жертвы. Приносите их Богу. Жертву чистую, жертву непорочную. Жертву «чистогорящую». Не коптящую как шина. А горящую как восковая свечка. — Протоиерей Андрей Ткачёв.
    0 комментариев
    0 классов
    Как же жить нам на этой обезумевшей от зла земле? Слушайте внимательно. Святитель Божий Игнатий отвечает нам: Те, которые поистине будут работать Богу, благоразумно скроют себя от людей и не будут совершать посреди их знамений и чудес. Они пойдут путем делания, растворенного смирением, и в Царствии Небесном окажутся большими отцов, прославившимися знамениями. Дорогие мои, это чрезвычайно важное указание нам! Берегитесь шума, берегитесь показного делания, берегитесь всего того, что лишает вас смирения. Там, где нет смирения, там нет и быть не может истинного угождения Богу. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
    0 комментариев
    9 классов
    Как нам жить в нашем мире, когда власть не шибко старается, чтобы облегчить жизнь народу, но, наоборот, придумывает всё новые и новые вещи, как бы побольше ободрать. Все прибавки к чему-то тут же компенсируются удорожанием. Если посмотреть по ценам, в Америке еда дешевле, в Европе мебель дешевле в три раза, лекарства везде в Европе дешевле в пять раз, чем у нас. И что же, у нас цены разве понижаются? Да нет, только повышаются. Даже человек, который хочет купить подержанный автомобиль, должен переплачивать: 2-3 тысячи государство отбирает. Ты что, делал этот автомобиль? Не делал. Ты его привез? Не привез. Человек съездил за свои деньги, купил, привёз – почему тебе за это надо платить? И ладно, если бы все эти огромные деньги, которые собираются через налоги, шли народу. Но сам председатель Следственного комитета говорит, что 40% этих денег разворовываются. Кем? Торговцами пирожками, что ли? Нет, разворовываются теми, кто стоит у власти. 40% – это его цифра, то есть официальная. Это то, что они по своим исследованиям предполагают. Но ясно, что охватить не всё можно. Поэтому, 50% или 60%, может быть, будут более точными цифрами. Поэтому неоткуда вроде и пенсию существенно повысить, неоткуда и детям-сиротам помогать. Но, тем не менее, эта безумная работа по высасыванию последних средств из населения продолжается, и с этим никто ничего не сможет сделать – и самый верховный правитель, даже если он будет вообще человеком святым и всю жизнь свою посвятит только этому. Это такая несметная туча людей, которые только и занимаются изобретением каких-то бумаг, в результате которых мы вынуждены отдавать свои деньги. Потому что они же ничего не производят, они только, как помпа, высасывают, пользуясь тем, что имеют дело с самым терпеливым на земле народом. В его терпеливости очень много компонентов. Почему так получилось? 💦 Первое – климатические условия. Большая часть России – это такие места, где жить нельзя. И поэтому, притерпевшись к этому климату, некоторые люди и в 30-градусный мороз купаются. Людей, которые смотрят на нас из других стран, это просто удивляет. 💦 Второе – это пространство. Чтобы куда-то доехать, нужно тратить большие деньги, время, много усилий. А ещё сто лет назад они преодолевались только на лошадях и часто только зимой, потому что зимой по зимникам, по рекам можно было проехать, а летом и дорог-то не было. 💦 Третье – это долгое татаро-монгольское иго, как некая стихия безжалостная, которая требовала своего. В результате сложился определенный менталитет. Любой историк скажет, что татары, во-первых, с Церкви не брали ни копейки, во-вторых, с населения брали только 10%. Гораздо больше – сегодняшние. Состояние наше гораздо в худшем финансовом положении, чем при татаро-монголах. Это нам тоже очень хорошо нужно понимать и представлять. 💦 Четвёртое условие – это, конечно, неисчислимые страдания, которые народ претерпел в ХХ веке. Неисчислимые! Любой другой народ исчез бы с лица земли после того, что наши отцы и деды пережили со времен 17-го года, и кончая 90-ми. Это просто невозможно пережить, заплатив за это десятками миллионов жизней. Десятками миллионов! Непонятно, как после этого ещё страна существует и существует какая-то наука, существует какая-то литература и вообще что-то существует – всё время в состоянии полной безнадёжности и невозможности что-либо изменить. Плюс, конечно, вера наша православная. Во многих душах, хоть и непросвещённых, но остались следы этого православия, и русский народ сложил такую пословицу: "Бог терпел и нам велел". Протоиерей Димитрий Смирнов
    0 комментариев
    4 класса
    "СЛОВА НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ" Смирение – самый сильный шоковый удар по диаволу". Старец Паисий Святогорец День памяти: 29 июня (12 июля). Паи́сий Святого́рец — схимонах Константинопольской православной церкви. Один из самых уважаемых греческих старцев и духовных лидеров греческого народа XX века, монах Афонской горы, известный своей подвижнической жизнью, духовными наставлениями и пророчествами. Дата и место рождения: 25 июля 1924 г., Фарасы, Турция Дата и место смерти: 12 июля 1994 г., Monastery of Saint John the Theologian Родители: Продромос Езнепидис, Евлампия Езнепидис Место захоронения: Monastery of Saint John the Theologian Имя в миру: Арсений Эзнепидис
    0 комментариев
    13 классов
    Даниил Сысоев - О смутах
    1 комментарий
    2 класса
    «Есть бесценное правило в сокровищнице вселенского православного христианства: если ты хочешь изменить мир в лучшую сторону и если тебе активно что-то не нравится в окружающем тебя обществе и людях и ты точно знаешь, что дальше так жить нельзя, начни непременно в первую очередь с себя». Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (1929-2008). ..... ✨Чтоб было так: закрыл глаза – и снова поля, поля без края и взахлёб, прохлада полусумрака лесного, высокий берег, лошади в галоп. А после – в брод, по речке, и над нею дрожат стрекозы, бледно-голубы… Я слабая. Я быстро опьянею. Очнусь, а где – ни вспомнить, ни забыть. И будет тёплой пыльная дорога. И там, где ни души в округе нет, я выдохну и тяжесть, и тревогу последних лет. И снова станут мир и век по силам, и набело во мне и надо мной напишутся и облако на синем, и дымка над рассветной тишиной. #ПОЛИНА_ОРЫНЯНСКАЯ) 2024 #НАБЕЛО))
    3 комментария
    17 классов
    ПОПРОСИМ ПРОЩЕНИЯ Погибают ребята наши. Не знаю цифр. Но погибают. Иногда страшно, иногда под пытками. И ведь они умирают за нас. За меня и за тебя. Мы отвыкли от жертвы – мы и временем-то не очень умеем теперь жертвовать ради другого, а тут – за нас, вот так, героически чаще всего – жизнь отдают. И разве можно теперь нам самим жить по-прежнему? Мы вобще понимаем, что мы здесь, в тылу, с 24 февраля – все живем уже в долг, живем, потому что кто-то за нас умер? Мы это понимаем? И, если за мою жизнь отдал жизнь кто-то другой, как мне теперь самому дальше жить? Во-первых, всмотреться в эту жертву и ценить, помнить всегда, теперь уже до самой своей смерти. И жить в меру этой жертвы. Каждый сам поймет, как и ради чего жить, когда по-настоящему осознает, что прямо сейчас – ради этой нашей жизни кто-то отдал свою. А еще есть слово «Прости». Слово, которое, может, хоть сейчас пора обратить к Богу. Потому что война – это всегда последнее слово Божье. Война попускается Богом тогда, когда остальные средства у Бога исчерпаны, и ко всем прежним Его словам ты остался глух. Да, мы пошли на Украину с оружием Правды, пошли, чтобы остановить беззаконно льющуюся кровь невинных и беззащитных людей Донбасса и не только, но сами ведь мы живём с тем, что проливаем кровь нерождённых детей – миллионами! Русская земля за последние десятилетия напиталась и захлебнулась этой кровью убитых в абортах детей - и этот грех вопиет к Небу. Прости, Господи. Прости за блуд, к которому мы так привыкли, который воспеваем нашими талантами, которому мы нашли тысячи оправданий, не замечая его горьких последствий – бума разводов, разрушенных душ, психик, личностей, измельчания мужества и ответственности, потери святости женщины и материнства. За порнографию, ставшую доступной любому одним прикосновением к телефону – и мы в силах вроде бы оградить нас самих от этого, но не делаем почему-то. Прости, Господи. Прости за эгоизм, за то, что строю жизнь для себя и вокруг себя – тогда как за меня кто-то сейчас умирает. Прости за праздное и скабрезное, за ложь о Церкви и священниках, которой верил и которой аргументировал сам себе: почему я не в храме, за анекдоты и глупую иронию о Тебе и о «попах», над которыми посмеивался в компаниях. За неотвеченный звонок мамы, за несдержанное слово товарищу, за грубое и раздражительное мое… У каждого найдется за что сказать «Прости». Удивительно, но, сказанное всерьез и из самой глубины, - это слово способно изменить не только тебя самого, но и весь мир. И ещё – это слово дарует победу оружию страны, которая умеет его искренне смиренно говорить. В лучшие времена крепкой веры наша Церковь в пору потрясений благословляла всенародное покаяние, покаянные посты и особые покаянные молитвы. Теперь не то – Церковь та же, а мы уже не те. Поэтому, если не всенародно то, хоть каждый, как может, по силам – пусть всмотрится сейчас в свою собственную жизнь. И будет за что сказать «Прости». Богу или человеку. Слово это, если не родилось раньше, то может родиться, когда понимаешь, что за тебя кто-то прямо сейчас отдал и отдает жизнь. И, поразительный духовный закон, сказанное и повторенное искренне нами здесь в тылу, это слово, способно помочь и тем, кто героически борется сейчас за нас на фронте. Война закончится. Но смысл её не только в победе над очевидным и озверевшим злом нацизма и мировым западным драконом сатанизма – но и в победе над тем драконом (как по Шварцу), который внутри каждого из нас – уже поселился, устроился удобно и чувствует себя как дома. Его ещё надо убить. Так победим. БОРИС КОРЧЕВНИКОВ
    12 комментариев
    158 классов
    "Бесы будут, предупреждаю всех бесконечно... По себе знаю, как бес крутит и каждого из нас крутит. Святых нет на земле и не будет никогда. Некоторые идут в монастырь: «Ой, там святые!» Там такие же грешники пришли, как и мы все, из мира. Для чего? – для спасения. «Ой, пойду в семинарию учиться на священника». Там нет святых, там с крыльями никого нет. С крыльями когда помрем, только тогда будем летать с крыльями. А там грешники пришли также, с целью учиться и послужить Богу и Церкви. Святых в Церкви никого нет, только когда мы освящаемся молитвой, тогда мы святым народом Божиим становимся. А так – грешные все приходят в церковь. И в церкви никогда не найдешь ни единого ни архиерея, ни патриарха, ни митрополита, ни священника, ни схимника ─ никого не найдешь святым. Нет таких святых на земле и не ищите никогда. Это ложь прелести – святыми объявлять себя. Грешные, но все, как я говорил вам, идём к Богу. И это шествие к Богу окончится наше, когда положат нас во гроб с деревянным крестом в руках. Вот тогда мы будем верующие, тогда мы уже пришли к Богу, пришли мы и к Вечной жизни и к наследию Царствия Небесного. Так что, вразуми, Господи – не искать святых. Сам будь свят, и вокруг тебя тогда будут святы все!" ☦ Схиархимандрит Зосима.
    15 комментариев
    117 классов
    +++ ... Поэтому всегда говорю: не унывайте в молитвах! Некоторые по глупости говорят: "да вот, молюсь, да Бог меня не слышит, два года уже молюсь."🙏 +++ Еще двадцать только молимся, еще сорок только – и дай Бог молиться без уныния до последнего издыхания! Так что не унывайте в молитвах! Помните, что молитва наша даром никогда не пройдет – Господь услышит нас! 🙏 +++ Пусть не сегодня исполнится наша молитва – она через десять лет исполнится, она на внуках наших исполнится, но обязательно всяк глагол Божий исполнится в жизни нашей! 🙏 Схиархимандрит Зосима (Сокур).
    3 комментария
    24 класса
    Неделя 34. о всеоружии Божием (Еф. 6, 10–12) Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф. 6, 10–12). Наша брань не против крови и плоти, то есть не против людей, но против начальств, против властей. Против каких начальств, каких властей? Конечно, не о тех властях, которые управляют государством, совсем о других начальствах говорит святой апостол Павел, как сам тут же поясняет: «против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных», против бесов, против ангелов сатаны, ибо их поистине можно назвать мироправителями тьмы века сего. Всякая тьма, которую видите в жизни человеческой, это дело их рук, это дело того князя, господствующего в воздухе, о котором в другом послании говорит св. апостол Павел. А кто этот князь, господствующий в воздухе? Это сам сатана, это диавол. Господствует он над огромным множеством сердец. И вот именно против него, против его ангелов тьмы, против духов злобы поднебесных велит нам св. Павел укрепиться Господом и могуществом силы Его. Сами мы не в силах, совсем не в силах бороться с этим страшным князем, господствующим в воздухе. Если бы были предоставлены своим собственным силам, то пали бы мы от злобы его. Только тогда можем бороться, если укрепимся «Господом и могуществом силы Его». Нам надо облечься «во всеоружие Божие, чтобы... можно было стать против козней диавольских». Только тогда, когда облечемся во всеоружие Божие, когда не на свои силы будем надеяться, только тогда устоим против козней его. А какие это козни его? Это все то, чем стремится он погубить нас, отвлечь от веры в Бога, отвлечь от пути спасения, указанного нам Господом Иисусом Христом. Он и его ангелы, духи тьмы, только тем и заняты, чтобы нас губить. Против всех людей, а в особенности против нас, христиан, строит он козни, чтобы погубить нас. Никого из нас не оставляет в покое. Ко всем нам посылает своих бесов, чтобы они нас направляли на путь погибели, на путь служения своим похотям и страстям, на путь нечестия и даже богохульства. Это сильные, опасные и страшные враги. А разве не понимаете вы, что всякий враг тем опаснее, чем менее думаем о нем, чем менее следим за ним, чем менее замечаем его. И, напротив, он тем бессильнее, чем строже, чем более неутомимо всегда следим за ним, за всеми его кознями, за всеми действиями и начинаниями, направленными на нашу погибель. А как бесчисленно много людей, никогда не помышляющих о князе, господствующем в воздухе! И не только не помышляющих, но даже не верящих в его существование. Ибо все те, кто не верит в Бога, конечно, не верят и в диавола, в его существование; нисколько не заботятся о его нападениях; нисколько не остерегаются его страшных слуг. А этого ему только и надо, ибо если человек беспечен и в Бога не верует, о сатане ничего знать не хочет, то такой несчастный становится весьма легкой добычей его, ибо враг незамеченный – самый опасный враг. И всякая несчастная женщина, до мозга костей лживая и похотливая, и всякий несчастный мужчина, пьяный часто, если не всегда, становятся легкой добычей бесов, духов злобы поднебесных. Им ничего не стоит таких погубить окончательно. А есть и такие несчастные, которые всю жизнь проводят в преступлениях, в разбоях, в грабежах и кражах, в блуде и прелюбодеяниях, которые никогда не помышляют ни о Боге, ни о диаволе. Об этих сатане не стоит и заботиться: они уже сами погубили себя. Они настолько увязли в грехах, что не надо их соблазнять, наталкивая на грех. О таких забот у диавола немного, ибо они самая легкая его добыча. А что сказать о нас, христианах, которые в Бога веруют, которые не сомневаются в существовании диавола и бесов, которые слышали и помнят слова апостола Павла о князе, господствующем в воздухе, – что скажу о них? Их искушают бесы повседневно, их толкают и на блуд, и на сребролюбие, и на тщеславие, их толкают на служение своим страстям и похотям. И если не будут такие несчастные бдительны, если не будут помнить, что враг всегда готов погубить их – то горе им. А таких большинство. Есть еще и третьи: есть великие подвижники благочестия, святые отшельники, проводящие всю жизнь в постоянной молитве, умерщвляющие плоть свою в помыслах о Боге, о законе Его. Вот эти всего страшнее для диавола и для ангелов его: их нельзя соблазнить так, как соблазняют людей легкомысленных, беспечных, погрязших в суете мира, тех, которые только изредка, изредка вспоминают о Боге, мало молятся, никогда не постятся и храмов Божиих чуждаются. Вот с этими могучими воинами Христовыми диаволу и бесам его труднее всего. На нас, слабых и беспечных, бесы нападают исподтишка, незаметно для нас, им не трудно нас бороть, толкать на путь порока. А со святыми, с теми, которые жизнь посвятили Богу, им очень трудно. Слабых и беспечных из нас бесы поборают весьма малозаметно для нас. Нам они никогда не являются, мы их не видим, не знаем, не знакомы с ними. Не то, совсем не то со святыми, с великими подвижниками добра. Для них оставаться незамеченными ни бесы, ни сам диавол не могут, ибо они самым неустанным образом следят за своим сердцем, за всем, что всевают диавол и ангелы его в сердца их. Они умеют очень тонко различать все хитрости диавола, и ему просто и легко их не побороть. Он старается обычно побороть их не низшими страстями, а страстями высшего порядка: он губит их иногда гордостью духовной, тщеславием, самопревозношением и честолюбием. Но что ему делать тогда, когда святые не поддаются и на эти его соблазны, очень тонкие, опасные – что делать?! Тогда приходит он в ярость и как неприятель, идущий на город, если поймет, что замечен, что напасть неожиданно не удастся, отлагает всякую скрытность и устремляется в бешеном порыве, так поступают и бесы со святыми. В житиях святых, которые, вероятно, многие из вас читали, часто повествуется, как бесы открыто и бесстыдно нападали на святых. Они нападали открыто, как неумевшие укрыться от их зорких взглядов, переставали прятаться, сбрасывали личину, являясь в своем подлинном бесовском виде. Они нападали, принимая вид диких зверей, готовых поглотить отшельника; гадов ядовитых, страшных чудовищ, наводя на них страх и ужас. Так поступали они с весьма многими, и монахами, и отшельниками, и древними, и относительно не очень далекими от нас. Свыше 400 лет тому назад жил преподобный Нил Столбенский. Это был один из великих преподобных, и в житии его читаем, как открыто, как бесстыдно напали бесы на его отшельническую келию. Но есть у бесов по отношению к великим праведникам и другие способы нападения: они нападают не сами, а посылают своих слуг из людей. Так было со многими святыми, так было и с преподобным и богоносным отцом нашим Серафимом Саровским, на которого, по наущению диавола, напали разбойники, смертным боем били, изувечили, переломали ребра и проломили череп. Это одно из ухищрений диавола. Так разнообразны пути, по которым идут бесы, стремясь погубить нас. Начиная от легкого, никакого труда не представляющего нападения на беспечных, на неверующих, они прибегают ко все более и более тонким и хитрым приемам уловления нас в свои сети. Вот о какой брани против духов злобы поднебесных, против начальств, против властей, против миродержителей тьмы века сего говорит апостол Павел. Он говорит, что в борьбе с ними для защиты нам надо облечься во всеоружие Божие. «Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять» (Еф. 6, 13). Как воин, идущий в сражение, надевает броню, берет щит, шлем и меч, так и каждый из нас должен всегда быть во всеоружии Божием. «Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, – станьте смело против этих окаянных бесов, станьте, препоясавши чресла ваши, вместо воинского пояса, истиною Христовой, – и облекшись в броню праведности, и обувши ноги в готовность благовествовать мир» (Еф. 6, 14–15). О, только те, кто полон праведности, у кого много, много добрых дел и духовных подвигов, одеты в эту броню, столь страшную для бесов. Не войну, не кровопролитие, не насилие провозвещая, а мир, святой Божий мир, апостол Павел говорит в послании Римлянам словами великого пророка Исаии: «Как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!» (Рим. 10, 15) – даже ноги их прекрасны. А теперь, когда так мало мира на земле, когда готовится третья небывалая по жестокости и ужасам война, нам, христианам, надо как нельзя более обуть ноги наши в готовность благовествовать мир, нужно восстать всеми силами души против тех интервенций, против тех агрессий, которые терзают так страшно вовлеченные в борьбу народы. О, как теперь в особенности надо, чтобы везде и всюду было явно, что только о мире мы помышляем, что мы ненавидим всем сердцем войну, кровопролитие, истребление людей. «...а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого...». Раскаленные стрелы пускают в сердце наше бесы непрестанно и ранят и губят множество человеческих сердец. А нам дан щит, крест Христов, ибо с ним получаем мы власть противостоять и диаволу, и бесам. И эту власть явим тогда, когда будем воодушевлены глубокой верой в Бога и беспредельной любовью ко Христу. Пред этим щитом трепещут окаянные бесы, трепещет и их глава – сатана. «...и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть слово Божие» (Еф. 6, 16–17). Наденьте шлем, духовный шлем – не от пуль, не от осколков бомб защищающий шлем стальной, а шлем надежды на спасение, шлем надежды, что Господь с нами и дал нам силу и власть поборать диавола. А что это за меч, не стальной, не обоюдоострый, а меч слова Божия? Какова его сила? Вот что говорит св. Павел: «Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4, 12). Словом Божиим, этим страшным для врага мечом можем мы творить чудеса. Слово Божие так бесконечно сильно, так действенно, так глубоко проникает в сердца людей, умеет так потрясать их, что иногда внезапно человек, погрязший во грехах и нечестии, вдруг преображается, пораженный силой слова Божия. Вот видите, какое всеоружие дал нам Бог для защиты от козней диавола. Видите, что не оставляет нас Бог в доброделании, видите, что получили мы броню праведности, шлем спасения, щит Божий и меч духовный – слово Божие. Так что же, неужели не используем это святое всеоружие, неужели будем беспечны, не постараемся приобрести его?! А как его приобрести? Только одним способом: верою и молитвою к Господу Иисусу Христу, неустанным упражнением в добродетелях, которые предписаны в его святом законе; непрерывным памятованием об этой защите, стремлением всегда, всегда, изо дня в день сотворить, соблюсти все Его заповеди. Тогда и только тогда получим всеоружие Божие, тогда будем не одни: вместе с нами против духов злобы поднебесных, против миродержителей тьмы века сего будет сражаться Сам Господь наш Иисус Христос. Ибо для того и взошел Он на крест, для того и пролил Кровь Свою пречистую, чтобы дать нам это всеоружие Божие. Тягчайшему наказанию подвергнемся, если не будем почитать за святыню Кровь Христову, которой мы спасены и освящены. Да не будет этого ужаса ни с кем из нас! Да будет нам в повседневной борьбе нашей с духами злобы поднебесными помощью Сам Царь и Бог наш Иисус Христос, Ему же слава и держава с Безначальным, Пресвятым Его Отцом и Святым Духом. Аминь. 21 января 1951 г. ........ Блуд – 1) (в строгом значении слова) физическая (интимная) близость представителя одного пола, не состоящего в законном браке, с представителем другого, также не состоящего в законном браке лиц, не состоящих в законном браке; 2) распутство, разврат; 3) (в расширенном значении слова) всякое уклонение человека от исполнения Божьей воли; Божьего промысла о нем; идолопоклонство, неверие. blud - Блуд Гвидо Рени. «Иосиф и жена Потифара» (Быт.39:1-20). Грех супружеской измены называется прелюбодеянием — интимная связь неженатого с замужней, женатого с незамужней или женатого с замужней (не являющихся мужем и женой друг по отношению к другу). Грех интимной близости между представителями одного пола нередко называется содомским грехом или: мужеложством (связь мужчины с мужчиной), лесбиянством (связь женщины с женщиной), что, впрочем, в зависимости от статуса «партнеров» – «женат-не женат, замужем-не замужем» – может обозначаться как блуд или прелюбодеяние. Иногда к блудным деяниям относят и рукоблудие (мастурбацию). Некоторые формы блуда, например, связанные с кровосмешением, развращением малолетних детей, отличаются особенной тяжестью. Христианство признает две формы устроения жизни человека в сфере пола: в браке и безбрачии (целибат). Блуд есть грех, так как он представляет собой способ незаконного, «эгоистического, безличного, безлюбовного и извращенного удовлетворения» (Основы социальной концепции РПЦ. Х.6). Главное, что в нравственном плане отличает греховную связь от нормальной – это ее законность, которая возможна только в браке. «Блуд плох не из-за соединения, но из-за соединения с чужой женщиной», – пишет прп. Иоанн Дамаскин. «И то, и другое по сущности дела есть одно и то же, разность же показывает законность и незаконность дела» (блж. Феодорит Кирский). Церковь с древности осуждает гнушение интимными отношениями в браке: «Если кто-либо осудит брак, или отвергнет и осудит женщину, которая является верующей и благочестивой, и совокупляется со своим мужем, как если бы она не могла войти в Царство Небесное, да будет анафема» (I канон Гангрского собора).«Церковь отнюдь не призывает гнушаться телом или половой близостью как таковыми, ибо телесные отношения мужчины и женщины благословлены Богом в браке, где они становятся источником продолжения человеческого рода и выражают целомудренную любовь, полную общность, “единомыслие душ и телес” супругов, о котором Церковь молится в чине брачного венчания» (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», принятые Архиерейским Собором в 2000 г. Гл. Х). Проявляясь как следствие помысла, страсти, развращающих слов и т.п., блуд омрачает нравственную чистоту и разрушает целомудренность человека. Священное Писание о блуде В Ветхом Завете 7‑я заповедь Моисеева декалога – «не прелюбодействуй» (см. Исх.20:14; Втор.5:18) – не проводит четкой границы между понятиями прелюбодеяния и блуда, поэтому эта заповедь относится и к прелюбодеянию, и к блуду в узком значении слов. Учительные книги Ветхого Завета содержат предостережения против блуда и прелюбодеяния (Притч.6:27-29; Сир.9:3-11). В Новом Завете присутствуют гораздо более строгие понятия о целомудрии, об отношении к телу: «Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела» (1Кор.6:13). Апостол Павел называет тело храмом живущего в христианах Святого Духа (см. 1Кор.6:19) и противопоставляет образ жизни грешника, становящегося одним телом с блудницей, соединению верующего с Телом Христа – Его Церковью (см. 1Кор.6:15-17). Христос обращает внимание на то, что прелюбодеяние (как и блуд) совершается прежде всего в сознании, в сердце человека, т.е. в мысли и чувстве: «Kто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф.5:28). Помысл любодеяния указывается Христом в числе злых помыслов, исходящих из сердца и оскверняющих человека (см. Мф.15:19; Мк.7:21), целомудрие же христиан апостол Павел связывает с Божиим освящением (см. 1Фес.4:3-5). Поэтому блуд и всякая нечистота не должны даже именоваться у христиан, как прилично святым (Еф.5:3). В связи с этим определяется участь блудников и прелюбодеев, которые Царства Божия не наследуют (1Кор.6:9-10; ср.: Откр.22:15), так как блуд растлевает душу и тело, охлаждает человека в его стремлении к Богу, разлучает с Богом. Вместе с тем пришедший призвать грешников к покаянию (Мф.9:13), давший каждому человеку возможность очиститься от грехов, Господь показывает пример милующего отношения к падшему человеку. Обличая гордыню и лицемерие обвинителей, Христос говорит приведенной к Нему блуднице: «Иди и впредь не греши» (Ин.8:3-11). Раскаявшимся блудницам, последовавшим за Христом, открылся путь в Царство Божье (Мф.21:31). Церковные каноны о блудном грехе Мирянин за блуд отлучается от причащения на 7 или на 9 лет по правилам Василия Великого или Григория Нисского, но срок епитимии может быть сокращен. Kлирики, впавшие в блуд, извергаются из сана, но не лишаются причастия, т.к. за одно преступление не возлагается двойное наказание. На практике при применении канонических наказаний епископ (духовник) призван учитывать обстоятельства и состояние кающегося, чтобы наказание принесло ему пользу, а не вред. Почему Библия запрещает интимные отношения вне брака? Запрет на блуд связан с тем высоким предназначением, которое придается в христианстве человеческому телу. «Священное Писание повелевает тела наши хранить в чистоте, потому что они суть члены Христовы и храмы Святаго Духа», – напоминает Святая Церковь (Пространный христианский катехизис. О любви, о седьмой заповеди). И «поскольку каждый христианин – член тела Христова, то творящий блуд с блудницами оскверняет самого себя. А что каждый из верующих – это член тела Христова, это утверждает Апостол: «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать членами блудницы? Да не будет!«» (1Кор.6:15) (Православное исповедание. Ч. 3, вопр. 28). Подобно тому, как осквернение церковного здания является святотатством, вступление в незаконную связь является оскорблением живущего в наших телах Святого Духа: «Воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога; чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь — мститель за все это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали. Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости» (1Фес.4:3-7). Как пишет свт. Игнатий (Брянчанинов), «грехом было любодеяние, когда владычествовал Ветхий Завет; грехом было оно, как бесчестие естества, как злоупотребление важным свойством естества, как нарушение законов естества. Преступление признавалось столь значительным, что виновный в нем казнился смертною казнью. В Новом Завете этот грех получил новую тяжесть, потому что тела человеческие получили новое достоинство. Они соделались членами тела Христова, и нарушитель чистоты наносит уже бесчестие Христу, расторгает единение с Ним, «уды Христовы» претворяет в «уды блудничи» (1Кор.6:15)». Блж. Феодорит Кирский пишет: «Если сочетался ты с Господом и снова идешь к блуднице, то поругание простирается на самого Владыку, потому что его уды отдаешь блуднице и уды Владычние делаешь уды блудничи». Итак, основная причина неприемлемости внебрачных отношений – это ясная заповедь Господа и несовместимость Его храма, каковым является тело верующего, с духовно-нравственной нечистотой. Также следует сказать, что брак – это полная и окончательная общность жизни между одним мужчиной и одной женщиной. Только в том случае, когда люди посвятили себя друг другу без остатка и взяли пожизненную ответственность друг за друга, интимные отношения смогут стать органичной составляющей их союза. Иными словами, нельзя взять все самое приятное от брака и не иметь при этом никаких обязательств друг перед другом. В законном союзе, как это задумано Богом, телесная близость неотделима «от личностной и духовной общности, от жертвенности и всецелой ответственности друг за друга, которые осуществимы лишь в пожизненной брачной верности» (Основы социальной концепции РПЦ. Х.6). Является ли блудом брак без венчания? Церковь относится с уважением к браку, заключенному в соответствии с действующим законодательством государства, не считая его блудом, но в отсутствие церковного венчания признает его духовно несовершенным. Что говорит Церковь о сожительстве мужчины и женщины без государственной регистрации брака? В документе «Об участии верных в Евхаристии» указано, что «такие сожительства греховны, а их распространение в мире является противлением замыслу Божию о человеке, опасно для института брака и не может получить никакого признания со стороны Церкви». Борьба с блудом в аскетической практике Церкви Блуд предстает как одна из основных страстей в аскетическом учении Церкви. Наряду с чревоугодием блуд относится к плотским страстям, т.е. страстям, связанным с потребностями тела. Апостол Павел и святые отцы особо подчеркивают, что всякий грех совершается вне тела, а блудник грешит против собственного тела (1Кор.6:18). Блудная страсть есть результат постоянного соглашения с блудными помыслами и развитие навыка к блудодеянию, психофизическая потребность в нем. Блуд, как и любая другая страсть, побеждается смирением, добродетельной жизнью по Божиим заповедям, раскрытием себя для действия Божией благодати через Таинства Церкви. Душевно-телесная природа блуда предполагает особые средства практической борьбы с ним. Для победы над блудной страстью полезны воздержание, уединение, избегание пустословия и многословия. Согрешившему человеку Господь дает время на покаяние. Церковная дисциплинарная практика сочетает нетерпимость к блуду с пастырской любовной заботой о грешнике. Каноническое право отличает блуд от прелюбодеяния, наказания за которое вдвое строже, чем за блуд. Что следует принимать во внимание при чтении аскетической литературы в связи с темой блуда? Читая различные аскетические поучения и наставления, следует принимать во внимание какие цели ставятся и какие методы используются для ее достижения. Во-первых, цели не следует путать со средствами, цель может быть и верной, а средство может подходить не всем, а кому-то может и повредить. Во-вторых, не всегда цели у монаха и у христианина, живущего в миру, будут совпадать. Рассмотрим на примере с блудными искушениями и грехами. Поскольку монашество подразумевает безбрачную целомудренную жизнь, постольку и многие аскетические поучения, адресованные монахам, посвящены теме борьбы с сексуальными помыслами и желаниями, а также профилактике возникновения такого рода желаний. Кроме того многие монашеские поучения составлены применительно к определенным условиям и обстоятельствам. Само собою понятно, что они могут оказаться полезными и для христиан, живущих в миру, но всецело переносить их в сферу жизни мирских людей уместно далеко не всегда. Цель всех аскетических поучений в отношении сексуальной сферы – искоренить под корень всякое сексуальное желание, потому что всякое чувственное удовольствие для аскета является запретным. Все советы, которые можно прочитать в подобных книгах и их пересказах (которых большинство на эту тему), будут направлены на достижение этой конкретной цели: избегать общения с противоположным полом, не кушать мясо, чтобы снизить половое влечение, избегать всякого телесного украшения и многое другое. Приведем подобные аскетические советы. Прп. Ефрем Сирин: «Если же хочешь препобедить блуд, возлюби бдение и жажду, помышляй всегда о смерти, и никогда не имей бесед с женщиной, и победишь». Прп. Нил Синайский: «Подойди лучше к горящему костру, нежели к юной женщине, когда ты и сам юн. Ибо, почувствовав боль от огня, когда к нему приблизишься, тотчас отскочишь прочь, а разнежась женскими речами, не вдруг отойдешь». Прп. Никодим Святогорец: «Всевозможно избегай всех случаев, могущих возмутить покой плоти твоей, особенно встречи с лицами другого пола. И если иной раз будет являться нужда беседовать с каким-нибудь таким лицом, беседуй недолго, соблюдая не только скромность, но и некую строгость в лице своем, и слова твои пусть будут при всей приветливости больше сдержанны, нежели благосклонны». Аскетическое отношение к сексуальности нашло отражение и в некоторых молитвенных текстах. Из 6-й молитвы на сон грядущим: «Уста́ви стремле́ние страсте́й, угаси́ разжже́ния воста́ния теле́снаго» (по-русски: «Останови порывы страстей, угаси огонь возбуждений телесных»). Очевидно, что у христианина/христианки в браке/желающих вступить в брак, такой цели не стоит в качестве нормы. Их цель другая – контроль влечения через его законное употребление. Поэтому следует весьма рассудительно относиться к подобным советам, желательно советоваться с духовником. Библейские советы для избегания искушений блуда Избегать, по возможности, греховных соблазнов. Священное Писание Ветхого Завета предлагает нам образец праведного Иосифа, который убежал от коварной египтянки, пытавшейся склонить его ко греху, оставив в ее руках свою одежду (Быт.39:6-13), и праведной Сусанны, которая не согласилась согрешить с двумя развратниками и подняла крик (Дан.13 гл.). «Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела» (1Кор.6:18). Вместо борьбы с искушением, апостол предлагает избегать его всеми силами, помня о тяжелых последствиях впадения в этот грех. Поскольку грех начинается с согласия в мыслях, Господь предостерегает нас от того, чтобы давать волю своим незаконным сексуальным фантазиям: «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф.5:28). Здесь необходимо обратить внимание на одну вещь, потому что Синодальный перевод не вполне выражает мысль Спасителя. «Вся́къ, и́же воззри́тъ на жену́ ко е́же вожделѣ́ти ея́, уже́ любодѣ́йствова съ не́ю въ се́рдцы свое́мъ». Речь идет о взгляде с намерением: «Кто смотрит усердно, кто смотрит страстно, так что возбуждает желание к совокуплению. Такой наполнил уже свое сердце страстью и в душе уже совершил прелюбодеяние. Или: кто смотрит для того, чтобы возбудить пожелание. Такой сам искал страсти, сам спешил к вожделению и предался ему и, если не коснулся жены телом, то по крайней мере мыслью. А кто смотрит на нее мимоходом, или по какой-либо другой необходимости, тот свободен от вины» (Евфимий Зигабен). «Любодействует с женою в сердце тот, — говорит свт. Афанасий Великий, — кто согласен на дело, но препятствием ему или место, или время или страх перед законом». Какой практический вывод из этих слов Христа мы можем сделать? Блудодеяние в мыслях – это тоже тяжкий грех, даже если такого рода мысли и не реализуются на деле. Помимо того, что блудодеяние в мыслях негативно отражается на том, кто его мыслит, оно может негативно отразиться и на том, на кого направлены блудные помыслы,если инициатору блудного помысла удастся соблазнить объект своего вожделения. Учение о хранении сердечной чистоты предполагает и недопустимость греховных фантазий в отсутствии предмета искушения, а также запрет на создание и просмотр эротического и порнографического контента. Под страхом отлучения от Церкви 100-е правило Трулльского собора запрещает изготовлять «изображения.. растлевающие ум и производящие воспламенения нечистых удовольствий». Все, что связано с воспламенением в себе или другом человеке блудного желания также запрещено законом Божиим. Воспламенению блудного желания могут способствовать: кокетство, определенного рода непристойные песни, пляски и игры. «А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым. Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны» (Еф.5:3-4). Избежание поводов ко греху может позволить избежать полноценного впадения в грех. Вступить в брак. Вступление в брак подразумевает реализацию взаимной любви между мужчиной и женщиной, создание семьи, рождение и воспитание детей. Вместе с тем брак может рассматриваться и как средство предохранения от распутства:«[Во избежание] блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу» (1Кор.7:2-3). «Если не [могут] воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1Кор.7:9). Выражая резко отрицательное отношение к блудным связям, Священное Писание иначе описывает брачные отношения: «Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей, любезною ланью и прекрасною серною: груди ее да упоявают тебя во всякое время, любовью ее услаждайся постоянно (Прит.5:18-19). Следует помнить, что христианский брак, не отвергая плотских отношений между супругами, тем не менее, не отрицает, а предполагает целомудрие. Неумеренность даже в законных удовольствиях, вредит христианину, так как, по слову свт. Иоанна Златоуста, «брак тогда особенно и лишается всякой похвалы, когда кто-нибудь пользуется им до пресыщения». Прп. Порфирий Кавсокаливит рекомендует желающим вступить в будущем в брак правильно относиться к чувственным искушениям: «Когда приходят чувственные искушения, не пытайтесь изгнать их силой, потому что это сатане только на руку. Он будет представлять их вам еще более привлекательными и тем самым наносить вам все большее и большее повреждение. Лучше встречайте их спокойно и обращайте из греховных — в чистые. Скажите себе: «Можно жениться и наслаждаться радостями семейной жизни; и это угодно Господу«». Тяжкие последствия блуда Они перечислены в Православном исповедании (Ч. 3, вопрос 29): помрачение ума, отвращение от предметов Божественных, нечестие, зависть, отчаяние, распутство, леность, вражда с ближними и т.п. «Блуд неизбежно разрушает гармонию и целостность жизни человека, нанося тяжкий урон его духовному здоровью. Распутство притупляет духовное зрение и ожесточает сердце, делая его неспособным к истинной любви. Счастье полнокровной семейной жизни становится недоступным для блудника. Таким образом, грех против целомудрия влечет за собой и негативные социальные последствия» (Основы социальной концепции РПЦ. Х.6). Возможно ли искоренить то, что называется блудной страстью? Прежде всего, следует определить, о каком значении слова «страсть» мы говорим. Если речь идет о греховной зависимости, о порочной неумеренности и одержимости мыслями о сексе, то, спомощью Божией, такую зависимость преодолеть возможно. Что касается понимания«страсти», как полового инстинкта, то, метафорически говоря, задача его полного искоренения юношей или девушкой, равноценна борьбе с собственной физиологией и психологией.Свт. Иоанн Златоуст свидетельствует об этом: «Человек не может быть свободен от страстей; он может сдерживать их, но совершенно не иметь их не властен» (Беседы на Евангелие от Матфея, 16). Что такое духовный блуд? Тема «духовного» блуда человечества является одной из главных в Ветхом Завете. Человек, отпавший в раю от Бога, потерявший Его в истории, утратил истинный смысл жизни, «заблудился». Отпавшего от Бога человека церковное предание называет блудным сыном (ср. Лк.15:11-32). Блудными являются деяния людей, свидетельствующие об их безбожии. Блудить означает также впасть в раскол или ересь. Физический и духовный блуд тесно связаны между собой. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», в разделе, посвященном нравственности, состояние современного общества характеризуется как духовный кризис, к проявлениям которого следует отнести: массовое богоотвержение, пропаганду идеи «сексуальной революции», приведшей к потере смысла брака и ощущения греховности блуда… Как исповедовать блудные грехи? Преподобный Макарий Оптинский давал такую рекомендацию: «Касательно же того, что вы затрудняетесь сказать духовнику о некоторых предметах, скажу вам: мысленные приражения страстных плотских помыслов не изъясняйте подробно, а просто говорите: «побеждаюсь плотскими помыслами»; довольно и сего». «Телесное вожделение увядает от исповеди более, чем от поста и бдения», — писал святитель Игнатий (Брянчанинов). Если же согласие с помыслом выразилось уже в каком-либо действии, то опять же стыд не должен стать препятствием к исповеди, напротив, переживание этого стыда можно назвать началом врачевания. Есть высказывание, что « блудные грехи стыдом сгорают ». Блудные грехи исповедуют без подробностей, только называя их. Например: согрешил(а) блудом (прелюбодеянием, половыми извращениями, онанизмом, блудными помыслами…). Почему интимные отношения вне брака – грех, а в браке благословенны? иеромонах Макарий (Маркиш): Половая близость ничем не греховна, когда мужчина и женщина находятся в определенном состоянии – в браке. Когда же половая близость становится надругательством над браком, нынешним или будущим, разрушением и гибелью брака и личности, – тогда она, разумеется, греховна. Брак, созданный и благословенный Господом, служит для взращивания и умножения любви между людьми. Но люди, к сожалению, злоупотребляют полученными дарами – и от этого неисчислимые скорби. Возьмите пример: пусть у вас есть автомобиль. Если он ваш – прекрасно, он принесет вам радость и пользу. А если вы его угнали – в точности такой же автомобиль, только не ваш, а краденый – от него одно зло, вы понесете наказание по заслугам. Половая близость без брака – краденая. игумен Петр Мещеринов: Чем страшен блуд, можно ответить только с религиозной точки зрения; со всех остальных позиций всегда будет возможность контраргументов. С религиозной же т.зр. ответ таков: блуд изгоняет из сердца человека Святого Духа. Блудная нечистота и Дух Святой сосуществовать не могут: или одно, или другое. А ничего более страшного для человека, чем остаться вне Бога, нет (собственно, ад – и есть существование без Бога). Христос обратил на это особое внимание, сказав, что кто только лишь воззрит на женщину с вожделением…, и т.д. Тут же возникают два следственных вопроса: 1) Почему так? Потому что так устроен духовный мир. Бог так устроил, нравится нам это, или нет. Это всё равно, что если человек выйдет из окна 15 этажа, он упадёт вниз и разобьётся – таковы законы мира, в котором мы живём; и с ними неразумно не считаться. 2) А как же брак? ведь те же самые плотские отношения, которые вне брака считаются столь большим грехом, в браке законны и не греховны? В браке плотские отношения являются всего лишь завершением уже имеющихся духовных и душевных связей (а у христиан ещё и Таинства Брака). Поэтому они – «на своём месте»; и только в браке они встроены в творение, которое «хорошо весьма»; вне брака они попирают Божий замысл о мире и человеке. Цитаты о блуде «Блуд не есть брак, и даже не начало брака». свт. Василий Великий «Блудник нечист не по самому смешению, но по характеру (своего поступка), потому что он оскорбляет женственность; равно как наносят оскорбление друг другу те, которые делают женщину общей, извращая законы природы, так как ей должно быть женой одного». свт. Иоанн Златоуст «Если юноша и прежде брака растлился, и после брака опять будет смотреть на чужую жену, то, скажи мне, что пользы от брака? Тягчайшее наказание, непростительный грех, если, имея дома у себя жену, (муж) оскверняет себя с блудницами и творит прелюбодеяние: после жены, хотя бы с женатым распутствовала и не блудница, его действие есть прелюбодеяние. А это бывает: и после брака бегают к любовницам, потому что прежде брака не соблюдали целомудрия. Отсюда – распри, ругательства, разорение домов и ежедневные ссоры; оттого любовь к жене ослабевает и прекращается, истощаясь в обществе блудниц. А если научится целомудрию, то жену свою будет считать милее всех, станет смотреть на нее с великой любовью и иметь с ней большое согласие; а с миром и согласием войдут в тот дом все блага». свт. Иоанн Златоуст «Недавно пришел один монах ко мне в келью. – Старче, хочу женщину. – Что съестное есть у тебя в келье? – Только хлеб. – Неси сюда. Через три дня снова пришел монах. – Что хочешь: женщину или хлеба? – Хлебушка, отче. – Возьми и научись сам смирять свою плоть и не захочешь блуда». из книги «Боголюбцы: рассказы о подвижниках благочестия современной Греции, монахах и мирянах». «Скоропалительная интимная близость – это нарушение очень важных законов любви, по которым отношения между мужчиной и женщиной должны развиваться. Люди очень быстро познают друг друга на уровне психофизиологии, но при этом еще мало что знают друг о друге как о личностях. Их связь еще не окрепла, отношения не сформировались. Думать, что интимная близость станет средством глубже познать друг друга — ошибочно. Потому что секс — это результат глубинного союза двух людей, свидетельство их полного доверия друг другу, а не способ — это доверие установить. Необходимо расти личностно, пройти испытание временем, принять решение о будущем браке, о желании быть вместе навсегда. И тогда он становится чем-то вроде вишенки на свадебном торте, гармонично завершающей композицию. К сожалению, женщины часто испытывают страх: если я не лягу с ним, то найдется другая, которая согласится, и он уйдет, а я его потеряю… Знаете, что на это можно сказать? — Пусть проваливает! Если в отношениях с вами для него это было единственным решающим моментом, значит, он просто потребитель, и с ним лучше поскорее расстаться. То, что сексом можно кого-то надолго удержать – это иллюзия. Люди, которые раньше времени надкусали свадебный торт если и являются на торжество бракосочетания, то на праздничном столе их ждут одни только огрызки». Н.С. Яночкин, психолог «Борьба с блудной страстью – это, прежде всего, трезвение ума и сердца, то есть своевременное обнаружение и немедленное отсечение нечистого помысла (образа), что возможно лишь в свете постоянной молитвы; обращение гнева против нечистых помыслов (образов); постоянный труд, исповедь и открытие помыслов своему духовному отцу, наставнику; борьба с чревоугодием, скромность в одежде и поведении, неосуждение, молчание и разумное уединение во время особенно сильных нападений блудного духа и, главное, нелицемерное, глубокое смирение. Святой Иоанн Лествичник говорит: «Целомудрие есть всеобъемлющее название всех добродетелей»». архимандрит Рафаил (Карелин)
    0 комментариев
    4 класса
  • Класс
  • Класс
  • Класс
  • Класс
Показать ещё