✨«БЕСЕДЫ О ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ»✨
Архимандрит Рафаил (Карелин).
++++++++++++++++++++++++++++
🎆«ВЫСШЕЕ СЛУЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ»
Продолжение...
******************
...Мы хотим сказать, что под словом «любовь» могут скрываться разные состояния. Любовь зависит от мировоззрения человека, от подвига его веры, от меры очищения его сердца, от пребывания в Церкви – включенности в ее мистику и аскетику. Святой апостол Иоанн Богослов назвал Бога любовью (см.: 1Ин. 4, 8); Христос сказал, что Бог есть дух (Ин. 4, 24). Высшая форма любви – духовная любовь – сохранена в учении и жизни Церкви. Православие учит, что Царство Божие «не от мира сего», а земная жизнь – только путь, поэтому оно свободно от мира, от его представлений и предрассудков, от его стремлений и обычаев.
Католическая церковь хочет построить Царство Божие на земле. Она широко открыла свои двери для светской культуры, для светского искусства; она стремится пользоваться достижениями науки и философии, оказывать влияние на политику, разрабатывать проблемы социологии. Поэтому понятия истины и правды приобретают стратегический характер. Стремясь воцерковить светскую культуру, католичество само попадает под влияние этой культуры, где вместо правды – правдоподобие, где истина связана с эволюцией Церкви, то есть носит относительный характер поступательного процесса.
Для Православия истина – это Христос и Церковь, как живое мистическое Тело Христа. По православному учению, Церковь всегда обладала и обладает полнотой Духа Святаго, поэтому критерии истины в Православии тверды и неизменны.
Что же касается протестантского мира, то он отказался от аскетизма древней Церкви и поэтому любовь, истина и другие понятия стали для него субъективными психологическими переживаниями и личными представлениями. Отдалившись от единой Церкви еще дальше, чем католицизм, он потерял какие бы то ни было объективные критерии. Его мистика замкнулась в кругу индивидуальных переживаний. А надо отметить, что мистика без аскезы легко переходит в визионерство или магизм.
Католичество и протестантизм дали миру то, что они имели. Они пытались и пытаются добиться того, чтобы страданий и несчастий на земле было меньше. Но нищих, голодных и больных меньше не стало, а если говорить о душевных страданиях, то их стало больше – страдают и богатые, и бедные. Весь мир похож на обнаженный нерв, судорожно сжимающийся от боли. Прекрасное дело утешить человека, потерявшего надежду, накормить голодного, оказать помощь больному, но это не поможет вывести человечество из тупика, в который оно зашло – остановить процесс нравственной и духовной энтропии, отдалить ту катастрофу, к которой ведет, кажется, весь ход земной истории.
Православие несет в себе единственную силу, которая может противостоять мировому злу, – свет, который не понял и отверг западный мир, заклеймив его названием «ересь паламитов». Этот свет аскезы и созерцания делает человека счастливым среди всех страданий, подобно тому, как сошествие Христа во ад наполнило радостью души усопших.
Древние христианские писатели, в том числе и те, которые принадлежали западному миру, говорили, что единственное добро – это Бог, единственное зло – это грех, все остальное – промежуточные состояния и ситуации. Поэтому Православие с его созерцательным характером, учением о внутренней молитве и безмолвии совершает высшее служение человечеству: оно хранит Фаворский свет, оно открывает путь для стяжания этого света.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3