Феофана Затворника
Феофан
(Кол.1:1–2, 7–11; Лк.8:1–3)
Господь проповедует, жены служат Ему от имений своих и, таким образом, как бы являются соучастницами в самой проповеди. Не всем дано проповедовать Евангелие, но все могут содействовать его распространению и быть соучастниками в этом первом на земле деле. Таковых соучастников и соучастниц много было во время проповеднических трудов святых апостолов, а потом их преемников и, наконец, по всей истории Церкви. Являются они и доселе. Наши апостолы на Кавказе и в разных местностях Сибири усердно трудятся, терпя всякую нужду и всякие лишения. Они продолжают дело Господа и святых апостолов. Какие жены и мужи пошлют им помощь, те станут в чин жен, служащих Господу, и удостоятся равного с теми воздаяния. Господь сказал: «принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает» (Ин.13:20)
Значит, Он отождествляет Себя с посылаемым на проповедь; следовательно, и услугу, оказанную посланникам Его, отождествит Он с услужением Себе Самому. По закону благости и правде Его, кто как кого принимает, тот такую и награду получает (Мф.10:40–41)
Достаточное, кажется, побуждение не сокращать руки своей в жертвах на вспомоществование великому делу проповеди евангельской.
Притча дня
Брат спросил старца:
— Какое бы мне делать доброе дело и жить с ним?
Старец отвечал:
— Бог знает, что — добро. Я слышал, что некто из старцев спрашивал авву Нестероя: «Какое бы доброе дело сделать мне?» Авва отвечал ему: «Не все ли дела равны?» Писание говорит: «Авраам был страннолюбив, — и Бог был с ним; Илия любил безмолвие, — и Бог был с ним; Давид был кроток, и Бог был с ним». Итак, смотри, чего желает по Богу душа твоя, то делай и блюди сердце твоё.
......
22-й день месяца
Превыше всех чинов Архангельских царствует Пресвятая Дева Мария. Весь сонм небесных Духов, озаренный лучезарным сиянием славы Её, восхваляет и превозносит Её. Но внимает с милосердием Царица Небесная. Знаешь ли ты, какое пламенное желание Её? Это желание видеть тебя на небе вместе с Собой. Но и на земле, за свое сердечное благочестие, за свои горячие молитвы, ты можешь согреваться лучами Её света, услаждаться Её любовью и величаться красотою совершенств Её. Присоединись к небожителям и благословляй с ними Божию Матерь. Все побуждает тебя поклоняться Ей. Небо и земля возвещают славу Её. Отец, Сын и Дух Святой свидетельствуют о Ней. Приснодеве, Матери Иисуса, Владычице нашей, да будет слава, поклонение и благодарение во вся веки.
Внемли славословию нашему, Пресвятая Мати Божия. Царица неба и земли, внемли нашему славословию: мы благословляем и прославляем Тебя, мы воссылаем Тебе сердечные хвалы наши. Ты – спасение призывающим Тебя, прибежище грешных, заступление христиан, утешение скорбных, блаженство избранных, упование людей, – внемли нам и яви милосердие; спаси грешника, припадающего к стопам Твоим; пусть Кровь, пролитая на Кресте Божественным Сыном Твоим, очистит грехи его. Ты Матерь сирых и убогих; он убог и сир. Он поставляет все свое блаженство в том, чтобы переноситься мыслями к подножию Твоего престола и называть Тебя своей Матерью. Сколь сладостно, сколь утешительно сие имя, подающее ему отрадные надежды! Мы не перестанем благословлять Тебя, прибегать к Тебе с той же любовью и надеждой. Ты услышишь нас, ибо любишь исповедников Сына Твоего и открываешь им Свое сердце, дабы они находили в нём себе прибежище и утешение. Да будет благословенно вовеки сердце Пречистой Девы Марии, сокровище всякой благодати и всех совершенств блаженных.
..........
Сюжет
Всемирный потоп описан в Книге Бытия. Он прообразовательно символизирует Страшный Суд, который будет вершиться над людьми. «Сорок дней длился потоп. Когда вода стала прибывать, она приподняла ковчег, и ковчег поплыл. Вода все прибывала и затопляла землю. Ковчег плавал, а вода поднималась все выше, пока не покрыла самые высокие горы, какие есть под небом. На пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и горы исчезли под водой.
И погибли тогда все, кто жил на земле: и птицы, и скот, и звери, и все твари, какими была полна земля, и все люди. Все, в чьих ноздрях было дыхание жизни, все обитатели суши, – все умерли. Все, что было на земле, – и люди, и скот, и всякая живность, и птицы небесные – все было сметено с лица земли. Уцелел лишь Ной и те, кто был с ним в ковчеге. Наводнение продолжалось сто пятьдесят дней» (Быт. 7:17-24).
Описание
Иван Константинович Айвазовский – выдающийся художник, для которого море являлось любимой стихией. Любовь к морскому пейзажу проявилась также в цикле картин на библейские сюжеты. Одно из полотен «Всемирный потоп», представляет действительно завораживающее впечатление: художник мастерски передает гибель людей под ударами морской стихии.
Библейская история о жизни праведного Ноя является одной из самых трагических в судьбе человечества. Милосердный и терпеливый Бог настолько был огорчен людскими пороками, распрями, неповиновением Его Слову, что решил истребить весь человеческий род с лица земли, сохранив жизнь лишь праведному Ною и его семье. В качестве меры наказания Господь обрушил на землю дождь, который, согласно библейскому преданию, шел 40 дней и 40 ночей, уничтожив всё живое.
Художник в мельчайших деталях передает страх людей перед лицом смерти, которые до этой катастрофы проводили жизнь в праздности, расточая ее на удовольствия, полностью забыв о Боге. Картина поражает воображение тщательно прорисованными эмоциями на лицах персонажей. Наибольший трепет вызывает женщина с младенцем на руках, которой, увы, не удастся спасти ни себя, ни ребенка. Вместе с людьми гибнут животные, домашний скот, дикие звери. Вот перед нами ревущий слон, издающий последний трубный глас перед тем как уйти под воду. Обессилевшие люди пытаются защититься от удара стихии, переползая на остатки суши, те, кто уже находится в воде в надежде воздевают руки. Но на оставшихся в живых надвигается чудовищная морская волна, которая одним ударом все уничтожает на своем пути. На небосводе нависли темные мрачные тучи, лишь где-то вдалеке за горизонтом видится свет.
Разбушевавшаяся стихия магнетически воздействует на зрителя, кажется, что вода готова вырваться из картины. Вся палитра красок предвещает трагический исход, невозможность спасения. Здесь же и отчаяние людей, поглощаемых грозной стихией. Море часто предстает у художника универсальной основой природы и истории, с водой исчезают также грехи и мрак, стихия у мастера – это проблеск надежды и веры вопреки тьме и печали.
Но все же есть выход из тьмы в иную сферу – в мир света и добра. Это подчеркнуто при помощи светлых красок в левой части картины, прямо над кучкой изнемогающих от борьбы со стихией людей как будто бы светлеет, рассеиваются облака, предвещая конец бури.
«Всемирный потоп» кисти Айвазовского напоминает нам о важности праведной жизни, о том, что нельзя откладывать дела спасения на «потом». Необходимо также бороться с грехом, возрастая в любви к ближнему.
Потоп является прообразом Страшного Суда, на который будет призвано все человечество; жить беспечно, полагаясь на сегодняшний день, на свое богатство, благополучие и здоровье невозможно, ибо душа человеческая в руках Божиих. Неисполнение заповедей Божиих несет человеку духовную смерть, потоп является ярким примером этой внутренней гибели души, которая гибнет под «девятым валом» страстей. Единственная возможность спасения лежит в покаянии, молитве, непрестанном призывании Бога. Ноев ковчег – символ Церкви, корабля, ведущего по волнам к тихой гавани – Небесному Иерусалиму. Покаяние и примирение со Христом – единственный путь, который поможет человеку избежать смерти души.
История
В 1862 году Айвазовский пишет «Всемирный потоп», который был исполнен в двух версиях. Представленный вариант картины был написан художником в 1864 году и находится в собрании Государственного Русского музея.
Критика
Картину в свое время высокого оценили два императора: Александр II и Александр III. Первый из них приобрел ее на выставке в Академии художеств для Эрмитажа, а второй передал в собрание созданного им Русского музея.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев