Раскаяние есть доска после кораблекрушения. Оно есть пристань для жизни христианина, первый шаг на пути к Небу. Истинное раскаяние есть дар Божия милосердия. Но чтобы получить его, не довольно взвесить и оценить в уме всю важность греха, должно привести на память все преступления, учиненные тобой. Только один грех был причиной падения Денницы, только один раз Адам и Ева вкусили запрещенный плод от древа познания зла; а ты, напротив, обращал тысячу раз и очи и руки на все те древа, к которым прикасаться тебе запрещено было. Пройди мысленно десять заповедей Божиих и правила Церкви: мало заповедей и церковных правил, которых бы ты не нарушил, мало грехов, которых бы не совершил. Приведи себе на память, сколько получил ты благодеяний от милосердия Божия и как употребил их. В день Суда потребуется от тебя отчет.
Чтобы не быть тебе осужденным в оный страшный день, рассматривай жизнь твою! Как ты провел свое детство, свое младенчество, свою юность? Как употребил каждый день своей жизни? Как пользовался телесными силами и душевными способностями? Бог даровал тебе всё, чтобы ты всё делал во славу Божию. Глаза твои обращены были на предметы суетные и часто опасные, слух твой внимал клевете и соблазнительным разговорам, язык твой произносил слова, обидные для ближнего и оскорбительные для Бога. Все твои чувства пресыщались удовольствиями предосудительными. Твоя память напоминала тебе то, что никогда не должно было занимать ума твоего. Употребил ли ты ум свой на то, чтобы познать Бога, Его совершенства, Его милости к тебе, твои обязанности и твою участь в вечности? Нет! Ум твой, сей дар неоцененный, занимался пустыми призраками земными; сердце твое, долженствовавшее пламенеть любовью к Богу, было преисполнено низких и грубых вожделений.
Подобно твоему Ангелу, не должен ли ты был питать ум свой светом небесной истины и с чистой любовью возноситься к Богу и в недре Его почерпать себе силу благодатной жизни? Для чего погребаешь свою душу в плотских наслаждениях сего мира? Ангел представлял тебе благодать Божию, купленную Кровью твоего Спасителя, Его беспредельную любовь к тебе, но ты пренебрегал его внушениями. Сколько раз ты противился действию святых вдохновений, сколько раз ты удерживал всякое движение благочестивых мыслей?
Ты оскорбил Святого Духа, не слушал Его голоса для того только, чтобы следовать порочным своим наклонностям. Вместо того чтобы покориться твоему Отцу Небесному, предаться Его святой и праведной воле, ты гордился буйной свободой и становился рабом страстей своих, угодником мира и демона. Ты сделал несколько добрых дел, но каждая минута жизни должна быть ознаменована добрым делом; все твои дни должны быть посвящены добродетели. Рассмотри себя беспристрастно: самолюбие, гордость, чувственность наполняют все течение твоей жизни, помрачают все твои дела, даже те самые, которые ты почитаешь добрыми. Какая христианская добродетель твердо укоренилась в твоем сердце? В нем не видно даже тени добродетели. Если бы ты ведал, кто послан к тебе от Бога, кто таков тот, который взывает к совести твоей: с какой поспешностью, с какой горячностью прибег бы ты на призыв любви его! Итак, приди и познай, сколь благ Господь; приди к Источнику жизни, к Иисусу Христу, отдай Ему свое сердце, приди, Ангел будет твоим руководителем, и ты сделаешься участником жизни вечной.
Твои внушения, Ангел Хранитель, проникают в очерствевшее мое сердце, и я из глубокой бездны, изрытой грехами моими, взываю к тебе, избавь меня и приведи к Отцу Небесному; я скажу ему: «Помилуй меня, Отец Премилосердый, по великой Твоей милости и по множеству щедрот Твоих, очисти меня» (Пс.50:3). Мои беззакония умножились без числа; но помолись обо мне, святой Хранитель моей жизни, вдохни в душу мою живое чувство любви твоей и представь Господу слезы скорби моей: Он Милосердный не презрит слезной моей жертвы и по милосердию Своему простит мне мои согрешения.
...
Польза душам умерших от благотворений, с верою совершаемых в память их
24 августа (6 сентября)
(Слово от старчества)
Душам умерших спасительны бывают: приношение за них бескровной жертвы Тела и Крови Христовых, затем вообще возносимые о них к Богу молитвы и, наконец, раздаваемые с верою, в память их, милостыни. Сегодня мы, братие, побеседуем с вами о последних и докажем пользу их для умерших – и примером, и учением св. отцов.
Блаженный Кир Лука раз поведал братьям следующее видение: «когда составлялось общежительное братство, то к нему пришел его родной брат. Приняв чин Ангельский, он провел, однако же, жизнь свою в крайнем небрежении и, не исправленный ни советами, ни слезами своего брата, умер. Сердобольный и попечительный старец не переставал молиться об отшедшем, прося Бога открыть ему его участь. Находясь, таким образом, в молитве, он однажды увидел душу брата своего в руках бесовских; в ту же пору послал он некоторых из братий тщательно осмотреть келью умершего. Посланные нашли в ней деньги, которые тотчас же старец приказал раздать нищим. Сделавши это, старец опять стал на молитве и увидел судилище Божие и Ангелов Света, спорящих с бесами за душу брата. Бесы вопияли: «Ты праведен, так суди же; душа наша, ибо она творила дела наши». Ангелы говорили, что она избавлена милостынею, розданною за, нее. Бесы противились и восклицали: «Да разве он раздал милостыню? Не сей ли, указывая на самого Кир Луку, – старец?» Притрепетный подвижник отвечал: «Да, я сотворил милостыню, но не за себя, а за сию душу». Бесы исчезли, и душа осталась в руках Ангелов Света.
Как убеждает о пользе милостыни умершим пример, так же ясно учат о сем и св. отцы. Св. Златоуст говорит: «Надобно, сколько можно, помогать отшедшим не слезами, но... милостынями и приношениями... И, без сомнения, возможно приобресть им прощение чрез дары, приносимые за них... Поэтому, зачем скорбишь, зачем плачешь, когда можно приобресть отшедшему такое прощение?» (на 1 Кор. бесед. 41).
Итак, видите, братие, и пример: златые уста вселенского учителя убеждают нас в великой благотворности милостыни для умерших. Потому и не скупитесь раздавать ее за умерших меньшей братии Христовой, и будьте уверены, что она даст усопшим, близким вашему сердцу, ослабу и покой. «Милостыня, – говорит тот же вселенский учитель, – престолу предстоит, не точию покровительствуя, но и Самому Судии советуя, да виновного помилует» (33 Бес. к народу). То же говорит и блаженный Августин: «Пред враты геенскими стоит милосердие и не попущает ввергнуть в темницу никого же» (Бес. 39, вопр. 50). Вот насколько велика сила милостыни! Она, как видите, простирает свою благотворность и на загробный мир и отшедшим в оный несет милость и прощение. Аминь.
....
Обещания Божии
06 сентября.
«Вот, награда Его с Ним и воздаяние Его пред лицем Его» (Ис. 40:10)
То же слово повторяется ясновидцем Иоанном в его Откровении, когда он слышал от Самого Господа: «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» (Откр. 22:12).
Это обещание Господа есть ответ тем, кого вводят в заблуждение кажущиеся несправедливости на земле, где так часто зло как бы торжествует над добром.
Но мы знаем, что грядет Господь, – «и награда Его с Ним»; и есть у нас еще лучшие обещания. Предоставим Господу воздаяние за дела каждого. Он уже здесь, на земле, часто дает предвкушать его. Если бы мы могли проникнуть в тайники совести наших ближних, мы бы убедились, что Господь действительно воздает каждому по делам его.
В ту минуту, когда, по-видимому, мы беспечно предаемся «греховному наслаждению» (Евр. 11:25), неопределенная и томительная тоска шевелится в глубине нашего сердца и предвещает нам о неизбежном наказании Божьем за наши дела. Это Господь приближается, и «воздаяние Его пред лицем Его».
И здесь, на земле, Господь дает иногда предвкушать вечное блаженство, и дает даром, не принимая ничего от нас взамен, как и даром, не за наши заслуги, ведет нас в Царствие Небесное.
Служба Господу приносит уже с собою награду, потому что, служа Ему, мы находим Его Самого.
Пусть смысл слов, сказанных отцем старшему сыну в евангельской притче, будет нам понятнее, чем ему: «Сын мой, ты всегда со мною, и все мое – твое» (Лк. 15:31), ведь его награда была велика: не есть ли это высшее блаженство – быть всегда с ним?
Апостол Павел говорит: «Господь ищущим Его воздает» (Евр. 11:6). Да, Он дает Себя Самого тем, кто Его находит, «награда Его с Ним», ибо Он Сам есть высшая награда наша.
..
Сюжет
Сюжет иллюстрирует слова из Первой Книги Царств: «А от Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух от Господа. И сказали слуги Сауловы ему: вот, злой дух от Бога возмущает тебя; пусть господин наш прикажет слугам своим, которые пред тобою, поискать человека, искусного в игре на гуслях, и когда придет на тебя злой дух от Бога, то он, играя рукою своею, будет успокоивать тебя. И отвечал Саул слугам своим: найдите мне человека, хорошо играющего, и представьте его ко мне. Тогда один из слуг его сказал: вот, я видел у Иессея Вифлеемлянина сына, умеющего играть, человека храброго и воинственного, и разумного в речах и видного собою, и Господь с ним. И послал Саул вестников к Иессею и сказал: пошли ко мне Давида, сына твоего, который при стаде. И взял Иессей осла с хлебом и мех с вином и одного козленка, и послал с Давидом, сыном своим, к Саулу. И пришел Давид к Саулу и служил пред ним, и очень понравился ему и сделался его оруженосцем. И послал Саул сказать Иессею: пусть Давид служит при мне, ибо он снискал благоволение в глазах моих. И когда дух от Бога бывал на Сауле, то Давид, взяв гусли, играл, – и отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него» (1 Цар.16:14-23).
Описание
На полотне изображена сцена, описанная в 1-й книге Царств: И когда дух, посылаемый Богом, нападал на Саула, Давид брал лиру и играл, и Саулу становилось легче, он успокаивался – злой дух отступал от него (1Цар. 16:23).
Здесь противопоставлены два персонажа: Давид, юноша, обладающий добродетелью терпения и любви к ближнему, и Саул, имеющий характер угрюмый и замкнутый, из-за чего у него случались продолжительные приступы меланхолии.
Саул, облаченный в богатые одежды: пурпурный плащ из дорогой ткани, украшенный драгоценным ожерельем и браслетами на руках, сидит погруженный в тяжкие раздумья. Ничто не радует его: ни роскошная обстановка дворца, ни услужливые слуги, лишь игра на арфе простодушного юноши-пастушка пробуждает на мгновение интерес к жизни, возвращая из мрачного забытья, отвлекая от непрестанных тяжких дум.
Состояние души Саула, омраченного тяжелой меланхолией, передает соответствующая обстановка: перед властителем на небольшом изысканном столике стоит сосуд с засохшим цветком, а рядом на зеркальной поверхности лежит оружие: меч и стрела, которые при внезапной вспышке гнева поразят юного пастушка, наивного и простодушного, но, вместе с тем отважного и мужественного, с терпением переносящего причуды своего господина.
Художник изобразил Давида повернутого к зрителю спиной, полуобнаженным, в традиционной пастушеской одежде, с привязанным сосудом на тонкой бечевке. В руках он держит музыкальный инструмент псалтериум, ловко перебирая пальцами струны, услаждая слух своего господина.
Взор юноши устремлен вверх, из уст звучат слова молитвы, обращенные к Невидимому Богу. Полумрак царской залы наполняют нежные и прекрасные звуки музыки, которой полностью предается юноша, хваля и славя своего Создателя.
Композиционное построение полотна построено на контрасте: Саул, погруженный в меланхолию, изображен в полумраке, тогда как Давид, исполненный светлой радости, выделен ярким светом.
Сумрачному настроению царя противопоставлено живое, вдохновенное лицо музыканта. Саула ничто не радует: ни его богатство, ни власть, ни знания, ни искусства, и напротив, Давида не отягощает ни его бедность, ни тяжелое положение при дворе, при малейшей оплошности грозящее ему неминуемой смертью, — опора на Господа его оружие и сила.
Направленный вниз взгляд Саула, его поза и движения выдают в нем напряжение и неуверенность, причиной его тоски и уныния является безверие и злоба. Напротив, упование на Бога, вселяет в Давида надежду. Господь Всемилостивый и всемогущий – его радость и утешение, о чем и поется в одном из известных псалмов.
История
Представленная работа на библейский сюжет относится к раннему периоду творчества мастера, когда художник жил и работал во Франции, сначала в Париже, затем перебрался в сельскую местность.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев