Празднование Казанской иконы Божией Матери
Всегда после исповеди бывает особенно видно, что нам всем мешает. Выслушивая разных людей и сопоставляя проступки, в которых они каются, становится ясно, что причина всех наших бед заключается в гордости. Как ни прискорбно, но этим дьявольским грехом мы обуреваемы все. И чем больше степень этого пленения, тем горше наша жизнь. Поэтому если у человека на душе нехорошо, тяжело, немирно, надо ему понять, глубоко усвоить хотя бы умом, что, значит, это гордость его обуяла. Потому что смиренный человек вообще не скорбит: его утешает благодать Божия.
Путь к смирению идет через послушание. С чего началось христианство на земле? С того, что Пресвятая Дева, Которую мы сегодня чтим в Ее Казанской иконе, сказала: «Се, Раба Господня». Архангел возвестил Ей такие слова, которые Она не могла вместить – как же Я могу, если Я мужа не знаю, родить дитя? Не могла еще в Ее отроческую голову взойти великая тайна, к которой Она шла всю жизнь. В Евангелии мы видим указание на то, что Матерь Божия не сразу понимала все, что говорил Ее Господь и Сын, но слагала в сердце Своем, пока Его слово не проросло в Ней и не дало обильный плод, благодаря которому Она стала Царицей неба и земли.
Все это совершалось постепенно, потому что если бы это случилось сразу, Господь сразу бы взял Ее на небо. Когда человек готов, Господь его забирает, а если не готов, Господь будет ждать и стараться изо всех сил привести его к познанию истины. Этот путь проходят все, от Пресвятой Богородицы, Которая выше Ангелов, Серафимов и Херувимов, и кончая нами, последними грешниками на земле. Это особенно видно в сегодняшнем воскресном Евангелии. Мария Магдалина «стояла у гроба и плакала» – плакала потому, что разрушилась вся ее жизнь, смысл которой заключался в том, чтобы ходить за Господом и чем можно Ему служить. В этом она находила утешение, этим она жила – и вдруг Его не стало. Ее сердце надрывалось, она пришла ко гробу и плакала. «И, когда плакала, наклонилась во гроб, и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. И они говорят ей: жена! что ты плачешь?» Для них это было непонятно. Ангелы – существа духовные, они зрят истину, а человек – грешник, он не видит, что Пасха совершилась; он не видит, что Христос воскрес; он не видит, что отныне все будет по-другому. Он только видит, что разрушается его земная жизнь, и от этого скорбит.
Мария говорит: «Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его». Хотя бы тело обрести – единственное утешение. Воздать любовь, умастить теми благовонными веществами, которые полагаются по обряду. Это очень понятно по-человечески. Все люди во что бы то ни стало стараются своих покойников отпеть. Пусть он умер от пьянства или покончил с собой, близкие идут на любые ухищрения, чтобы только совершить обряд. Потому что, нечто такое сделав, человек успокаивается: вроде все в порядке. Так же и Мария: сердце ее не было спокойно, потому что, пока не совершишь вот это все, что положено, нет какого-то завершения. Поэтому когда люди приносят покойника отпевать, у них бесконечные вопросы: надо ли переворачивать стол вверх ногами, или как полы мыть, или кто должен идти с венком, впереди или сзади? Некоторые придумали теперь, что сын не может нести гроб отца, и всякие другие штуки – для того, чтобы это все соблюсти и этим утешиться. А Господь требует совсем другого. Господь хочет, чтобы каждый человек прозрел, хотя бы перед лицом смерти любимого человека. Господь хотел, чтобы и Мария прозрела.
Когда она обратилась назад, «увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус». Да, очень часто мы не замечаем, что Господь с нами рядом, что мы можем оказать Ему услугу, можем оказать Ему любовь. Мы этим не пользуемся из-за своего эгоизма, мы все хотим себе служить, мы хотим свое тщеславие тешить, свою скорбь утешить, до чужой скорби нам особо дела нет. Даже интересный феномен: мы в приходе набрали группу замечательных женщин, которые решили начать подвиг – ухаживать за больными. Но я не знаю, есть ли на свете сила, которая может их удержать от зуда, потому что они все хотят проповедовать, хотят делать то, что им никто не благословлял. Тщеславная жажда во что бы то ни стало показать другому, что ты имеешь нечто, чего он не имеет, превозмогает все. И то, что из-за этого все дело может быть разрушено, никого не останавливает, и если это дело рухнет, то только из-за пустых разговоров.
«Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его». Вот так часто, подходя к больному, мы думаем, что это садовник, пекарь, слесарь, мы думаем, что это наша мать, наш отец, – а это страждущий Христос, Который ждет от нас любви, Который ждет от нас утешения, Который хочет от нас добра, Который хочет, чтобы мы Его не мучили. Но тщеславный зуд помрачает наш ум, и мы не видим в окружающих нас людях Христа. Поэтому Господь говорит: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». Почему? Да потому, что каждый ближний – это есть Христос, Которого мы можем принять или Которого мы можем отвергнуть.
И вот Господь открывается Марии. Он говорит: «Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! – что значит: Учитель! Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему. Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела Господа и что Он это сказал ей». Почему Он первой ей явился? Потому что из всех апостолов, из всех жен-мироносиц только она одна была способна к послушанию. Как она любила Христа – и вот Он перед ней! Она Его узнала, уже хотела броситься к Нему – а Он говорит: нет, не прикасайся. Господь ее испытал: сможет ли она сдержать свой зуд, такой душевный, человеческий, очень понятный, это стремление своего сердца, сможет ли она остановиться? И она остановилась, то есть она послушалась Господа. Тогда Он говорит: «Иди и скажи» – иди проповедуй теперь воскресшего Христа, ты будешь первая проповедница. И Мария первая возвестила апостолам весть о том, что Христос воскрес, и стала впоследствии равноапостольной.
Почему Господь дал ей такую возможность, ей это повелел? Другим людям, которых Он исцелял по всей Палестине, Он говорил: никому ничего не рассказывайте, ради Бога, замолчите, а ей сказал: «Иди и скажи». Почему? Потому что ты с этим справишься, ты умеешь себя обуздывать, обуздывать свой зуд. Вот это очень важно: уметь держать себя в узде, все свои страсти, все свои чувства. То есть надо свою волю все время укреплять – и тогда будет результат, тогда будут плоды, тогда действительно вокруг нас могут спастись тысячи, как спаслись вокруг равноапостольной Марии Магдалины, как спаслись миллионы людей по молитвам ко Пресвятой Богородице. Потому что эти прекрасные женщины сотворили то, что им было повелено от Господа.
А мы не можем ничего повеленное от Господа исполнить, потому что тот зуд, который в нас, зуд нашей гордыни бесовской, нам этого делать никак не дает. Каждый из нас считает себя умным, знающим, как надо. И в результате получается лебедь, рак и щука: каждый знает, куда вести воз, поэтому воз стоит на месте. Поэтому так и в семьях наших, поэтому и в воспитании детей наших у нас ничего не получается. Потому что мы не умеем слушаться ни отца с матерью, ни мужа, подчиненные – начальника. Мы по гордости это отметаем, хотя Господь всю нашу жизнь устроил так, чтобы мы с самого детства, с младенчества до смерти были у кого-то в послушании. Потому что это единственное, что может человека смирить, смирить его гордыню. И если бы мы это старались использовать, то мы бы преуспевали в духовной жизни и постепенно прозревали. В противном случае мы так в слепоте и умрем и никогда Бога не увидим, потому что все хотим по-своему.
Господь не может открыться нам, потому что одно из главных свойств Божиих – это смирение. Христос сказал: «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим». А покоя у нас нет, мы все время мучаемся, мятемся, все время у нас голова идет кругом, мы все время страдаем, охаем и ахаем. Почему? Маловерны. А почему маловерны? Потому что слепы. А почему слепы? Потому что горды.
Как известно по пословице, кого Господь хочет наказать, у того отнимает разум. Есть подобная ей: на дураков не обижаются. Потому что ну что с безумца взять? Учить его бесполезно, он не хочет, он не способен к этому: он сам все знает, сам все умеет. Поэтому Господь, чтобы снять хоть часть ответственности за его безумные поступки, лишает его разума совершенно, и, по слову апостола Павла, такой человек предается «сатане во измождение плоти». Или как сказано: строптивым посылаются пути стропотные. У многих из нас жизнь трудная, очень даже трудная. Но в основном вся трудность нашей жизни из-за того, что мы очень строптивы. А Господь изо всех сил хочет нас спасти. Поэтому Он нас старается все время, постоянно смирять. А раз мы не понимаем простых вещей, значит, Господь посылает более трудные. Ведь у Бога, чтобы нас спасти, всего лишь семьдесят, от силы восемьдесят лет – срок очень маленький, и при нашей такой увертливости и жестоковыйности Ему очень трудно.
Вот Он нас всех собрал в Церковь, для того чтобы нас спасти, чтобы мы вчитывались, вдумывались в Его слова, чтобы мы учились святому послушанию. В чем его святость? Да в том, что Ангелы своей жизнью имеют исполнение воли Божией. Они духи служебные, они постоянно всем своим существом служат Богу. А мы даже в самом благом деле часто стараемся служить себе, своему тщеславию, своему превозношению, своей гордыне: только все для себя, все себя считаем центром. А надо наоборот, надо помнить, что, если хочешь быть первым в Царствии Небесном, будь всем слуга. А что такое слуга? «Ну-ка пойди сюда, сделай-ка это!» – «Слушаюсь, ваше высокоблагородие» – и бегом. Вот это есть послушание. Вот для этого-то люди в монастыри уходили, там искали подлинно духовной жизни. Потому что ну как еще можно достать из себя вот это свое «я», которое противится Богу? Только таким образом.
Поэтому, дорогие братья и сестры, давайте последуем Пресвятой Богородице. Конечно, мы не можем ставить Ее себе в пример, потому что Ее подвиг непостижим даже для Ангелов. Но вот для нас пример – Мария Магдалина, которая была во всем подобна нам и первой узрела воскресшего Господа. Значит, это возможно и для женского естества, нет тут ничего такого сверхъестественного. Только надо понять, с чего нам начинать, и помнить, что каждый раз, когда мы испытываем какое-то смущение, обиду, тягость, раздражение, этому всегда предшествует гордость. И если мы впали в какой-то грех, может быть мерзопакостный, то, значит, перед этим шествовала гордыня.
Как человек загордился, благодать Божия не может пребывать в его сердце, потому что гордыня – грех дьявольский, тошнотворный, совершенно богопротивный, и Господь Дух Святый отходит сразу. А раз отходит Дух Святый, человек катится в бездну, бросается во все тяжкие: начинает ругаться, осуждать, ненавидеть, клеветать, подозревать, грубить, придумывать какие-то вещи немыслимые. То, что ему бес нашепчет, принимает за чистую монету, убедить его ни в чем нельзя, он сам все знает – то есть он похож на совершенно сумасшедшего человека. И к сожалению, многие, которые идут этим путем, кончают этой трудной больницей, где все против воли: попробуй пикнуть – тебе санитары покажут, тебе медсестра такой влупит укол, тебе врач такие пилюли пропишет, что ты будешь ходить по струнке и шелковый. Опять же почему? Другого пути нет. Путь к свободе от греха идет только через смирение. Так же и в тюрьме: человек не хочет жить по-человечески, он считает, что он сам все знает, он папу, маму не слушает – и оказывается в тюрьме. А там что? Злоба и жестокость; шаг влево, шаг вправо – побои. Тебя заставят, тебя будут ломать, ломать, пока не сломают. Почему? Не хотел жить, как прочие человецы, ну вот иди теперь этим скорбным путем. Но кто ж в этом виноват, кроме тебя?
Поэтому надо всегда помнить, что всем распоряжается Господь. И каждый человек, обращающийся к нам, и каждое событие, которое мы встречаем в своей жизни, посланы Им. Недаром старцы Оптинские заповедали молиться так: «Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей святой». Вот этому надо нам учиться. Это не сразу, конечно, не за месяц, не за два и даже не за годы. Но по этому пути надо нам идти каждому, потому что мы все духом гордости, к сожалению, заражены.
Помоги нам Премилостивый Господь за молитвы Пресвятой Богородицы, память Казанской иконы Которой мы ныне празднуем. Аминь.
Храм Святителя Митрофана Воронежского, 20 июля 1991 года, вечер
......
Слово в день Казанския Божия Матери, сказанное в Предтеченской церкви архиерейского дома 22 октября 1857 года.
«Взбранной воеводе победительная, яко избавльшеся от злых благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице!»
Ныне не словом только, а самым деломъ – нарочитым торжеством св. Церковь и отечество наше восписуют благодарственная Пресвятой Богородице, как взбранной воеводе и победительнице, избавившей нас от злых в начале семнадцатого столетия. Страшное то было время для православной России. Род Рюрика, благочестивый род, царствовавший столько веков, пресекся на престоле русском; попытки возвести на этот престол кого-либо из соотечественников остались безуспешными; появившиеся самозванцы потрясли государство до последних оснований и угрожали самому его православию; внутри отечества господствовали распри, нестроения, междоусобия; внешние враги – шведы и поляки вступили с своими полчищами в пределы России и опустошали ея страны. Тогда некоторые из русских решились-было призвать на престол отечественный польского королевича Владислава с условием, чтобы он переменил латинство на православие. Имя Владислава, под этим условием, уже поминалось в православных церквах... Но отец его, король польский, думал иначе: он надеялся покорить себе Россию оружием и сам соделаться ея царем, ни мало не изменяя своей вере; войска польския овладели уже Москвою... Кто-ж спасет тебя, бедствующая Россия, в эту тяжкую годину? Не было спасения на земле, – оно подано свыше. Предки наши, по благословению пастырей, наложили на себя трехдневный пост и обратились с молитвою к Богу. И вот в одну ночь к одному благочестивому иерарху греческому, по имени Арсению, проживавшему в Москве, в плену у поляков, явился преподобный Сергий Радонежский и сказал, что молитва угодников русских о своем отечестве услышана, и что Бог, по ходатайству в особенности Пресвятой Богородицы, избавит Москву от врагов. Эта весть быстро разнеслась по всему войску русскому, осаждавшему столицу, и оно, воодушевленное надеждою на помощь взбранной Воеводы, сделало нападение на врагов, изгнало их из Москвы и спасло Церковь и отечество от угрожавших им опасностей. Когда, вслед за тем, положено было принести торжественное благодарение Господу, и народ вместе с войском вступали в Кремль: на встречу им вышел маститый иерарх Арсений, неся в руках чудотворную икону Божия Матери Казанския, – и все пали пред нею на колени в слезах и единогласно приписали ей свое избавление от врагов. В память этого-то достопамятного события и установлен настоящий праздник.
Таким образом, настоящий праздник напоминает собою одно из тех многочисленных событий, когда Пресвятая Богородица, по молитвам наших предков, избавляла их от врагов... Братие! Вспомним, что и у каждого из нас, как христианина, есть свои враги – враги спасения, и научимся, по примеру предков, искать себе помощи против этих врагов и избавления от них у Царицы небесной.
Первый враг нашего спасения есть наша собственная плоть, или точнее – наше естество, извращенное грехом (Гал. 5, 16). Полчища, какия враг этот высылает против нас, суть наши собственныя страсти и вообще влечения ко злу: они воюют и против «закона» нашего «ума» – против тех остатков добра, какие еще сохранились в нашей природе, и против нового благодатного закона, принятаго и усвоенного нами со времени крещения (Рим. 7, 14–23). Иногда они силятся подорвать нашу веру, иногда поколебать нашу надежду, иногда погасить нашу любовь к Богу и ближним, и всегда стараются лишить нас какой-либо добродетели и причинить смерть нашей душе. Ибо всякая страсть, коль скоро мы уступаем ей, а тем более когда она делается господствующею в нас, непременно умерщвляет нашу душу, увлекая ее ко грехам, и похищает у нас противоположныя нравственныя совершенства, если мы их имели. Борьба с этими врагами тем более опасна, что они суть враги наши домашние, и часто достигает до такой степени, что мы решительно не в состоянии бываем противустоять им. О, в эти тяжкия минуты, когда бездна готова разверзнуться пред вами и поглотить вас, спешите, христиане, взывать из глубины души к Пресвятой Деве: Мати Божия, помоги нам! Взбранная Воеводо! Порази наших врагов, не дай нам пасть под бременем страстей, не дай соделаться их рабами и потерять «свободу славы чад Божиих» (Рим. 8, 21).
Вторый враг нашего спасения есть мир, – не тот прекрасный мир, который создан Богом и отражает в себе Его безконечныя совершенства, а мир собственно людской, низвращенный грехами человеческими (Матф. 10, 22). Здесь на каждом шагу мы встречаем опасности для своего спасения. Опасности – от этих разнообразных благ житейских, которыя возбуждают и питают наши страсти; – от этих порочных удовольствий, приманок и соблазнов; – от нравов и обычаев общества, которые иногда трудно, а иногда почти невозможно совместить с требованиями христианства. Опасности – и от бедствий жизни, безчисленных и разнообразных, болезней, неудач, лишений и всякого рода скорбей, которыя нередко в состоянии поколебать самую твердую душу и увлечь ее к порокам. Опасности, наконец, – от злых людей, которые стараются действовать против благочестивых и соблазнительным примером собственной жизни, и своими ядовитыми для нравственности беседами и нередко еще более ядовитыми сочинениями, а иногда употребляют против добродетели клевету, презрение, даже гонения (2Тим. 3, 12). Души христианския, стремящияся к горней отчизне! Плывя по этому житейскому морю, воздвизаемому непрестанно бурею напастей и искушений, чаще – чаще взывайте о помощи к Царице небесной, да сохранит Она вас, своим всемощным ходатайством пред Богом, от крушений и потопления, да наставит вас, как бороться с разъяренными волнами, как пройти мимо подводных камней, и да приведет вашу утлую ладию к тихому пристанищу вечности.
Третий и последний враг нашего спасения, или вернее – первый и последний – есть диавол, который, по выражению Писания, «яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити» (1Петр. 5, 8–9). Он, как дух, действует на нас невидимо, духовно. Действует непосредственно на нашу душу и, замечая ея слабыя стороны, пользуется ими, чтобы влагать в нее худыя мысли, желания и чувствования, в особенности же старается возбуждать наше воображение разными греховными мечтами и соблазнительными картинами, и чрез воображение возбуждает и воспламеняет наши страсти (Иоан. 13, 2; Деян. 5, 3). В то же время и точно таким же образом лукавый действует и на души окружающих нас ближних, а чрез них употребляет против нас уже и все внешния, видимыя средства, какия только могут находиться во власти людей, чтобы искушать нашу веру и благочестие и увлекать нас к порокам (Апок. 2, 10). О, если в какой борьбе, то особенно в борьбе с «духами злобы поднебесными» нам необходима помощь небесная! Эти враги и сильнее нас, и хитрее, и искуснее. Если когда, то особенно в минуты этой борьбы мы должны призывать взбранную Воеводу, да наставит Она нас проразумевать «умышления» сатаны (2Кор. 2, 11), да укрепит нас противустоять «кознем диавольским» и да подаст нам средства «вся стрелы лукавого разжженныя угасити» (Ефес. 6, 11. 16).
Вообще же, братие, напечатлеем глубже в нашем уме и сердце ту отрадную истину, что Пресвятая Дева – Богородица, столько раз избавлявшая предков наших от врагов, всегда готова оказать и каждому из нас такую же помощь, если только мы будем прибегать к ней с теплою молитвою. Кто бы ни явился в известное время нашим врагом, – плоть ли с ея страстьми и похотьми, мир ли с его безчисленными соблазнами, диавол ли с его духовными искушениями: важно то, что все это суть враги нашего спасения. А Пресвятая Дева, как Матерь нашего Спасителя, без сомнения, всего более желает каждому из нас вечного спасения. Если Она избавляла предков наших и от таких врагов, которые угрожали одному внешнему их благосостоянию: не тем ли скорее подвигнется Она для избавления нас от врагов, угрожающих погубить самыя души наши в геенне огненной. Аминь.
..
Слово в день Казанския Божия Матери, сказанное в Предтеченской церкви архиерейского дома 22 октября 1857 года.
«Взбранной воеводе победительная, яко избавльшеся от злых благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице!»
Ныне не словом только, а самым деломъ – нарочитым торжеством св. Церковь и отечество наше восписуют благодарственная Пресвятой Богородице, как взбранной воеводе и победительнице, избавившей нас от злых в начале семнадцатого столетия. Страшное то было время для православной России. Род Рюрика, благочестивый род, царствовавший столько веков, пресекся на престоле русском; попытки возвести на этот престол кого-либо из соотечественников остались безуспешными; появившиеся самозванцы потрясли государство до последних оснований и угрожали самому его православию; внутри отечества господствовали распри, нестроения, междоусобия; внешние враги – шведы и поляки вступили с своими полчищами в пределы России и опустошали ея страны. Тогда некоторые из русских решились-было призвать на престол отечественный польского королевича Владислава с условием, чтобы он переменил латинство на православие. Имя Владислава, под этим условием, уже поминалось в православных церквах... Но отец его, король польский, думал иначе: он надеялся покорить себе Россию оружием и сам соделаться ея царем, ни мало не изменяя своей вере; войска польския овладели уже Москвою... Кто-ж спасет тебя, бедствующая Россия, в эту тяжкую годину? Не было спасения на земле, – оно подано свыше. Предки наши, по благословению пастырей, наложили на себя трехдневный пост и обратились с молитвою к Богу. И вот в одну ночь к одному благочестивому иерарху греческому, по имени Арсению, проживавшему в Москве, в плену у поляков, явился преподобный Сергий Радонежский и сказал, что молитва угодников русских о своем отечестве услышана, и что Бог, по ходатайству в особенности Пресвятой Богородицы, избавит Москву от врагов. Эта весть быстро разнеслась по всему войску русскому, осаждавшему столицу, и оно, воодушевленное надеждою на помощь взбранной Воеводы, сделало нападение на врагов, изгнало их из Москвы и спасло Церковь и отечество от угрожавших им опасностей. Когда, вслед за тем, положено было принести торжественное благодарение Господу, и народ вместе с войском вступали в Кремль: на встречу им вышел маститый иерарх Арсений, неся в руках чудотворную икону Божия Матери Казанския, – и все пали пред нею на колени в слезах и единогласно приписали ей свое избавление от врагов. В память этого-то достопамятного события и установлен настоящий праздник.
Таким образом, настоящий праздник напоминает собою одно из тех многочисленных событий, когда Пресвятая Богородица, по молитвам наших предков, избавляла их от врагов... Братие! Вспомним, что и у каждого из нас, как христианина, есть свои враги – враги спасения, и научимся, по примеру предков, искать себе помощи против этих врагов и избавления от них у Царицы небесной.
Первый враг нашего спасения есть наша собственная плоть, или точнее – наше естество, извращенное грехом (Гал. 5, 16). Полчища, какия враг этот высылает против нас, суть наши собственныя страсти и вообще влечения ко злу: они воюют и против «закона» нашего «ума» – против тех остатков добра, какие еще сохранились в нашей природе, и против нового благодатного закона, принятаго и усвоенного нами со времени крещения (Рим. 7, 14–23). Иногда они силятся подорвать нашу веру, иногда поколебать нашу надежду, иногда погасить нашу любовь к Богу и ближним, и всегда стараются лишить нас какой-либо добродетели и причинить смерть нашей душе. Ибо всякая страсть, коль скоро мы уступаем ей, а тем более когда она делается господствующею в нас, непременно умерщвляет нашу душу, увлекая ее ко грехам, и похищает у нас противоположныя нравственныя совершенства, если мы их имели. Борьба с этими врагами тем более опасна, что они суть враги наши домашние, и часто достигает до такой степени, что мы решительно не в состоянии бываем противустоять им. О, в эти тяжкия минуты, когда бездна готова разверзнуться пред вами и поглотить вас, спешите, христиане, взывать из глубины души к Пресвятой Деве: Мати Божия, помоги нам! Взбранная Воеводо! Порази наших врагов, не дай нам пасть под бременем страстей, не дай соделаться их рабами и потерять «свободу славы чад Божиих» (Рим. 8, 21).
Вторый враг нашего спасения есть мир, – не тот прекрасный мир, который создан Богом и отражает в себе Его безконечныя совершенства, а мир собственно людской, низвращенный грехами человеческими (Матф. 10, 22). Здесь на каждом шагу мы встречаем опасности для своего спасения. Опасности – от этих разнообразных благ житейских, которыя возбуждают и питают наши страсти; – от этих порочных удовольствий, приманок и соблазнов; – от нравов и обычаев общества, которые иногда трудно, а иногда почти невозможно совместить с требованиями христианства. Опасности – и от бедствий жизни, безчисленных и разнообразных, болезней, неудач, лишений и всякого рода скорбей, которыя нередко в состоянии поколебать самую твердую душу и увлечь ее к порокам. Опасности, наконец, – от злых людей, которые стараются действовать против благочестивых и соблазнительным примером собственной жизни, и своими ядовитыми для нравственности беседами и нередко еще более ядовитыми сочинениями, а иногда употребляют против добродетели клевету, презрение, даже гонения (2Тим. 3, 12). Души христианския, стремящияся к горней отчизне! Плывя по этому житейскому морю, воздвизаемому непрестанно бурею напастей и искушений, чаще – чаще взывайте о помощи к Царице небесной, да сохранит Она вас, своим всемощным ходатайством пред Богом, от крушений и потопления, да наставит вас, как бороться с разъяренными волнами, как пройти мимо подводных камней, и да приведет вашу утлую ладию к тихому пристанищу вечности.
Третий и последний враг нашего спасения, или вернее – первый и последний – есть диавол, который, по выражению Писания, «яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити» (1Петр. 5, 8–9). Он, как дух, действует на нас невидимо, духовно. Действует непосредственно на нашу душу и, замечая ея слабыя стороны, пользуется ими, чтобы влагать в нее худыя мысли, желания и чувствования, в особенности же старается возбуждать наше воображение разными греховными мечтами и соблазнительными картинами, и чрез воображение возбуждает и воспламеняет наши страсти (Иоан. 13, 2; Деян. 5, 3). В то же время и точно таким же образом лукавый действует и на души окружающих нас ближних, а чрез них употребляет против нас уже и все внешния, видимыя средства, какия только могут находиться во власти людей, чтобы искушать нашу веру и благочестие и увлекать нас к порокам (Апок. 2, 10). О, если в какой борьбе, то особенно в борьбе с «духами злобы поднебесными» нам необходима помощь небесная! Эти враги и сильнее нас, и хитрее, и искуснее. Если когда, то особенно в минуты этой борьбы мы должны призывать взбранную Воеводу, да наставит Она нас проразумевать «умышления» сатаны (2Кор. 2, 11), да укрепит нас противустоять «кознем диавольским» и да подаст нам средства «вся стрелы лукавого разжженныя угасити» (Ефес. 6, 11. 16).
Вообще же, братие, напечатлеем глубже в нашем уме и сердце ту отрадную истину, что Пресвятая Дева – Богородица, столько раз избавлявшая предков наших от врагов, всегда готова оказать и каждому из нас такую же помощь, если только мы будем прибегать к ней с теплою молитвою. Кто бы ни явился в известное время нашим врагом, – плоть ли с ея страстьми и похотьми, мир ли с его безчисленными соблазнами, диавол ли с его духовными искушениями: важно то, что все это суть враги нашего спасения. А Пресвятая Дева, как Матерь нашего Спасителя, без сомнения, всего более желает каждому из нас вечного спасения. Если Она избавляла предков наших и от таких врагов, которые угрожали одному внешнему их благосостоянию: не тем ли скорее подвигнется Она для избавления нас от врагов, угрожающих погубить самыя души наши в геенне огненной. Аминь.
...
🕊Непрестанно призывай Богородицу - идешь ли на работу или что делаешь, говори: "Все упование мое на Тя возлагаю, Матерь Божия, сохрани мя под кровом Твоим". Или так: "Богородице Дево, не презри мя, требующу Твоея помощи и Твоего заступления". Или иначе, как умеешь, только призывай Ее.
✨Афонский старец иеросхимонах Аристоклий
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 6