В первое воскресенье апостольского поста Церковь Русская вспоминает Всех святых, в земле Русской просиявших. В Житиях святых, перечитываемых нами год от года, раскрывается таинство вечности, действие спасения Божия в каждом конкретном времени, исполнение Евангелие в жизни конкретного человека.
Господь в Своих заповедях открыл нам, ЧТО нам надо делать и от чего воздержаться, чтобы каждый из нас реализовался как человек, согласно замыслу Божиему о нас, чтобы пройдя школу жизни временной, войти в жизнь вечную, и чтобы там у нас не было ни боли, ни печали, ни воздыхания об упущенных возможностях.
Он указал, что все ветхозаветные заповеди Закона и наставления пророков в конце концов сводятся к двум основным и спасительным:
«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем, всей душой, всем разумением твоим», и «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:36-40).
На Тайной вечери Господь преобразовал эти две ветхозаветные заповеди в одну Свою, новую: «Любите друг друга, как Я возлюбил вас, то есть с готовностью положить друг за друга душу свою» (Ин. 14:34).
А святые, своим примером, своей жизнью учат нас, КАК на практике нам возможно и необходимо исполнять порученное Господом, применительно к конкретным жизненным обстоятельствам, которых огромное множество, включая социо-культурный контекст конкретного времени и конкретного общества, народа, государства.
В наше время, когда беззаконие становится обыденным и привычным, а отношение людей к собственной и чужой жизни теряет глубину, святые напоминают нам о духовной сущности жизни, о том, что чудо возможно, если живешь с Богом, а все ужасы, творившиеся в России в 20-м веке, и весь Содом, творящийся в мире ныне, есть результат утраты людьми Бога, вероотступничества. Грех не дает жизни быть чудесной, и превращает ее в ад.
Мы становимся очевидцами массовой измены христианской вере и отпадения от нее целых стран и народов, еще в недавнем прошлом гордо именовавших себя христианскими. Апостасия - всеобщее отступничество от Бога, предсказанное апостолом Павлом, захватывает мир на наших глазах. Апостол считал ее одним из основных признаков последних времен, предшествующих Страшному Суду.
Только в единстве со святыми, в единстве святости можем мы одолеть эту беду. А со святыми, близкими нам по месту их земной жизни и месту их подвигов, мы ощущаем особенную связь.
И это они, наши Русские святые, учат нас, как предпочитать духовное материальному. Это они учат нас, как ревновать о дарах высоких, посвятив жизнь самоотверженной любви к ближним, жертвуя им свое время, свои силы, свои таланты, свое имущество, свои знания. Они учат нас, что необходимо знать и любить историю своей семьи, своего рода, своего Отечества.
Равноапостольные великая княгиня Ольга и великий князь Владимир, откликнувшись на призыв Христа к покаянию, показав пример крепкой веры во враждебной, языческой среде, вместе с последовавшими им в вере благоверными князьями и княгинями, включая Ярослава Мудрого, Анну Новгородскую, вдохновляемые равноапостольными Кириллом и Мефодием, учат нас тому, что нам необходимо хранить Православие как главное наше сокровище, учат нас любить, беречь и защищать свое земное Отечество, свои святыни, и в преемственности поколений сохранять культурный и нравственный код нации.
Собор святителей во главе с митрополитами и патриархами Московскими Иовом, Ермогеном, Алексием, Филаретом, Тихоном, Феофаном Затворником Вышенским, Тихоном Задонским, Иосафом Белгородским, Иоанном Шанхайским, учат нас, как обрести единственную спасительную веру, приводящую нас к познанию истины о Боге и о нас самих, назидают нас в основах духовной жизни. Учат, что каждый из нас имеет грехи личные, а есть и грехи общественные, в которых грешен весь народ. Так, грешен весь русский народ в том, что позволил себе сорвать венец, а потом погубить со всей семьей его благочестивого Царя-Страстотерпца Николая.
Сонм преподобных отцов и матерей, возглавляемый Сергием Радонежским, Антонием и Феодосием Киево-Печерскими, Иовом Почаевским, Серафимом Саровским, Амвросием Оптинским, Силуаном Афонским, Серафимом Вырицким, научают нас нестяжанию, смирению, кротости, терпению, любви к врагам, учат «друг друга тяготы носить, и тако исполнить закон Христов» (Гал. 6:2).
Многочисленный лик святых воинов и защитников Отечества во главе с Александром Невским, Довмонтом Псковским, Дмитрием Донским, Федором Ушаковым, подают нам пример готовности положить душу свою за веру Православную, Отечество наше земное и други своя.
Святые супруги, родители, дедушки и бабушки, братья и сестры, во главе с равноапостольными Владимиром и Ольгой, благоверными князьями и княгинями Борисом и Глебом, Дмитрием Донским и Евдокией Московской, Петром и Февронией Муромскими, Иулианией Вяземской, преподобными Кириллом и Марией, Царственными страстотерпцами Николаем, Александрой, Алексием, Ольгой, Татьяной, Марией и Анастасией, учат нас, как беречь целомудрие, создать и сохранить крепкую и многодетную семью,
быть верными и мудрыми супругами и родителями, послушными детьми и внуками, учат нас любить отца, мать, дедушек и бабушек, быть примером и опорой младшим братьям и сестрам.
Это они - Иоанн Кронштадтский, Алексий Московский, Ксения Петербургская, Матрона Московская и бесчисленные праведные и блаженные, - учат нас христианской жизни в миру, посту и молитве, решимости, простоте, настойчивости, учат нас защищать младших, уважать старость и ценить мудрость, искренне любить и честно дружить.
Святые новомученики и исповедники Российские, все страстотерпцы, от безбожных, богоборческих властей в веке 20-м пострадавшие, во главе с священномучениками Владимиром (Богоявленским), Петром (Полянским), Иоанном Кочуровым, Иоанном Восторговым, Сергием Мечевым, священноисповедником Лукой (Войно-Ясенецким), преподобномученицами Великой княгиней Елизаветой Федоровной и инокиней Варварой, со всеми русскими святыми последних времен, учат нас быть всегда готовыми к подвигу за имя Христово, учат стоять за веру до изгнанничества, до заключения и пыток, до крови и смерти, убеждают нас в том, что уже совсем рядом День Господень, «близ есть, при дверех», что сейчас позднее, чем мы думаем, и что Москва - третий Рим, а четвертому не бывать.
Все они, святые Русской земли, наши небесные тезки, сроднившиеся с нами через общее земное Отечество, учат нас тому, что надо стать святыми, потому что наступает время «уныния народов», и кто не станет святым, тот не сможет войти в жизнь. Только святостью совершается исход из бытия званных в полноту и блаженство жизни избранных.
Россия восстанет, когда поднимет свой взор и увидит своих святых и что нам надо быть с ними, ведь они учат нас тому, что жизнь существует только для того, чтобы мы становились святыми. Как говорил святитель Иоанн Шанхайский (Максимович), «Самое важное для нас, самое драгоценное, самое важное, это святость».
Будем же просить Господа, чтобы по молитвам наших Небесных соотечественников, даровал Он России мир, благоденствие и утверждение в Православии. Чтобы сохранил наш народ от духовных блужданий, неверия, маловерия, раздоров, невзгод и печалей. Пусть в этой временной жизни станет единственной заботой и главной целью нашей святость, Царство Небесное, а единственной печалью каждого из нас будет - не быть святым. Вот тогда уж точно увидят другие народы и страны, «яко с нами Бог» (Ис. 8:10).
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3