Тема 186. Страсть сребролюбия (3-я из восьми главных страстей).
Существует множество форм проявления этой страсти: жадность, скупость, любостяжание, мшелоимство, лихоимство, скверноприбытчество, корыстолюбие... Во всех её проявлениях есть один общий мотив – любовь к самому процессу обладания (и приобретения), зависимость от него. Противоположная добродетель – нестяжание.
Сребролюбие паразитирует на неуверенности в будущем (потребности в безопасности) и тщеславии (желании быть признанным, уважаемым).
См. подробнее: Сребролюбие.
Практический совет
«Меня давно интересует один вопрос… Что должны испытывать молодожены в первую брачную ночь, с христианской точки зрения? Почему бывает так, что они даже не прикасаются друг к другу? Здесь какой-то мистический смысл?
Игумен Петр (Мещеринов): В первую брачную ночь муж и жена познают полноту любви, объединяющую их не только на духовном и душевном, но и телесном уровне. Христиане не составляют из этого, общего для всех людей и данного Богом естественного чина жизни, никакого исключения. Если супруги не прикасаются друг ко другу, то здесь не только нет никакого мистического смысла, но это тревожный симптом. Им нужно или обратиться к врачам соответствующей специальности, или пересмотреть свои совершенно не христианские, псевдоаскетические лжедуховные взгляды на норму плотского общения в супружеской жизни». Из книги «Церковь и современность. Вопросы и ответы»
Случайный тест
1. Исключите лишний вариант ответа:
1Душа по природе христианка
2Кровь мучеников — семя христианства
3Бог — неплохой художник
4Бог для того стал человеком, чтобы человек стал Богом
Правильный ответ: №4
Материалы для изучения: Тертуллиан
Комментарий:
Первые три выражения, согласно преданию, принадлежат авторству Тертуллиана. Последнее изречение не входит в этот ряд.
.....
Жизнеописание
Тертуллиан – не отец Церкви, а лишь церковный писатель. Во второй половине жизни он уклонился в раскол монтанистов. Но его сочинения, написанные до этого уклонения, имеют большие достоинства, высоко ценились отдельными отцами и оказали значительное влияние на развитие западного богословия.
Тертуллиану принадлежит ряд глубоких мыслей и выражений, распространённых и хорошо известных даже в наше время:
«Душа по природе христианка»;
«Кровь мучеников – семя христианства»;
«Мы явились только вчера, но уже наполняем всё; города, крепости, суды, бани, деревни, портики, только храмы ваши оставляем вам»;
«Бог – неплохой художник»;
«Диавол подобен обезьяне»; «Что общего у Христа с Платоном, или у Церкви с академией ?»
Наконец, Сredo quia аbsurdum est – выражение, которое часто переводится неправильно, чтобы дать повод для насмешек: «Верю, потому что это нелепо». Правильнее же было бы перевести это выражение так: «Верю, потому что это не поддается доказательствам». Но это не означает, что предметы веры абсурдны, ведь не могут быть доказаны почти все аксиомы и основные положения в любой философской системе.
Тертуллиан – его полное имя Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан – родился и жил в Карфагене, главном городе Римской провинции в Северной Африке, завоёванной во II веке до Рождества Христова.
Христианство в Северной Африке распространилось из Римской Церкви латинскими миссионерами. Ко времени жизни Тертуллиана здесь имелись уже десятки епископов с митрополией в Карфагене.
Тертуллиан родился около 155 года в семье римского центуриона, язычника, получил юридическое образование, знал греческий язык и был знаком с философией и литературой. Об этом можно заключить по его сочинениям.
В зрелом возрасте он обратился в христианство: большое впечатление произвели на него христианские мученики, был женат и состоял пресвитером Карфагенской Церкви. Придерживался крайних воззрений и резко обличал не только язычество (отрицал значение языческой культуры), но и всякие уклонения в жизни христиан.
Тертуллиан был в Риме, где ознакомился с учением монтанистов. По словам блаженного Иеронима, какая-то обида со стороны римского клира явилась поводом для уклонения его в раскол монтанистов (где-то в 200–207 гг.) Он поверил в доступность откровений,увлёкся «новым пророчеством» и строгостью нравственных требований монтанистов.
Тот же блаженный Иероним свидетельствует, что уклонений от Православия в области веры у Тертуллиана не было и, лучше разобравшись в сущности монтанизма, Тертуллиан отошёл от раскола, образовал собственную общину. Но нет сведений о возвращении его в общение с Церковью.
Тертуллиан скончался после 220 года.
.......
Цитата дня
Молитва – обращение падшего и кающегося человека к Богу. Молитва – плач падшего и кающегося человека пред Богом. Молитва – излияние сердечных желаний, прошений, воздыханий падшего, убитого грехом человека пред Богом.
свт. Игнатий (Брянчанинов)
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев