Тема 189. Страсть уныния (6-я из восьми главных страстей).
«Уныние есть расслабление души и изнеможение ума...» (преподобный Иоанн Лествичник). Уныние — вид тяжелой духовной болезни. Началом уныния является маловерие. Если оно овладевает человеком, то постепенно угасает в нем вера в Бога, надежда на Него и любовь к Нему. Следствием затянувшегося уныния может стать отчаяние.
Печаль и уныние часто смешивают; печаль происходит от внешних причин, уныние – от внутренних (близкие понятия – выгорание, хандра). Уныние может проявляться в том числе и суетностью: человек постоянно мечется, он готов что угодно сделать, но лишь только необходимо совершить духовное усилие, оказывается, что на это у него «нет никаких сил».
Одно из главных средств в борьбе с унынием — самопонуждение. Противоположная унынию добродетель – трезвение.
См. подробнее: Уныние.
Практический совет
Всероссийский день семьи, любви и верности, празднующийся в день памяти святых Петра и Февронии Муромских, покровителей брака (8 июля), всегда приходится на Петров пост. Это значит, что венчаться в этот день нельзя. С 2013 года установлен дополнительный день празднования этих святых — в воскресенье перед 19 сентября, как раз для того, чтобы желающие могли венчаться.
Случайный тест
1. Как называется наука о проповеди?
1апологетика
2сотериология
3патрология
4гомилетика
Правильный ответ: №4
Материалы для изучения: Гомилетика.
Комментарий:
Гомиле́тика (от греч. ὁμιλία – гомилия, беседа, общение, общество, и лат. ethica – учение о нравственности) – наука о характере, целях, особенностях и методах осуществления христианской проповеди.
..............
Гомиле́тика — (от греч. ὁμιλία — гомилия, беседа, общение, общество, и лат. ethica — учение о нравственности) — наука о характере, целях, особенностях и методах осуществления христианской проповеди.
gomiletika - Гомилетика
О церковной проповеди (из указа Святейшего Синода от 7.12.1883 г.):
«В предупреждение погрешительного действия священников, при исполнении пастырского долга проповедания, поручено Епархиальным Преосвященным преподать подведомым им священнослужителям следующие наставления:
а) Духовным пастырям надлежит твердо памятовать, что они поставлены быть учителями св. веры Христовой, сокровищницею которой служат Слово Божие и Св. Православная Церковь; из этого чистого и животворного источника пастырь должен почерпать и основание и руководительные начала для своих поучений, последуя св. апостолу Павлу, яко от чистоты, яко от Бога, перед Богом, во Христе проповедавшему (2 Кop. 2:17), и полагая целью проповеди назидание, духовное усовершенствование и спасение пасомых.
б) Те же требования обязательны для пастыря, когда ему, по званию духовного руководителя словесного стада Христова, належит нужда поучать по поводу каких-либо событий, или кончины общественных деятелей. В этих случаях служитель Православной Церкви должен касаться явлений общественной жизни не иначе, как с православно-христианской точки зрения и с единственной целью назидания по Слову Божию и церковному преданию. При их свете проповедник может и должен указывать в совершившихся событиях пути Всеблагого промысла, знамения милости и правды Божией, и направлять умы и сердца своих слушателей к благодарной молитве, упованию и терпению в скорбях, покаянию и нравственному исправлению. Из жизни скончавшихся сограждан он должен заимствовать для своей проповеди только такие черты душевные и деяния на пользу общую, которые сообразны с требованиями Закона Божия и могут служить примером для подражания, уроками для каждого «достойно ходити звания» (Еф. 4:1) своего, поучительными опытами преспеяния в вере и благочестии, честного и самоотверженного труда во благо ближних и отечества. Образцы для этих поучений проповедник найдет в достоподражаемых творениях великих вселенских учителей: св. Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Амвросия Медиоланского, а также в писаниях отечественных церковных витий: св. Димитрия Ростовского, митрополита Филарета, архиепископа Димитрия Херсонского, епископа Иннокентия Пензенского и других.
в) Но пастырь церкви нарушит свой долг, если в своей проповеди выступит судьей общественных дел и явлений не по разуму Богопреданного учения, хранимого Церковью, а по мудрованию человеческому, по духу своего века, явится непризванным истолкователем полезного значения их не для внутреннего духовного человека, а для внешнего, плотяного, или для временных, житейских целей, если при оценке умерших общественных деятелей не воздержится от льстивых словес (2Петр. 2:3) от потворства господствующим в обществе направлениям, вкусам и мнениям, суетным и чуждым духа христианского, уничижая через это, в своем лице, достоинство церковной проповеди и делая ее предметом пререканий, к смущению, а иногда и к соблазну благочестивых слушателей».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев