Поучение 1-е. Св. муч. Лупп.
(Об отношениях господ и слуг).
I. Св. муч. Лупп, память которого ныне празднуется св. церковию, был слугою св. великомуч. Димитрия. Находясь при кончине своего господина, он омочил его кровию свои одежды и перстень и творил ими многия чудеса в Солуне, за что, по повелению Максимиана, был усечен мечем.
II. Св. муч. Лупп, бывший слугою св. великомуч. Димитрия, подает всем слугам образец христианского отношения к господам своим.
Бр.-христ.! В нынешнее время не всегда можно видеть добрыя отношения между хозяевами и прислугой. Хозяева жалуются на прислугу, на ее неверность, леность, грубость и другие пороки. Прислуга жалуется на хозяев, что не ценят ее трудов, не вознаграждают как должно, что слишком строги, требовательны к своим служащим. Может быть и справедливы подобные жалобы – и хозяев и слуг. Но откуда оне? Где главный корень их? Корень их в самолюбии. Каждый ищет своего, требует одного, чтобы другие точно исполняли для него то, что обязаны исполнять. Но от чего при этом не обратят внимания на самих себя, на свое поведение в отношении к тем, с которых много требуют? Тогда наверное не было бы таких взаимных неудовольствий между хозяевами и прислугой.
а) Хозяин говорит, что не хороша у него прислуга, что он не может найти хороших людей. Но хозяева спрашивали ли себя когда-нибудь: хороши ди они для своих слуг, – своим терпением, кротостию и снисходительностию стараются ли смягчить грубость и дерзость их? Своими советами, наставлениями, увещаниями стараются ли искоренить худыя привычки у них? Когда слуга верен, честен, стараются ли оценить эту честность и чем-нибудь вознаградить его за нее? К несчастию, не то мы видим на самом деле. Холодно, безучастно относится большая часть хозяев к своей прислуге. Они смотрят на слугу, как на рабочую силу, которая нужна им дотоле, доколе работает, как должно, доставляет прибыль им. Почему-нибудь сделалась прислуга неспособна к своему делу: по старости ли, по внезапной ли болезни, они спешат сделать одно – скорее удалить ее от себя. Не многие из хозяев постараются потерпеть ее, пригласить врача; а посетить в больнице – это редкое явление. А между тем, как это дорого для больного слуги! Какая это была бы для него высокая награда. Мало хозяева делают добра прислуге и в других случаях. Имея их много, напр., на фабриках, могли бы устроить школу, читальню, духовно-нравственные беседы, и ничего такого для них не делают, оставляя целыя массы народа в духовной тьме. Есть, впрочем, и исключения, но это редкость. Многие из слуг никогда не бывают в храме, подолгу не говеют, а хозяева и не подумают вразумить их. Но что всего прискорбнее, многие даже намеренно отвлекают их от храма и от исполнения христианского долга, боясь упущений по хозяйству; у многих хозяев служащие и в праздники работают, торгуют, как и в будни. Какой тяжелый грех принимают на свою душу все таковые хозяева! Самое средство воздействовать на кого бы то ни было, – это делать как можно более добра для того. Итак, заботьтесь о прислуге, как о себе самих, и прислуга ваша тронется тем, будет исправнее, и вы будете более довольны ею.
б) С своей стороны прислуга жалуется на хозяев, на их взыскательность и строгость, требует от них внимания, снисхождения, кроткого и ласкового обращения. Положим, прислуга права в этом случае. Но отчего ей не подумать вот о чем: с своей стороны делает ли она что-нибудь, чтобы заслужить снисхождение и внимание? Снисходят к тем, которые сознают свою неисправность, выражают раскаяние, просят прощения и дают намерение исправиться. Но что, если по гордости своей прислуга не хочет выразить пред хозяевами раскаяния, не хочет ни сознать своей неисправности, ни дать обещания исправить себя? За что же им ожидать снисхождения и прощения? Кротко обращаются с теми, которые сами кротки и смиренны. Но что, если прислуга говорит постоянно хозяевам дерзости, оказывает им неповиновение, постоянно оскорбляет их? Кто же виноват после этого в недобрых отношениях хозяев к прислуге, как не сама прислуга! Смирись прислуга, и ей будет хорошо, и хозяева будут довольны ею. Ропщет еще прислуга на то, что не умеют ценить трудов, усердия ея. Но прежде она спросила бы себя: действительно ли велико ее усердие к хозяевам? Радеет ли о пользе хозяйской, как о собственной? Что, если внимания от хозяев ищут, ждут, а сами готовы изменить им и изменяют на каждом шагу? Ни хорошего слова о них не скажут, ни, как должно, о пользе их непорадеют, крадут их собственность, и другим показывают путь к тому. Если слуга желает себе внимания хозяйского, должен заслужить его, и заслуживай верностью, честностию, действительным усердием.
III. Итак, хозяева и слуги, вместо ропота друг на друга, проверяйте лучше свое поведение друг к другу: христианское ли это поведение? любовь ли, заповеданная Христом, служит основанием его? Не очень ропщите на испорченность прислуги, вы, хозяева, потерпите ее немощам ради Христа, потерпевшего за нас и принявшего зрак раба, и вы, служащие, не ищите себе за свой честный труд награды от одних хозяев; помните: есть Бог всеведущий, Который видит каждый шаг вашей жизни. Не оценят вас хозяева, оценит Господь службу вашу и за все воздаст вам. (Сост. по Ч.-М. и «Душеп. чт.» 1885 г., июль).
...
Главное чудо в нашей жизни — когда люди меняются в лучшую сторону. Есть такие проблемы у людей, с которыми они сами уже не в силах справиться: различные зависимости, страсти, дурные привычки. Когда у человека закоренелые привычки пропадают, понимаешь: это чудо, посланное Богом.
Если мы молимся Богу о себе и о других, Он помогает нам, тогда и происходят чудеса. Как говорил Серафим Саровский: «Молитва — это благодеяние». Когда мы молимся о другом человеке, это всё равно, что мы даём ему милостыню.
Монахиня Корнилия Рис.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 4