μῦθος (мифос) – слово, речь, рассказ; также сказание, предание) –
1) рассказ о богах, героях;
2) символическое сюжетное повествование (сказ, рассказ и т. п.) о сакральном мире и его взаимодействии с миром природных явлений и обществом людей;
3) баснословное сказание.
В академическом употреблении термин «миф» нетождественен понятию «вымысел» или «легенда». Это идёт вразрез с популярным употреблением слова, часто используемого для обозначения неправды. Известный религиовед М. Элиаде пишет о мифе следующее: «Миф излагает сакральную историю, повествует о событии, произошедшем в достопамятные времена «начала всех начал». Миф рассказывает, каким образом реальность, благодаря подвигам сверхъестественных существ, достигла своего воплощения и осуществления, будь то всеобъемлющая реальность, космос или только ее фрагмент: остров, растительный мир, человеческое поведение или государственное установление. Это всегда рассказ о некоем «творении», нам сообщается, каким образом что-либо произошло, и в мифе мы стоим у истоков существования этого «чего-то». Миф говорит только о происшедшем реально, о том, что себя в полной мере проявило. Персонажи мифа – существа сверхъестественные. Они общеизвестны, так как они действуют в легендарные времена «начала всех начал». Миф раскрывает их творческую активность и обнаруживает сакральность (или просто сверхъестественность) их деяния. В целом миф описывает различные, иногда драматические, мощные проявления священного (или сверхъестественного) в этом мире. Именно эти проявления явились реальной основой создания мира, и сделали его таким, каков он есть сегодня».
Как принцип осмысления мира мифологическое мышление противопоставляется рациональному. Поэтому в тех религиях, которые имеют развитую теологическую традицию, мифологическое мышление не играет ведущей роли.
Миф и Библия
Недопустимо говорить о мифологичности библейского повествования в значении мифа как выдумки, басни. Нельзя воспринимать библейские повествования о чудесах, как мифы, то есть воспринимать их как всего лишь символические или метафорические описания естественных явлений. Такое представление противоречит православному учению о Божественном Откровении, богодухновенности Священного Писания. Константинопольский собор 1082 года определил: «Не принимающим чистою верою и простым вседушевным сердцем предивные чудеса Спасителя нашего и Бога и пречисто родившей Его Владычицы нашей и Богородицы и прочих святых и пытающимся при помощи доказательств и софистических словес оклеветать их как невозможные или перетолковать по своему мнению и представить по собственному разуму – анафема». Под этот анафематизм подпадают те люди, которые не признают действительность и историчность библейских чудес. Заметим, что в основе неверия в действительность чудес нередко лежит атеистическое / материалистическое представление о том, что чудес нет и быть не может.
Не следует говорить о мифологичности библейских рассказов и в том значении, в каком употребляет его М. Элиаде, поскольку миф «не историчен», т. е. исключает намерение сообщить о событиях, имевших место в человеческой истории, как мы ее понимаем. Можно с осторожностью в некоторых случаях говорить лишь об использовании языка мифа (например, в повествовании о сотворении мира и грехопадении), но этот язык обозначает события, имевшие место в действительности. Недопустимо рассматривать библейские повествования, как восточные мифы, очищенные от политеизма и адаптированные к ветхозаветной религии.
Писатели новозаветных книг особо подчеркивают, что евангельские события не имеют ничего общего с древними мифами. Апостол Иоанн, как очевидец, свидетельствует «о том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни» (1Ин.1:1). Апостол Петр пишет: «Мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням (σεσοφισμένοις μύθοις) последуя, но быв очевидцами Его величия» (2Петр.1:16). В отличие от античных мифов, действие которых разворачивается в некоем особом, «мифическом» времени, в Новом Завете речь идет о событиях, происходивших в истории, в годы правления определенных властителей, в них принимают участие совершенно конкретные лица, о существовании которых мы знаем и из других источников. Таким образом, сам жанр Евангелий некорректно сопоставлять с мифами, построенными по совершенно иным литературным принципам.
Мифы в современной культуре
В современной культуре мифы могут рассматриваться с разных сторон и осмысливаться по-разному: как компоненты религиозных учений; как формы отражения образных представлений людей о действительности; как средства влияния на сознание людей и пр. В настоящее время мифотворчество осуществляется в самых разных областях человеческой деятельности: в политической, идеологической, пропагандистской, религиозной, литературной, научной и др. Наличие средств массовой информации, интернета, способствует стремительному распространению разного рода мифов в обществе. Приведем несколько примеров современных мифов.
Миф о превосходстве «научного мировоззрения» над религиозным.
Миф о ненужности религии для современного человека.
Миф о возможности построения идеального справедливого общества на земле.
Миф о жидомасонском заговоре (или иные версии заговора против России, Православия).
Миф о превосходстве западной модели цивилизации над любыми прочими цивилизационными моделями.
Цитаты о мифе
«Всё, что я представляю собой в частной жизни – это литературный критик и историк, такова моя работа. И на этой основе я вполне подготовлен к тому, чтобы заявить: если кто-то считает, что Евангелия – это мифы или беллетристика, то он просто проявляет свою некомпетентность в качестве литературного критика. Я прочитал множество романов, и я достаточно хорошо знаком с легендами, складывавшимися у древних людей, и я прекрасно знаю, что Евангелия не принадлежат к литературе такого рода».
К.С. Льюис, христианский писатель и филолог
......
Десятый день.
Св. мученик Мина.
(Уроки из жизни св. муч. Мины: а) о примирении ссорящихся и б) о добродетели терпения).
I. Ныне память свв. мучеников Мины, Ермогена и Евграфа. Мина, образованный и красноречивый афинянин, исповедывавший тайно веру Христову, быв послан в качестве воеводы императором Максимином в Александрию для укрощения смут, возникших между христианами и язычниками, успел «примирить и успокоить» враждующих, но вместе с тем воспользовался этим случаем, чтобы открыто проповедывать истину христианской веры.
Узнав об этом, Максимин отправил в Александрию епарха Ермогена для суда над бывшим своим приближенным, воеводою Миною, и с строжайшим приказом очистить город от христиан.
Ермоген, также афинянин и хотя язычник, но одаренный высокою душою, которой свойственны были христианские чувства и понятия, начав производить суд над Миною, был так поражен его ответами и потом «терпением», с которым Мина переносил истязания, которым он по обязанности своей подвергнул его, что сам уразумел истину и достоинство христианской веры, просветился окончательно от мученика Мины и, приняв от него крещение вместе со множеством народа, был поставлен епископом александрийским.
Тогда Максимин сам прибыл в Александрию (ок. 311 г.) и, несмотря на поразительные чудотворения, проявленные во время жестоких истязаний, которым были подвергнуты Мина и "Ермоген, не уразумел истины, не смягчился в своей ожесточенности, и даже собственными руками умертвил уверовавшего при этих чудесах в Бога христианского одного язычника, именем Евграфа, который во всеуслышание стал славить имя Господа, творящего чудеса. Свв. же муч. Мина и Ермоген были усечены мечом.
Мощи этих святых мучеников были впоследствии перенесены в Константинополь.
II. Два урока преподает нам св. мученик Мина, ныне вместе с другими св. мучениками воспоминаемый церковию для нашей духовной пользы.
а) Первый тот, что христиане, по примеру св. муч. Мины, должны примирять враждующих и прекращать ссоры. Св. Иоанн Златоуст с великою силою убедительности и красноречия так говорит об этой добродетели. «Когда видим, что другие ссорятся и дерутся между собою, то спокойно стоим, забавляемся бесстыдством других, и окружаем это диавольское зрелище, которого может ли что быть безчеловечнее? – Видим, что бранятся, дерутся, раздирают друг у друга одежду, обезображивают лица, и спокойно продолжаем стоять? – Ужели тот, кто дерется, медведь? – ужели зверь? – ужели змий? Это человек, всегдашний сообщник твой; он – брат тебе, он член твой! Итак не смотри, но прекращай ссоры; не забавляйся, но укрощай; не побуждай других к такому бесстыдству, но разнимай и усмиряй дерущихся; потому что радоваться таким случаям свойственно только людям бесстыдным, непотребным и безумным. Ты смотришь на человека, бесстыдно поступающаго, и не замечаешь, что и сам то же делаешь? – И ты не вступаешься, чтобы рассеять сборище диавольское, и прекратить злобу человеческую!»
Предвидя, что некоторые христиане по поводу этого совета примирять враждующих скажут, что они могут подвергнуться оскорблениям и побоям, продолжает: «ты не примешь их; а если и примешь, то это будет тебе вместо мученичества, потому что за Бога претерпишь это. Если же не хочешь принять побоев, то подумай: Сам Господь восхотел претерпеть за тебя крест. Как обижающий, так и обижаемый, от сильного гнева, ими преобладающаго, подобны пьяным и потерявшим рассудок; потому имеют нужду в человеке здравомыслящем, который бы им помог – первому, чтобы перестал обижать, а второму, чтобы избавился от побоев. Итак пойди, и подай руку помощи – трезвый опьянелому, ибо опъянение, происходящее от гнева, гораздо хуже опьянения от вина! Посмотри на корабельщиков: они как скоро видят где-либо кораблекрушение, тотчас, поднявши паруса, спешат, дабы исхитить от волн товарищей по ремеслу. Итак, если имеющие одинаковое ремесло так друг другу помогают, то тем паче надлежит помогать друг другу тем, которые имеют одинаковую природу, ибо здесь кораблекрушение гораздо бедственнее того. Ибо во время ссоры или изрыгают хулы, и таким образом теряют все прежния добрыя дела: или в сильном гневе клянутся ложно, и таким образом впадают в геенну; или наносят побои и совершают убийство, и опять подвергнутся такому же кораблекрушению.
Итак пойди, прекрати зло, спустись в это бурное море и исхити утопающих, и разрушив зрелище диавольское, уговаривай каждого порознь, погаси пламень и укроти волны. Если пожар и распространится, огонь усилится, не бойся; ибо многие тебе подадут руку помощи, только начни, и прежде всех поможет Бог мира.
И если ты первый начнешь гасить пламя, то несмотря на то, что многие другие тебе будут помогать, ты один получишь награду за все. Послушай, что говорит Бог иудеям пресмыкающимся долу: если увидишь, говорит Он, упадшего осла у врага твоего, не проходи мимо, но подними. Но гораздо легче разнять ссорящихся между собою, нежели поднять упадшую скотину. Если же должно поднимать осла у врагов, то тем более души у друзей, особенно когда последнее падение гораздо бедственнее; ибо души упадают не в грязь, но в огненную геенну, от тяжести гнева. А ты, жестокий и безчеловечный, видя брата своего лежащего под тяжким бременем и диавола предстоящего и разжигающего пламя гнева, проходишь мимо! И скот оставлять без помощи не безопасно. Самарянин, когда увидел раненаго, совсем неизвестного ему человека, и не имевшего никаких к нему отношений, остановился, посадил его на своего осла, привез в гостиницу, нанял врача и "деньги гостинику частию заплатил, частию обещал заплатить. А ты, видя человека, который попался не разбойникам, но полчищу демонов и ярости врага, не в пустыне, но среди площади, – когда тебе не нужно ни платить денег, ни нанимать осла, ни далеко идти, но только сказать несколько слов, – ты, жестокий и безчеловечный, не хочешь помочь, но бежишь мимо! Как же ты надеешься сам когда-нибудь получить милость у Бога?» (Из твор. св. I. Злат. сн. В. ч. 1889 г. 35).
б) Второе наставление, получаемое от жизни св. муч. Мины, то, что христианин должен с великим терпением и без всякого ропота сносить постигающия его бедствия и даже страдания, как делал это св. муч. Мина и все другие св. мученики. Св. Григорий Двоеслов увещевая к терпению, говорит: «добродетель терпения обыкновенно упражняется тремя способами, ибо мы иное терпим от Бога, иное от древняго врага, а иное от ближняго. От ближняго мы терпим преследования, вред и поношения, а от древняго врага – искушения; от Бога же вразумления. Но во всех этих трех способах ум тщательно должен осматривать сам себя, дабы против обид со стороны ближняго не увлечься желанием воздаяния злом на зло; дабы против вражиих искушений не преклониться к услаждению, или к согласию на беззаконие; дабы против вразумлений Создателя не пасть в ропот. Ибо враг терпит совершенное поражение тогда, когда душа наша и среди искушений не увлекается услаждением и согласием, и среди поношений от ближняго остерегается ненависти, и среди вразумлений Божиих воздерживается от ропота.
Исполняя это, мы не должны желать себе воздаяния благами настоящими; ибо за подвиг терпения надобно ожидать благ будущей жизни, так чтобы награда за наш подвиг началась тогда, когда уже весь подвиг решительно кончится. Поэтому и чрез псалмопевца говорится: «не до конца забвен будет нищий, терпение убогих не погибнет до конца» (Псал. 9, 19). Ибо терпение убогих кажется как бы «погибшим», когда за него ничем не воздается в этой жизни. Но терпение убогих «не погибнет до конца», потому что слава за него получается тогда, когда вместе кончается все трудное.
Итак, братие, храните терпение в душе, и выражайте его на деле, когда требуют обстоятельства. Никакие поносительные слова да не подвигнут никого из вас к ненависти ближняго; никакие убытки в преходящих вещах да не смущают. Ибо, если желаете славы вечного воздаяния, то не жалейте о том, что потерпели временную обиду. Итак, терпите врагов ваших, но любите, как братьев, тех, от которых вы терпите. За временные обиды ищите вечных наград. Впрочем никто из вас не должен иметь самонадеянности, будто он может исполнить это своими силами, но усердно молитесь, чтоб это совершил в вас Сам Тот, Кто заповедует. И мы знаем, что Он охотно выслушивает молящихся, когда они молятся о даровании того, что Он заповедует». (Из твор. св. Григория Двоеслова))
III. Молитвами св. муч. Мины да дарует нам Господь спасительное терпение в перенесении бедствий и св. дерзновение примирять враждующих. Аминь. (Свящ. Гр. Дьяченко).
..
Вторник. О том, кого следует опасаться
Лк.21:12–19
Евр.4:1–13
В беседе о последних временах Господь предупреждает учеников, что ничего завидного их на земле не ждет. «Возложат на вас руки, и будут гнать вас, предавая в синагоги и темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое; будет же это вам для свидетельства». Как оказалось впоследствии, самым сильным свидетельством христиан было свидетельство своей жизнью, своей кровью. А на случай, когда надо свидетельствовать и словом, Господь говорит: «Положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать; ибо Я дам вам уста и премудрость».
Но – что удивительно: хотя этой премудрости «не возмогут противоречить, ни противостоять все противящиеся вам», – это не сможет остановить гонений. Гонения будут даже со стороны самых близких, единокровных: «преданы будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят; и будете ненавидимы всеми за имя Мое». Это – для всех христиан, без исключения, на все века вперед.
Но как после этого должны мы смотреть на всех вокруг, и даже на самых близких? От всех в любой момент ждать предательства? Ну а что тут удивительного, если не только от других, но, в первую очередь, – от самих себя предостерегает слово Божие: «Будем опасаться, чтобы» «не оказался кто из вас опоздавшим». Ведь было же это: те избранные, которым было «прежде возвещено, не вошли» «за непокорность». Поэтому «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших». Потому что и наши собственные сердца могут ожесточиться, и из них может выйти злая воля, несмотря на все откровения и предостережения.
Ни о себе, ни о других – ничего мы до конца не знаем. Это только для Бога «нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто пред очами Его». И не с таким вниманием и опасением должен я смотреть вокруг себя, сколько – за самим собой, чтобы не пострадать мне, например, просто за злословие и пустословие, а не за Христа. Как писал Иоанн Лествичник: «убоимся Бога, по крайней мере так, как боимся зверей: ведь не лезем же мы в чужой сад, когда знаем, что там злая собака». И заповедь Божья говорит: «Даже в мыслях твоих не злословь царя, и в спальной комнате твоей не злословь богатого; потому что птица небесная может перенести слово твое, и крылатая – пересказать речь твою» (Еккл.10:20). И не птица будет виновата, не доноситель, но сам ты. Потому что нарушил Божье слово.
...
🌿 Всё хорошо в Меру
Ребёнок, окружённый критикой — учится обвинять;
Ребёнок, окружённый насмешками — учится быть недоверчивым;
Ребёнок, окружённый враждебностью — учится бороться;
Ребёнок, окружённый злостью — учится причинять боль;
Ребёнок, окружённый непониманием — учится не слышать других;
Ребёнок, окружённый обманом — учится врать;
Ребёнок, окружённый позором — учится чувствовать вину;
⠀
❤️ И только любовью всё преображается..
⠀
Ребёнок, окружённый поддержкой — учится защищать;
Ребёнок, окружённый ожиданием — учится быть терпеливым;
Ребёнок, окружённый похвалами — учится быть уверенным;
Ребёнок, окружённый честностью — учится быть справедливым;
Ребёнок, окружённый безопасностью — учится доверию;
Ребёнок, окружённый одобрением — учится уважать себя;
Ребёнок, окружённый любовью — учится любить и дарить любовь;
Ребёнок, окружённый свободой выбора — учится быть ответственным за свои решения.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев