Блажен человек, совершающий путь свой пред лицом Господа и под покровом своего Ангела. Жизнь его уподобляется прозрачному ручейку, текущему по зеленому и цветущему лугу; она чиста и спокойна, подобно жизни Духов небесных. Такой человек боится даже тени порока, дабы не оскорбить своего Ангела Хранителя. Видя перед собой мужа добродетельного и мудрого, кто не станет уважать его? Какой сын не будет почтителен в присутствии отца своего? Дерзнешь ли ты сделать перед Ангелом то, чего не смеешь сделать перед своим отцом? Ты будешь вести себя благоговейно, зная, что тебе присущ Ангел.
Сколь дивно величие небесного Вестника! Он получил от Творца обильные дары благодати, украшен всеми духовными совершенствами, одеян лучезарною славой, как один из сановных служителей чертога Господня. На нем, как на приближенном к престолу Всевышнего, отражается свет лица Божия. Его голос сливается в одну гармонию с голосами всех Ангелов, воспевающих славу Создателя. Он созерцает великого Бога и Христа Его. Лучезарный свет одевает его, как ризою. Вся слава мира сего, все сияние звезд поднебесных бледнеет перед светлым лицом небесного Ангела. Ты, конечно, не видишь лица его, однако ж он тем не менее велик, не менее славен, не менее достоин благоговейного твоего почитания.
Но сколь он ни велик, сколь ни славен сам по себе, еще более велик и славен он тем, что избран посланником от Бога: ибо посланник представляет в лице своем лицо своего Государя: он получает те же почести, какие надлежит воздавать его Государю. Обида, ему нанесенная, почитается обидой, нанесенной Самому Государю его. Посланник, со своей стороны, старается снискать уважение Своему Государю и поддержать Его достоинство. Он дорожит почестями не в отношении к самому себе, но в отношении к Тому, Кого представляет.
Итак, чти Господа Бога твоего в лице Его Ангела, Его представителя, которого Всевышний послал к тебе. Пославший его отмстит тебе за неуважение, которое ты осмелишься сделать Его посланному. Почитай твоего Ангела, ибо если ты оскорбишь его, он станет из твоего ходатая твоим обвинителем. Посланник обыкновенно бывает миротворцем; но если не внимают его миролюбивому голосу, он объявляет войну и удаляется. Горе нам, если мы оскорбляем того, кто защищает нас, оскорбляем служителя Божия, ходатая нашего перед Господом; горе нам, если мы принуждаем его удалиться от нас! Впадая в нечестие, мы возбуждаем в нем отвращение к себе, потому что делаемся врагами Божиими и ведем брань против Неба. Несчастные! Какое безумие овладело нами! Какая слепота! Какое преступление!
Есть такие существа на свете, которые стараются укусить ту руку, которая кормит их и осыпает благодеяниями. Одно воспоминание о них возбуждает негодование. Размыслим и сознаемся, не принадлежим ли мы к числу их? Размысли сам с собой: Ангел Хранитель присущ тебе; предлагает тебе с самой нежною любовью дары благодати Божией, везде следует за тобой, всегда благотворит тебе, помогает тебе в трудах и даже во время сна твоего охраняет тебя, во время опасностей спасает тебя, в скорби и печали утешает тебя, в сомнениях и колебаниях ума просвещает тебя: все это делает для тебя Ангел, посланный Царем Небесным, а ты оскорбляешь его и становишься недостойным его сообщества. С кем же сравню такового? Он похож на сумасшедшего, который в припадках своего бешенства поносит попечительного своего врача, старающегося исцелить его и возвратить ему рассудок.
Совершай путь свой осторожно, говорит один духовный писатель, не забывая, что с тобой присутствует твой Ангел. Убегай всего того, что огорчает его; делай все то, что радует его; будь воздержан, целомудрен и молись с горячим сердцем и со слезами:
«Не оставь меня, о мой Ангел Хранитель, не помяни заблуждений моей юности и прежних грехов моих. На тебя возлагаю надежду мою: ты – моя крепость, мое прибежище. Сохрани меня от сетей грешника и от козней злого духа. Ты мой покровитель с первой минуты моего дыхания. Рассей врагов, окружающих меня; просвети ум мой, блуждающий во мраке; обрати ко мне святое лицо твое, и я пролью слезы и моление пред тобой. Простри свой голос ко мне, о святой Ангел мой, – я готов внимать тебе; повели – и я исполню повеление твое; покажи мне путь – и я последую за тобой».
........
О том, как должно проводить воскресные и праздничные дни
24 июня (7 июля)
(Поучение на рождество Предтечи. Прол. Июня 24)
Мы обыкновенно думаем, что в воскресные и праздничные дни довольно с нас только сходить в церковь Божью и больше ничего. Но это не так. В церковь Божью подлинно мы непременно должны сходить, но вместе с сим, в праздничные дни, мы особенно должны избегать грехов и должны творить добрые дела.
В поучении на Рождество Предтечи говорится: «Насладимся, братие, светлого праздника Предтечи! Украсимся добрыми делами и последуем примеру сего великого Пророка, которого Господь поставил в образ всем, желающим спастись... Возлюбим друг друга, попирая зависть, отложив гнев, отвращаясь от клеветы, отгоняя от себя леность и чистоту с милостынею возлюбив. Если кто все это исполнит, тот без труда взойдет на небеса и по благодати сыном Божиим наречется и будет престолу Божию предстоять. А милостынею он угасит грехи. И потому чистоту и милостыню возлюбим. Милостивых и Господь ублажает, говоря: блажени милостивии, яко тии помиловани будут. Нам должно не на словах только христианами быть, но и на деле, чтобы непостыдными явиться на Страшный Суд, где не помогут ни раб господину, ни отец сыну, ни мать дочери, ни брат брату. Одни только добрые дела вводят нас в вечную жизнь, а злые со стыдом в вечную муку ввергают. От нее же да избавит нас Господь Бог наш.
Итак, в праздники, братие, не только должно ходить в храм Божий и особенно избегать грехов, но необходимо и дела добрые творить. И будем творить. Отведем грешника от греха, научим несведущего истине и добру, подадим ближнему добрый совет, будем молиться за него Богу. Алчущего накормим, жаждущего напоим, нагого оденем, посетим заключенного в темнице, навестим больного и сотворим, по возможности, и другие дела милосердия. И тогда праздники будут подлинно праздниками для нас, ибо наполнят сердца наши радостью истинною, Христовою, непрестающею. Аминь.
.......
Письмо Христово
07 июля.
«Вы – наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками» (2Кор. 3:2)
Вот как ап. Павел определяет степень нравственного уровня коринфян; для него они представляют собою «письмо Христово, написанное Духом Бога Живого на плотяных скрижалях сердца» (2Кор. 3:3).
Письмо это каждый из нас имеет в себе, оно есть то слово, которое Господь говорит каждому человеку, которое относится именно к нему, а не к другому, как личная благая весть, обращенная к нему. Оглянемся назад, на наше прошлое, и перед нами возникает не один случай, когда в глубине нашего сердца прозвучал голос, призывающий нас к Господу. Этот божественный призыв, начертанный на скрижалях сердца нашего, и есть то письмо, которое не может и не должно никогда изгладиться.
Пусть же каждый спросит у себя, какое употребление нашел он для этого письма? Неужели мы оставили его незамеченным или отложили, как ненужное, неужели начертанное Духом Бога Живого не приведет нас к полному перерождению?
Ап. Павел с такою уверенностью говорит про вновь обращенных коринфян, что они – письмо «узнаваемое и читаемое всеми». Очевидно, он не сомневался, что познание истины утвердило их в непоколебимой вере, которую они отныне открыто исповедуют, принося тем самым живое свидетельство обретенной ими веры.
Пусть же пример этих коринфян не пройдет незамеченным и для нас с вами. Будем чаще вспоминать, будем все больше проникаться тем высоким назначением, к которому мы призваны: мы – «храм Бога Живого», и мы «письмо Христово, написанное Духом Бога Живого». Будем же соблюдать храм души нашей в совершенной чистоте, в полном смирении, в непоколебимой вере. Воскурим в нем чистый фимиам неподдельной любви к Господу и беспрекословной покорности Его святой воле. Будем и для других открытым письмом Божиим, возвещающим слово Его каждым нашим действием и всею нашею жизнью!
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев