Слово в день Рождества Иоанна Предтечи229
Светлый и радостный праздник установила, братие, святая Церковь в честь святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Светло он праздновался прежде у русского народа, светло празднуется во многих местах и ныне. Что же особенно радостного в празднуемом ныне событии рождении Предтечи и о чем оно особенно должно напомнить нам? В частности, о чем явление великого духом жителя пустыни должно напоминать современным людям, видящим залог обновления жизни, как отдельных людей, так и всего общества, в преобразовании внешних форм жизни общественной, считающим даже совершенно бесплодным в этом отношении призыв людей к нравственному обновлению (таковы, например, социалисты Зомбарт и др.)?
Святой Иоанн Предтеча явился, прежде всего, как проповедник покаяния. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», – так он начал свою проповедь в пустыне (Мф. 3, 2). Покайтесь, перемените свои мысли и настроение, приидите в чувство неправды путей ваших, «перестаньте делать зло, научитесь делать добро» (Ис. 1, 16–17)! Без этой внутренней перемены, без очищения сердца от зла не может быть благосостояния ни личного, ни общественного. Пусть иной человек долго бывает счастливым и благоденствует, совсем не думая о покаянии, об очищении своей совести, но приидет время, и последняя заговорит. И вот тогда человек, не желавший добровольно оглядываться назад, сверять с голосом совести пути своей жизни и каяться в своих неправдах, принуждается против воли делать это: он разочаровывается в том, в чем находил счастье, охлаждается ко всему, испытывает в душе какую-то пустоту, иногда же переживает тяжелые душевные муки, пока не успокоит совести или не заглушит ее каким-либо образом, хотя опять лишь на время. Точно так же и в жизни общественной тщетны все надежды на новые внешние формы общественной жизни без сопровождающего их внутреннего духовного обновления общества. Правда, социалисты строят предположения о том, что некогда – в силу железной необходимости законов общественной жизни (классовой борьбы, победы пролетариата и т. п.), без всяких призывов к духовному обновлению – возникнет новый, лучший строй общества, при котором труд, права и блага жизни будут распределяться равномерно между членами общества. Но может ли подобная равномерность установиться без всяких призывов к чувству долга или совести? Как без этих призывов люди могут совершенно справедливо распределить между собою блага жизни, труд легкий и приятный или тяжелый и неприятный? Неужели, как только насильственно после классовой борьбы явится означенный строй, люди без труда сделаются чуждыми черствого себялюбия, стремления господствовать над другими и подавлять их, лжи, лености, зависти и т. п., то есть тех пороков, которые, собственно, и создали теперешнее несправедливое неравенство между людьми? Так, следовательно, уместен и доныне обращаемый ко всему обществу призыв к внутреннему обновлению, или покаянию, проповедника пустыни Иоанна!
Другой призыв великого пророка – это «сотворить.... плоды покаяния» (Мф. 3, 8). Плоды покаяния – это дела любви. «У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же» (Лк. 3, 11). Как часто представляется случай совершать эти дела милости и всем нам, и как часто мы, однако, под разными предлогами их не делаем. А иные даже, чтобы найти себе извинение, ссылаются на вред благотворения отдельным людям, признавая полезною только общественную благотворительность, так как только последняя устраняет самые причины людской нищеты и горя. Но ведь если иметь в виду общество в его целом, то в нем причины бедности и страданий могут быть устраняемы лишь крайне медленно и постепенно; а пока они не будут устранены, возможны только частичные попытки общественной благотворительности или опыты устройства общества на новых началах230; такие частные опыты создают разве только как бы оазисы в пустыне (т. е. в необозримой массе нищеты и страданий) и, очевидно, не устраняют коренных причин нищеты и страданий во всем обществе, как и дела милости в отношении к отдельным людям. Впрочем, не в отношении только к отдельным людям имеет силу призыв Пророка и Предтечи Господня творить дела любви, но и в отношении ко всему обществу: не слышим ли теперь постоянный призыв и в обществе к тому, чтобы люди, облеченные большими правами, уступали часть их бесправным, люди, обладающие большим количеством благ (например, земельными угодьями), уступали не обладающим последними в достаточной мере. Но и в этом случае пусть будет памятным современным людям путь к уравнению в означенных благах, указанный святым Пророком и Предтечей Господа: «ничего не требуйте более определенного вам... никого не обижайте, не клевещите» (Лк. 3:13–14). А ныне как часто не только обижают, но и прямо убивают, как часто (в газетах и помимо их) клевещут, особенно против богатых и власть имущих, как часто требуют того, что не определено законами не только нашего отечества, но и почти всех других стран мира. Итак, не к насильственному уравнению призывает великий пророк общество, а к добровольной уступчивости. Пусть проявит ее и наше общество во время предстоящих преобразований, особенно люди, обладающие различными благами в большей мере по сравнению с прочими, когда потребует государство для общего благосостояния отечества. Да даст Бог дерзновение и святой Церкви, памятуя о дерзновении святого Иоанна Предтечи, обличавшего Ирода царя, заступаться за людей бесправных и неимущих пред теми, от кого зависит устроить благосостояние последних! Но пусть пастыри Церкви более, чем другие общественные деятели, помнят, что им должен быть чужд призыв к насильственному образу действий одной части общества против другой, тем более против властей. Святой Иоанн Предтеча, правда, дерзновенно обличал самого Ирода царя за его неправды, но ведь он, даже пользуясь любовью народа, никогда не призывал его к насилию: напротив, он заключен был в темницу и усечен мечом за свои обличения.
Наконец, явление в мире Иоанна Предтечи напоминает нам о явлении благодати.
Он, «больший... из рожденных женами», однако, был менее сынов Царствия Христова по дарам благодати (Мф. 11, 11), ибо только они по явлении на земле Слова, «исполненного благодати и истины», восприяли «благодать на благодать» (Ин. 1, 14, 16). Мы, сыны Царствия Христова, узрели очами Учителя истины кроткого, долготерпеливого, понесшего на Себе наши немощи и болезни (Мф. 8, 17; Ис. 53, 4), возлюбившего нас до конца (Ин. 13, 1), положившего за нас душу Свою (Ин. 15, 13) и запечатлевшего любовь Свою смертью крестною. Вот явление благодати. Предтеча Господень еще во чреве матери взыграл, предощущая это радостное явление, и впоследствии радостию радовался, слыша самый глас Женихов (Лк. 1, 44; Ин. 3, 29). Не должен ли образ подобного Учителя наполнить радостью и наше сердце, как исполнилось ею Иоанново, и побудить нас, вошедших в это царство, «поступать так, как Он поступал» (1Ин. 2, 6), ибо в этом залог нашего счастия личного и благосостояния общественного? По слову Господа, «от дней Иоанна Крестителя» люди "с усилием» стали «восхищать» это царство (Мф. 11, 12). А мы стремимся ли усиленно восхищать его, хорошо ли даже сознаем, сколь дорого звание христиан, которое носим, и сколь великих даров благодати сделались мы обладателями? Как часто мы отступаем от этого звания своего по причине соблазнов житейских, не говоря уже, например, о заключении в темницу подобно Иоанну, где он жил не как в «чертогах царских» и не в «мягкие одежды» одевался (Мф. 11, 8)! Сколь многие из нас, вероятно, отступили бы от Христа, если бы пришлось самым делом страдать за Него! А ведь многим уже и приходится страдать за верность Христу от общества, которое в наше время все более и более идет по пути отступления от Христа, от образа Его жизни, исполненной кротости и любви.
Да усилится же и наше стремление в Царство Христово, потщимся и мы усиленнее восхищать его, чаще вдохновляясь здесь (в храме) молитвою, изглаждая, по наставлению святого Предтечи, неправды из души посредством покаяния, творя плоды покаяния – чрез дела любви «по силе, какую дает Бог» (1Пет. 4, 11), служа нелицемерно Христу и исполняясь чрез то покоем души и радостью, которая будет сопровождать нас в жизнь будущего века, или проповеданное Иоанном Царствие Небесное! Аминь.
* * *
1Сокращения при указании источника: ВлЕВ – Владикавказские Епархиальные Ведомости ВЕВ – Волынские Епархиальные Ведомости ОЕВ – Олонецкие Епархиальные Ведомости УЕВ – Уфимские Епархиальные Ведомости
229Произнесено в Петропавловском соборе г. Петрозаводска 24 июня 1906 года. (ОЕВ. 1906. № 13. С. 499–501.)
230Например, Крестовоздвиженское Трудовое Братство Н. Н. Неплюева. В устроении трудовых братств на основе веры и любви Христовой Н. Н. Неплюев и видит именно осуществление призыва «сотворить достойные плоды покаяния». «Покайтеся, братья-христиане!.. Смирите жизнь свою до жизни по вере, действующей любовию, до нелицемерного братства жизни и труда!.. Стройте ковчеги христианских оазисов, христианских трудовых братств! Да будут такими ковчегами мира, порядка и мирного благоденствия все христианские приходы, целые Церкви поместные, целые христианские государства!.. Светильники многих Церквей поместных потухают и колеблются на основаниях своих, потому что перестали признавать основанием своим краеугольный камень Живого Христа... отвергли Его верховный завет братолюбия... Покаемся и сотворим достойные плоды покаяния!» («Церковный Голос». 1906 г. № 22. «Воззвание ко всем христианам» Н. Неплюева).
.....
85. Слово в Неделю 2-ю по Пятидесятнице214
«Глагола има [Петру и Андрею]: грядита по Мне, и сотворю вы ловца человеком» (Мф. 4, 19).
Нынешнее Евангелие представляет нам, братие, такую картину. Весь мир покрыт как бы густым мраком (Ис. 8, 22) неведения истинного Бога, глубокою тьмою страстей, омрачающих ум. Галилея, эта земля Богом избранного народа израильского, уподобилась стране языческой. Ее жители, обратив все свои помышления к земле с ее страстями, не только не ищут, но и враждебно настроены к пришествию небесного света: этот свет разогнал бы их тьму, которую возлюбили они более, нежели свет. В «Галилею языческую» (Ис. 9, 1) приходит предвозвещенный пророками Еммануил, воплотившийся Бог, Слово, которое должно было возвестить нам об Отце, тьмою заблуждений сокрытом доселе от очей людских, так чтобы они «видя не видели и не разумели» (Ис. 6, 9). Отселе сей «свет во тьме светит» (Ин. 1, 5), свет тихий, приятный, влекущий к себе с неудержимою силой.
И никто не может отселе устоять пред сладостным, смягчающим душу ощущением этого света: все, оставляя житейские попечения, подавлявшие искание света, идут к пришедшему на землю Великому Пророку, Целителю всяких немощей, Носителю Самого Божества.
Но дабы свет сей сделать явным всем людям, Божественное Слово избирает способные вместить Его сосуды, которые бы распространили сияние его по всей земле. Оно находит апостолов, которых посылает в мир, да «во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их» (Пс. 18, 5). Ведущий сердца находит эти сосуды, способные восприять свет, среди той же мглы и сени смертной, в которой пребывали все люди. Только в глубине души этих простых и невежественных по видимости людей можно было заметить слабое сияние Божественного света, возжженного словами пророков. Слова последних внедрили в них ожидание Спасителя мира, Христа, предызобразили тот путь, каким Он очистит сердца людей, как Агнец Божий, взяв на Себя грехи мира и быв уничижен «паче всех сынов человеческих». И вот теперь, когда этот издавна «Желаемый всеми народами» (Агг. 2, 7) Устроитель спасения человеческого явился к народу израильскому, к которому первому Он послан был «благословить его» (Деян. 3, 26), начал привлекать к Себе способных к Царствию Небесному, Он отвлекает апостолов от земных их дел, необходимых только для поддержания этой земной, маловременной жизни и указывает им занятие лучшее и высшее, которого значение не обнимается никакими веками. Отныне, вместо бессловесных рыб, они должны уловлять разумные души человеческие, привлекать их в сети Христовы, распространенные над всем миром, сети Божественной любви, гораздо более сладостные, нежели сети всякой земной любви и удовольствий; ибо что сладостнее любви Божественной, столь превосходящей земную, не очищенную от всякого рода страстей и добровольно устраивающую для себя неисчислимое множество мук душевных и, однако, несмотря на то, никогда не дающую душе полноты жизни.
Но то, что совершилось с апостолами, призванными быть ловцами душ человеческих, не есть ли призвание и всех нас? Ибо и мы не должны ли непрестанно распростирать сети Христовы, чтобы уловлять души вверенных нам «малых сих»? Сети эти наша любовь, которая невольно привлекает к нам сердца всех живущих с нами людей, только любовь не земная, которая столь много препятствий в себе самой заключает к уловлению иных душ, но любовь, очищенная словом Христовым, чрез которое были «очищены» (Ин. 15, 3) предварительно и апостолы, уловившие весь мир своей проповедью. Тьма России, которую мы повсюду вокруг себя видим, которую усиливают враги ее, не желающие, чтобы она увидела свет Христов, не должна ли исполнить сердца наши жалостью и ревностью об очищении самих себя, потом же и других? И Господь, «свет всего мира» (Ин. 8, 12), молившийся, чтобы Отец Его привел в единение с Собою всех верующих во имя Его (Ин. 17, 20), оставит ли без Своей помощи тех, которые, проникнувшись любовью к меньшей братии Его, хотят быть «светом мира» и «солью земли» (Мф. 5, 13–14) для очищения ее от зла. Аминь.
......
Есть люди, которые обрекают себя на бесполезную жизнь и бесполезное окончание жизни, таких людей в разы больше, чем всех остальных. Дорогие братья и сестры, не тратьте свое время. Господь Бог истребит, сотрет и совершенно сгладит память о множестве людей, живших на этой Земле. И Господь никогда не забудет и не оставит людей, которые любили Его, которые любили ближних своих, и которые старались жить так, как Он приказал. Это абсолютная истина.
протоиерей Андрей Ткачев
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев