21 января.
«Душа Моя скорбит смертельно, побудьте здесь и бодрствуйте со Мною» (Мф. 26:38)
Это повеление, или, скорее, просьба, Спасителя к ученикам, но бедные, усталые ученики ее не исполнили. «Дух бодр, плоть же немощна» (Мф. 26:4); даже в апостолах человеческая плоть заглушила духовную бодрость. Не обращен ли отчасти и к нам этот призыв Спасителя: «побудьте здесь, и бодрствуйте со Мною»? Он нас не оставляет; хотя и невидимо, Он всегда с нами. При этой мысли земная жизнь наша превращается в нечто торжественное и священное.
«Побудьте здесь», – говорит Господь, и ждите Моего призыва. Ждите, подчас среди тоски и страдания, но со взором, всегда устремленным к восходящей заре, в твердой уверенности, что Он видимо предстанет пред нами. Мы услышим Его голос, зовущий нас: «встаньте, пойдем», – уже не к Голгофе, не ко кресту, но к воскресению, к небесной отчизне, В вечную радость!
«Бодрствуйте со Мною». Мы никогда не бываем одни в нашей скорби; «Близок Ты, Господи!» (Пс. 118:151). Так близок, что каждый наш шепот Ему слышен, каждый вздох Им замечен. Отец Небесный сочувствует нам и ожидает той минуты, когда Он найдет нас готовыми принять Его помощь; тогда Он пошлет нам облегчение. Спаситель Сам нуждался в сочувствии, но по телесной своей немощи ученики не сумели в тяжелую минуту поддержать Его этим сочувствием. Кто же лучше Его может понять нашу тоску? Он всегда к нам близок и Сам поможет нам ответить на Его призыв: «Бодрствуйте со Мною». Так, Господи! Помоги нам, пробуди нас от сна греховного, дай нам настолько быть в единении с Тобою, чтобы нам невозможно было дремать душою, когда Твое дело зовет нас, когда Ты нуждаешься даже в немощных Твоих соработниках! «Жатвы много, делателей мало» (Мф. 9:37), – Ты Сам сказал. Ты Сам ушел на небо, но дело Твое осталось на земле; дай, чтобы, по нашему нерадению, не было ущерба этому святому делу!
........
К инокам, любящим переходить с места на место
8 (21) января
(Память преподобного отца нашего Илии пустынника. Прол. янв. 8)
Некоторые ленивые иноки говорят: «Как мне скучно! Вот если бы я сейчас был в таком-то монастыре, если бы я был там-то и там-то, то я бы освежился и стал бы совсем другим человеком». Как смотреть на вышеупомянутые слова и желания этих иноков? Нужно смотреть так: эти иноки, ищущие, сами, пожалуй, не замечая того, мирских развлечений, во-первых, забывают о Боге, во-вторых, от забвения Бога впадают в леность, в-третьих, подпадают под власть похоти плоти и, в-четвертых, теряют страх Божий. Это все сейчас и попытаемся выяснить мы. В житии преподобного отца нашего Илии пустынника читаем: «Он монахом сделался в юности, ушел в дальнюю пустынь, провел в оной семьдесят лет и никуда из оной не выходил. Тропа к его келлии была настолько узка, что с трудом проходили ею, потому что острые камни облегали ее. И Илия сидел в такой малой пещере, что едва можно было видеть его. И одержим он был старостью, и было ему от роду сто десять лет. Отцы говорили о нем: «Hикто не помнит, чтобы он вышел из келлии когда-нибудь на близ лежавшую гору. Вкушал он, будучи старцем, утром и вечером по три сухаря и по три масличных ягоды, а в юности пищу вкушал только однажды в неделю. Приходящим к нему инокам, ради их пользы душевной, говорил следующее: не давайте себя во власть сатане. У него, пред всяким грехом монашеским, – три силы, приходящие на монаха. Первое – забвение, второе – леность, третье – похотение. Если придет в монаха забвение, у него рождается леность, от лености же возрастают похоти, а от похоти падает человек. Если же кто примет в себя страх Божий, от того бежит леность и не зачинается в нем злая похоть. И тогда не победит нас сатана и во грех не вринет, и мы благодатью Божьею спасемся».
Итак, справедливо мы сказали вам, ленивые иноки, что вы, бегающие с места на место и ищущие, без разумения, мирских развлечений, забываете Бога, впадаете в леность, подпадаете под власть похоти плоти и теряете страх Божий. И это, действительно, совершенно верно, ибо в этом неложным свидетелем становится и Сам Господь. «Никтоже может, говорит Он, двема господинома работати: любо единого возлюбит, а другого возненавидит: или единого держится, о друзем же нерадити начнет. Не можете Богу работати и мамоне» (Мф. 6, 24).
Ввиду этого и живите, ленивые иноки, не там, где вам хочется, а там, где Бог велел; ищите счастье не в селе, а в самих себе, и путем смирения, терпения и послушания стремитесь туда, где наш Господь и где наше истинное отечество. Аминь.
......
Не скорби, когда оклеветан будешь
8 (21) января
(Слово о епископе, оболганнем к папе Римскому. Прол. янв. 8)
Многие страдают от клеветы, и многие же из них переносят свое страдание нетерпеливо. Таковые обыкновенно говорят: «За что я страдаю? За что я понапрасну оболган? Неужели Господь не видит моих мук и не избавит от оных?» Так говорят многие из оклеветанных, но говорить так, как они говорят, не должно. Если мы знаем, что есть над нами Бог Всевидящий и Правосудный, то и будем помнить, что Он не даст нам искуситься паче, нежели мы можем, и клевету обратит нам во славу, и успокоит нас, и все устроит к нашему спасению, к нашему блаженству. Старец Феодор Римлянин говорил: «Недалеко от Рима был город, называвшийся Ромулом. Там жил епископ великий и благочестивый. Случилось так: некоторые из граждан Ромула пришли к блаженному Римскому папе Агапиту и сказали, что епископ кощунствует, ибо со священного блюда вкушает пищу. Патриарх, зная благочестие епископа, удивился; но, желая узнать истину и полагая строго исследовать дело, послал за епископом двоих служителей, которые и привели епископа связанным, и он пробыл в темнице три дня. Наступила Святая неделя. В одну из ночей оной, когда папа почивал, ему во сне явился некто и сказал: «В сию неделю ни сам не совершай литургии, ни другие епископы, находящиеся в городе, а пусть совершит оную епископ, который заключен тобою в темницу». Когда папа проснулся, то пришел в недоумение от сна. Он размышлял: «Как же литургисать епископу, на которого возведено столь тяжкое обвинение?» Но на вторую ночь снова он услышал повеление, которое повторилось и в третий раз. Тогда он велел привести епископа из темницы и спросил: «Чем согрешил ты?» Епископ, по смирению, кротко отвечал: «Грешен, Владыко!» Папа сказал ему: «Сегодня служи». Епископ исполнил повеление его, но во время службы в присутствии папы пред пресуществлением Св. Даров, стал четыре раза повторять одну и ту же молитву и все-таки каждый раз до конца ее не дочитывал. Папа спросил: «Что ты делаешь? Четвертый раз читаешь одну и ту же молитву и не кончаешь ее?» Епископ отвечал: «Прости меня, Владыко, читаю потому четвертый раз молитву, что не вижу сошествия Св. Духа на св. Дары. И вот теперь о чем я прошу тебя: повели диакону, который держит рипиду, оставить св. алтарь и ты, после сего, увидишь пришествие Св. Духа». Папа исполнил просьбу епископа, и что же? Сей папа тотчас увидел благодатное пришествие Св. Духа на Св. Дары, и завеса, лежавшая на св. престоле, сама собою поднялась и покрыла и папу, и епископа, и предстоящих близ Престола диаконов и алтарь и оставалась в таком положении около трех часов. После такого явления, блаженный Агапит убедился в невинности епископа, в том, что он был оклеветан, и отпустил его в его епископию с миром, давши себе слово впредь быть осторожным по отношении к людям, жалующимся на других.
Итак, братие, верно слово Господне: нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось (Лук. 8, 17).
Святый и Великий епископ, как говорит сказание, оболган был, оклеветан, ввержен в темницу. Но чем кончилось? И св. папа Агапит, и прочие, бывшие с ним, убедились в том, что Господь всегда выводит правду наружу, клевету посрамляет и обесславленных делает славными. Ввиду этого, какая бы клевета, какие бы наветы, какие бы скорби ни постигли нас, всегда при них будем терпеливы и великодушны. Будем всегда приводить себе на память то, что есть над нами Бог Всевидящий и Правосудный; будем укрепляться верою в Него; возложим на Него все упование наше, и Он все устроит для нас к нашему спасению и нашему блаженству. Аминь.
...
О вреде пьянства
8 (21) января
(Наказание св. Василия о ласкосердии, и объедении, и пьянстве. Прол. янв. 8)
Св. Василий в слове об объедении и пьянстве между прочим говорит: «Колика срама и поругания достойни суть, иже не перестают упиватися! Пьянство есть родительство всякому скверному делу и смраду». Остановимся, братие, на этих словах святителя и побеседуем сегодня в наше назидание о том, справедливо ли он говорит, что пьяницы срама и поругания достойны и что пьянство есть родительство всякому скверному делу и смраду.
Что мы видим в пьянице? Видим полное духовное отупение, полную победу плоти над духом. Единственно, к чему он стремится, – это то, чтобы как можно скорее утолить свою пьяную жажду, как можно скорее дойти до бесчувствия. А при таком положении вещей может ли пьяница быть способным на что-нибудь хорошее? Нет, тут место не хорошему, а подлинно лишь сраму и поруганию, всякому скверному слову и делу и смраду и тьме за тьмою и нечистоте за нечистотою. Мысли спутанные и мрачные; плотские страсти до крайности возбуждены; взор или тупой или, если так можно выразиться, плотоядный. И ходит пьяница, как Каин, стеняй и трясыйся, не давая покоя ни себе, ни другим. Слова хульные и безбожные текут из уст его, нисколько не прохлаждая внутреннего пламени. Ропот против Бога и людей исторгается из сердца его, не облегчая нимало сердечной скорби и туги. В порывах отчаяния злая смерть иногда кажется пьянице отрадою, и несчастный нередко сам покушается на собственную жизнь. А еще пьянство доводит и до сего: «кому горе, кому молва, кому судове, кому горести и свары, кому сокрушения вотще, кому сини очи? Кому? Конечно, пьянице. От кого большею частью бывает страшная нищета семей? От пьяниц. Кто чаще всего становится безжалостным и бесчеловечным тираном своей семьи? Пьяница. Кто больше всех подает соблазн ближним? Пьяница. Итак, подлинно верно то, что пьяницы срама и поругания достойны и что пьянство есть родительство всякому скверному делу и смраду. Что же, однако, из всего этого следует для нас? Конечно, то, что от пьянства мы должны бежать, как от Змия лютого, и удерживать от этого порока и других. Как видите, путь пьянства есть путь скользкий, страшный, удаляющий человека от Бога и неминуемо ведущий пьяниц к вечному осуждению на суде Божием и к вечной погибели. Итак, внемлите, братие, себе да не когда отягчают сердца ваша объедением и пьянством и найдет на вы внезапу день той (Лук. 21, 34). Аминь.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев