Преображения Господня
Тропарь, глас 7
Преобрази́лся еси́ на горе́, Христе́ Бо́же,/ показа́вый ученико́м Твои́м сла́ву Твою́,/ я́коже можа́ху,/ да возсия́ет и нам, гре́шным,/ свет Твой присносу́щный/ моли́твами Богоро́дицы,// Светода́вче, сла́ва Тебе́.
Перевод: Преобразился Ты на горе, Христе Боже, показав ученикам Твоим славу Твою, насколько это было для них возможно. Да воссияет и нам, грешным, свет Твой вечный, по молитвам Богородицы. Податель света, слава Тебе!
Кондак, глас 7
На горе́ преобрази́лся еси́,/ и я́коже вмеща́ху ученицы́ Твои́,/ сла́ву Твою́, Христе́ Бо́же, ви́деша,/ да егда́ Тя у́зрят распина́ема,/ страда́ние у́бо уразуме́ют во́льное,/ ми́рове же пропове́дят,// я́ко Ты еси́ вои́стину О́тчее сия́ние.
Перевод: На горе преобразился Ты, и, насколько могли вместить ученики Твои, они славу Твою, Христе Боже, созерцали, чтобы, когда Тебя увидят распинаемым, уразумели, что Твое страдание – добровольное и миру возвестили, что Ты – воистину Отчее сияние.
Величание
Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ и почитаем пречистыя плоти Твоея/ преславное Преображение.
Перевод: Прославля́ем Тебя́, Жизнепода́тель Христо́с, и почита́ем пресла́вное Преображе́ние Пречи́стого Твоего́ Те́ла.
В день Преображения Господня
Молитва
Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, во Све́те живы́й непристу́пнем, Сия́ние сый Сла́вы О́тчия и О́браз Ипоста́си Его́! Егда́ прии́де исполне́ние време́н, Ты за милосе́рдие неизрече́нное к па́дшему ро́ду челове́ческому Себе́ ума́лил еси́, зрак раба́ прия́л еси́, смири́л еси́ Себе́, послу́шлив бысть да́же до сме́рти. Оба́че пре́жде Креста́ и во́льныя стра́сти Твоея́ на горе́ Фаво́рстей преобрази́лся еси́ в Боже́ственней Сла́ве Свое́й пред святы́ми Твои́ми ученики́ и Апо́столы, ма́ло скрыв пло́ти восприя́тие, да егда́ Тя у́зрят распина́ема, и сме́рти предава́ема, уразуме́ют у́бо страда́ние Твое́ во́льное и Божество́. Да́руй же и нам всем, пречи́стыя Пло́ти Твоея́ Преображе́ние пра́зднующим, чи́стым се́рдцем и нескве́рными умы́ взы́ти на Святу́ю го́ру Твою́, в селе́ния святы́я сла́вы Твоея́, иде́же глас чист пра́зднующих, глас несказа́ннаго ра́дования, да та́мо ку́пно с ни́ми лице́м к лицу́ у́зрим Сла́ву Твою́ в невече́рнем дни Ца́рствия Твоего́, и со все́ми святы́ми, от ве́ка Тебе́ благоугоди́вшими просла́вим Всесвято́е и́мя Твое́ со Безнача́льным Твои́м Отце́м и Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Твои́м Ду́хом ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Перевод: Господи Иисусе Христе, Боже наш, живущий во Свете неприступном, являющийся Сиянием Славы Отчей и Образом Ипостаси Его! Когда пришло время, Ты по неизреченному милосердию к падшему роду человеческому уничижил Себя, приняв образ раба, быв послушен даже до смерти (Флп.2:7-8). Однако прежде Креста и добровольной смерти Твоей на горе Фаворской преобразился в Божественной Славе Своей перед святыми Твоими учениками и апостолами, отчасти сокрыв принятую плоть, чтобы, когда Тебя увидят распинаемым, уразумели Твое добровольное страдание и Божество. Даруй же и нам всем, празднующим пречистой Плоти Твоей Преображение, чистым сердцем и неоскверненным духом взойти на Святую гору Твою, в селения святой славы Твоей, где голос чистый празднующих, голос несказанной радости, да там вместе с ними лицом к лицу увидим Славу Твою в незаходящем дне Царства Твоего, и со всеми святыми, от начала мира Тебе угодившими, прославим Всесвятое имя Твое с Безначальным Твоим Отцом и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.
Скрыть переводы
Мысли свт. Феофана Затворника
Феофан
(1Кор.11:31–12; Мф.18:1–11)
«Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф.18:3). Детское строение сердца – образцовое. Дети, пока не раскрылись в них эгоистические стремления, – пример подражания. У детей что видим? Веру полную, нерассуждающую, послушание беспрекословное, любовь искреннюю, беспопечение и покой под кровом родителей, живость и свежесть жизни, с подвижностью и желанием научаться и совершенствоваться. Но Спаситель особенно означает одно их свойство – смирение: «кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (Мф.18:4). Ибо коль скоро есть смирение настоящее, то и все добродетели есть. Оно тогда и является в совершенстве, когда другие добродетели уже расцвели в сердце и приходят в зрелость; оно венец их и покров.
Это тайна жизни духовной о Христе Иисусе Господе нашем. Чем кто выше, тем смиреннее, ибо он яснее и осязательнее видит, что не он трудится в преуспеянии, а «благодать..., которая в нем» (1Кор.15:10); и это есть «мера возраста исполнения Христова» (Еф.4:13). Ибо главное во Христе Иисусе – то, что Он «смирил Себя, послушлив быв даже до смерти» (Флп.2:8).
Притча дня
Женщина жалуется:
– Батюшка, лезут в голову злые мысли. А как с ними справиться, не знаю.
Священник улыбается:
– Если к вам придут два человека – один добрый, а другой злой, кого легче прогнать?
– Доброго, – откликается женщина.
– Вот и мысль добрую тоже легко спугнуть. А от злых – не отвяжешься. Приходится просить: «Господи, помоги!» И ведь уходят...
........
Сюжет
Художник иллюстрирует эпизод из Священного Писания о гибели городов Содома и Гоморры за распутство и греховную жизнь.
Описание
«Разрушение Содома и Гоморры» Джона Мартина – это эпическая картина. В ее центре художник изобразил гигантский шар вздымающегося пламени, потоки огненной лавы погребают под собой остатки некогда процветающего и богатого города. Величественные постройки домов и общественных зданий складываются как карточные домики. Подобный острому кинжалу удар молнии пронзает крепостную стену. Безжизненные скалы, окрасившись в кроваво-красный цвет, напоминают тело израненного воина.
В правой части картины мы видим маленькие фигурки людей, пытающихся спастись от удара стихии: это праведный Лот и его дочери, которых Господь выводит из города. Здесь же зритель видит жену Лота, которая, отстав от супруга, обернулась в сторону погибающего города и была тотчас же превращена в соляной столп.
Ритмическим акцентом картины является огромный кроваво-алый гребень взрывной волны, привлекающим взгляд зрителя. Почерневшее небо, извергающее огонь и серу, испепеляет нечестивый город. Это место художник подчеркнул энергичным движением линий огненного дождя, сконцентрировав внимание на обломках архитектурных зданий с падающими камнями и колоннами. Эти обломки направляют взгляд зрителя к крепостной стене, где мастер изобразил выход из города. Поднимаясь взглядом по каменистым уступам горы, зритель останавливает внимание на фигурах спасающихся людей. Белые одежды Лота и его семьи контрастно выделяются на фоне раскинувшегося внизу затемненного города. Луна освещает им путь, ее мертвенный свет усиливает эмоциональное воздействие на зрителя, завороженного этим ужасающим зрелищем смерти.
История
Картина была написана в 1852 году, прообразом Содома и Гоморры стали для художника крупные индустриальные города. Световые эффекты в картине были использованы под воздействием новейших для того времени панорам и диорам.
Критика
Картина была принята зрителями доброжелательно, однако были и критические замечания по поводу недостаточной проработанности образов. Так, известный писатель У. Теккерей считал картину безвкусной. А. Милн, напротив, положительно отзывался о полотне, считая, что художник в нем превзошел самого себя: «Он оживил историю для людей», – отмечал писатель. Скептически отнесся к творчеству мастера и известный художник-прерафаэлит Дж. Рескин.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев