09 сентября.
«Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением» (Кол. 4:2)
Для того, чтобы следовать примеру Спасителя и жить по слову Его, надо прислушиваться к Его голосу в нашей душе, к голосу Святого Его Духа в нас. Духом Своим Святым Бог подчас призывает нас, увещевает, утешает, возрождает. Дух Святой один может научить нас истинному, сердечному сокрушению, вере живой, миру невозмутимому. В непрестанном тесном единении со Христом мы учимся любить, в Нем мы понимаем всю тщету земного счастья, в Нем, среди борьбы и испытания, нам открываются чудные сокровища духовного утешения.
Следуя Его указаниям, мы следуем за Самим Христом, одним словом, «Дух животворит»; в Нем истинная жизнь! Блаженна душа, заглушающая в себе все земные звуки для того, чтобы внимать лишь Его божественному голосу. Блажен прислушивающийся к этому голосу, вкусивший и видевший, «яко благ Господь». Блаженны те, которые научились жить внутренней, духовной жизнью, которые научились молиться! Молитва, от нее все исходит, и к ней мы возвращаемся непрестанно, в ней вся сила, ею держится все, снова и снова будем прибегать к ней.
Будем постоянны в молитве, и все препятствия, весь окружающий нас мрак, все наши сомнения исчезнут. Будем молиться, и Сам Христос научит нас следовать за Ним, нести крест наш, отвергнуться себя; сделавшись истинными и верными Его учениками, будем молиться, и мы победим! Горе́ имеем сердца! Господи, прими и в эту минуту сердца наши, взывающие к Тебе, очисти их, недостойных, Твоею благодатью, посвяти их Себе и научи нас верить Тебе одному, Тебя любить, на Тебя лишь надеяться. И пусть запечатлеется в нашей душе Твое слово: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24).
.........
В чем мы можем поучиться у птиц
27 августа (9 сентября)
(Слово от старчества. Прол. Авг. 27)
Слово церковное на 27-й день августа дает нам некоторые уроки от птиц. Какие же это уроки, и в чем состоят они? Птичье житие, говорит слово церковное, знаменует и нам имети нестяжательное и беспечальное житие. Вот первый урок, и урок хороший, ибо оный дает нам и Христос-Спаситель: Воззрите, говорит, на птиц небесных: они не сеют, не жнут, не собирают в житницу; а Отец ваш небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? (Мф. 6, 26). Мы не должны привязываться к земному, не должны полагать в нем задачу и цель жизни, а, имея пищу и одеяние, быть довольными и ими и во всем остальном уповать на Господа, Который для нас есть Отец Милосердый и, в случае нашей нужды, всегда подающий нам все, для жизни необходимое.
Есть птицы, у которых крылья так устроены, что они не могут высоко летать. Такие птицы, по слову церковному, учат нас не высоко мыслить о себе и быть смиренными и с такими же людьми иметь и общение. И этому учит также нас и Сам Спаситель, говоря: всяк смиряяй себе вознесется. И еще: на кого воззрю? Токмо на кроткого и молчаливого и трепещущего словес Моих.
Наконец, крылья птицы, по слову церковному, учат нас «едину мысль имети горе к Богу... Крили бо есть деяние и видение, ими же восходим к Богу». Христианин всегда должен жить с Богом и в Боге и иметь ум всегда устремленным к небесному, вечному и божественному. Что нам в этой земле? Она чужая нам сторона: небо наше родное отечество, где наш Господь, породивший нас честною Своею Кровью, и где так светло, так отрадно, где такие чудные красоты, где такое восхитительное пение. Итак, как видите, есть чему поучиться и от птиц. И мы сейчас научились от них быть нестяжательными и во всем полагаться на Бога; быть смиренными и с такими лишь людьми иметь и общение; и, наконец, ум иметь всегда устремленным к Богу и жить лишь для Него и для вечности.
Примем эти уроки к сердцу нашему и будем стараться усвоить их себе для спасения нашего. Аминь.
...........
9-й день месяца
Возлагающий надежду свою на Ангела Хранителя благоразумнее, нежели тот, кто надеется на князей и сынов человеческих. Кто с верою говорит своему Ангелу: «Ты мой покровитель», тому не страшны никакие угрозы людские. Припомни историю еврейских отроков, бывших в плену: Анании, Азарии и Мисаила, служителей истинного Бога. Навуходоносор приказал вылить из золота истукана величины огромной и велел, чтобы по звуку мусикийских органов все придворные чины, вельможи и народ пали на колени перед этим истуканом и поклонились ему. Нечестивые вавилоняне исполнили царское повеление; но Анания, Мисаил и Азария презрели это повеление. Обвиненные перед царем, они были осуждены на сожжение в пещи огненной. Взятые царской стражей и связанные по рукам и ногам, отроки еврейские брошены были в пещь до такой степени разожженную, что те самые, которые ввергли их в оную, пали мертвые от сильного пламени.
Три мученика лежали связанные среди пылающего огня, но Ангел Господень приял их на свои руки, расторг их узы и они свободно ходили в пламени огненном, славя и благословляя Бога. Ангел Божий, находившийся с Ананией, Мисаилом и Азарией, отклонил от них пламень огненный, веял на них ветром прохладным и окроплял их обильною росою. Огонь не коснулся их и не причинил им никакого вреда. Они славили Бога и благословляли Его едиными устами, вещая: Благословен еси Господи, Боже отец наших, хвально и прославлено имя Твое и превознесено вовеки (Дан.3:26). Царь со всеми вельможами был свидетелем сего чуда. Он повелел освободить из пламени трех юных мучеников и обнародовал по всему царству своему о победе истинного Бога над суетными идолами земными.
По прошествии нескольких лет пророк Даниил был брошен теми же самыми вавилонянами в ров, в котором семь голодных львов готовы были пожрать его. Но Ангел Хранитель посетил его и сделал этих лютых зверей кроткими и смиренными. Ангел также и питал пророка во все время пребывания его во рву львином.
Опасные и ложные друзья окружили тебя. Они желают, чтобы ты поклонился их идолам: удовольствиям, роскоши, богатству. Злые собеседники, как тигры, жаждущие твоей крови, готовы пожрать тебя. Они окружили тебя огнем, горящим пламенем ада. И какое страшное пламя горит в собственной груди твоей! Похоть, гордость, зависть и многие другие страсти жгут твое сердце. Кто потушит этот огонь? Кто повеет на тебя прохладительным ветром? Кто одождит росу? И что значит этот ветер? Что значит эта роса? Это усладительные мысли о Боге, внушаемые небесным Ангелом; это кровь и вода, истекающая из язв Иисуса Христа; таков ветер, охлаждающий страсти; такова роса, погашающая пыль похоти и оплодотворяющая зерно добродетелей: это пища, насыщающая твою душу. Таковы благодеяния, доставляемые тебе Ангелом.
Если же ты знаешь сей дар Божий и знаешь того, кто приносит его тебе, то благослови Господа за Его благость, за Его милосердие беспредельное и молись твоему Ангелу Хранителю:
«Ангел Милосердого Бога! Под твоим покровом я избавился от опасности, угрожавшей мне неминуемою погибелью. Без тебя, может быть, я уже был бы ввержен в пламень преисподний. По твоему заступлению Господь спасает меня всякую минуту. Ты избавляешь меня от сетей злобного врага, как сердобольный человек освобождает птичку из расставленных ей силков; ты расторгаешь сети – и душа моя делается свободною. С тобой я покоен, как дитя на груди своей матери. Милосердый покровитель, будь благословен вовеки!»
.........
Описание
Перед нами еще одно из нескольких полотен мастера, посвященное циклу истории Иосифа.
Но в отличие от картины, которая хранится в ГМИИ им. А.С. Пушкина, на данной картине представлена более светлая цветовая гамма. Мы видим здесь, как яркие одежды жены Потифара создают своеобразные цветовые узоры, свет и цвет на картине становятся ключевыми элементами библейского повествования. Жена Потифара, стремясь соблазнить юного Иосифа, хватается за его плащ, умоляя остаться с ним. Иосиф, отстраняясь от нечестивой женщины, поднимает левую руку, словно защищаясь от нее, и поворачивается, чтобы бежать. Обе фигуры построены на контрасте, между ними идет борьба: соблазнительница, схватившись за край плаща Иосифа, пытается его удержать. Ее одеяния, беспокойные складки, изломанные линии, отражают настроение – она явно приготовила ловушку для юноши. Мерцающие драпировки и жесты фигуры передают настроение женщины, идущей на поводу у диавола, охваченной безумием. Напротив, Иосиф отстраняется от соблазнительницы, всеми силами стремясь вырвать плащ, за который женщина ухватилась рукой. В спешке он вскоре оставит свой плащ в ее руках, который искусительница использует в своих целях, обвинив юношу в насилии.
На представленной картине показано уродство тяжкого греха, добродетель и порок образуют яркий контраст, который передается красками, движением персонажей: теплая гамма желтого плаща Иосифа и холодная у жены Потифара, смуглый цвет кожи юноши и бледная, с жемчужным отливом у соблазнительницы. Если в «пушкинской» версии женщина отталкивает взор зрителя, то здесь она его привлекает. Однако красота соблазнительницы холодная, контраст сине-серого цвета одежд женщины и тяжелого розового балдахина, острота изломанных линий подчеркивают это. Автор показывает ложную привлекательность греха и простоту добродетели. Иосиф изображен на фоне окна, за которым виднеется небо. Облака бегут как бы в такт герою, и здесь мы видим еще одно прочтение сюжета: добродетель, стяжающая награду на небесах, но поруганная на земле, и порок, победивший в земном царстве, но чуждый для обитателей Царства Небесного.
История
Гвидо Рени был крупным представителем болонской школы, учеником Лодовико Караччи. Лодовико Карраччи и два его двоюродных брата, братья Агостино (1557-1602) и Аннибале (1560-1609), вместе совершили революцию в изучении и практике живописи – особенностью их творчества стал сдержанный классицизм и выражение неподдельных эмоций, характерные для искусства барокко. Особый акцент представителями болонской школы строится на композиции и цвете. Сложность композиционных построений, движение и ритм, разнообразная цветовая палитра – все это наследует Гвидо Рени у своего учителя. Однако он идет дальше, тяготея к приемам не менее известного художника Микеланджело Меризи де Караваджо.
Работая большую часть в Риме, художник становится фактически главной фигурой в кругу известных мастеров, стремясь примирить принципы болонской школы и экспериментальный метод Караваджо. Для позднего творчества Гвидо Рени характерно сочетание разных стилей – маньеризма и барокко с элементами классицизма.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев