О прозревании
Мф.24:13–28
2Кор.4:1–6
У Апостола Павла читаем: «Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа». Апостолы были призваны нести этот свет «во всю землю», потому что, по слову Господню, до того как придет конец, Евангелие Царствия должно быть проповедано «по всей вселенной, во свидетельство всем народам».
Но этот свет закрыт «для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего (то есть враг Божий, сатана) ослепил умы». Сатана, конечно, не может противиться Богу. Едва он некогда помыслил об этом, как тут же был свергнут с небес. Но совсем иное дело, когда полем битвы становится человеческая душа. Тут может победить и сатана, и не потому, что он действительно может одолеть Бога, а потому, что душа свободна и сама может выбрать добро или зло, свет или мрак, Бога или диавола.
А пока душа не определилась, Бог и диавол стоят перед ней: Бог старается просветить, а диавол ослепить и свести человека «во ад жива». Не имея истины, лишенный даже силы, диавол, чтобы обольстить, использует и наши страсти, и наши естественные желания, и наши привычки, и нашу леность, и своих служителей из числа нас же самих. Он пугает, показывает свою мнимую силу, делает все, чтобы неразрывными путами привязать к миру.
И совсем по-другому действует на душу тихий свет Христов. Он не давит, не ломает, не жжет. Он тихо и кротко светит перед внутренними очами души. И истинные благовестники Христовы так же бережно, с уважением подходят к душе: «Мы… не прибегая к хитрости, и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом».
Но если Господь ждет нашего обращения, то нам самим ждать некогда. Кто знает, может быть уже завтра «будет пришествие Сына Человеческого». А нам надо успеть не только обратиться, но и во многом разобраться. Господь предупредил, что «восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных». Поэтому надо научиться слушать свою совесть. Когда является Христос или Его посланник, – на душе спокойно и радостно. А если там сомнение и смута, то каким бы ярким ни был видимый при этом свет, – нельзя открывать дверь души.
Надо постепенно ослабить и те путы, которыми держит нас мир. Потому что когда придет время, – «кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего; и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои».
А еще предстоит уразуметь, что такое «мерзость запустения», «стоящая на святом месте». Мерзость запустения это, очевидно, исчезновение с земли видимых мест, куда мы приходим для встречи с невидимым Богом. И когда это наступит, «тогда, если кто скажет вам: «вот, здесь Христос»; «вот, Он в потаенных комнатах», – не верьте». Очевидно, выйдя однажды из потаенных мест, Церковь уже не может туда возвратиться. Став доступной всем: и верующим, и маловерным, и суеверным, – она уже не может уйти от них, провести внутри себя черту, прежде суда Христова разделить всех на овец и козлищ. Вот – наши святые храмы со всем, что в них есть, и других уже не будет. Что-то в них хорошо, что-то не очень, но наверное, когда в них водворится мерзость запустения, – это для всех будет несомненным и очевидным. Поэтому надо спешить укреплять свое духовное зрение, просвещаться «познанием славы Божией в лице Иисуса Христа». А иначе, – как видимый свет, если вспыхнет внезапно, может навсегда лишить зрения, – так и внезапно наставший День Господень может обернуться вечной тьмой.
........
«Во имя Преображения Господня. Собор воинской славы России» — новая книга о Спасо-Преображенском соборе
В год 270-летия Спасо-Преображенского собора Санкт-Петербурга вышла книга, посвященная истории одного из самых знаковых храмов города, его прихожанах, священниках, воинах, святынях, архитектуре, а также о переплетении человеческих судеб, эпох и потрясений. Над всем этим непоколебимо возвышается собор, чьи двери никогда не закрывались на протяжении трех столетий
В предисловии к читателям обращается митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. Высокопреосвященнейший владыка подчеркивает значимость большого труда и отмечает, что многие материалы публикуются впервые.
Авторами-составителями выступили специалисты в области истории Русской Православной Церкви — Михаил Шкаровский и Елена Исакова. Искусствоведы Елена Румянцева и Светлана Большакова подготовили подробное описание храмовых святынь. Историк архитектуры Михаил Микишатьев — третью, финальную часть о месте собора в градостроительном наследии. Для Михаила Николаевича эта работа стала одной из последних.
Книга, которая получила название «Во имя Преображения Господня. Собор воинской славы России», составлена под общей редакцией настоятеля Спасо-Преображенского собора протоиерея Николая Брындина.
Обширная историческая часть рассказывает об истории Лейб-гвардии Преображенского полка, первых прихожанах. Именно для них и в благодарность Богу за восшествие на престол и возвращение правления в руки русских императоров Елизавета Петровна приказала воздвигнуть величественный собор на месте расположения верных преображенцев.
Большое внимание уделено роли Церкви в духовной поддержке воинов и полковым священникам, особенностям богослужений, православным воинским традициям и чести, христианскому образу жизни.
Войны, восстания, революционные потрясения, время гонений и расколов — великая и трагическая российская история проходит рядом со стенами собора, пока внутри не прекращается молитва за Отечество и его защитников. Авторам удалось проследить ключевые события трех столетий, а главное, связать их с конкретными людьми и их судьбами.
Финал исторической части посвящен приходской жизни в XX-XXI веках.
В книге рассказывается и об известных священнослужителях и прихожанах собора, коих было довольно много.
Этот труд будет интересен не только историкам, ученым, богословам, архитекторам, художникам, иконописцам, но и широкому читателю, ведь это — не просто книга о стенах. Она о людях, о Божием промысле в их жизни, о всех нас.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1